Незнакомка из Сены. Расследование дилетанта. Часть четвертая
Продолжим наше с вами расследование. Предположение, что Незнакомка могла быть моделью художника, схоже с логикой человека, потерявшего темной ночью ключ по дороге домой, но ищущего его исключительно под светом уличных фонарей, а не в других местах. Мы с вами понимаем, что Незнакомка вовсе не обязана была быть моделью.
Однако, хотя вероятность найти ключ в свете фонаря невысока, но вот попытки искать его в полной темноте — точно бессмысленны.
Самые знаменитые художники того времени - это импрессионисты (не только Франции, но и всего мира). Хотя, если быть точным в определениях, то именно в то время они вовсе не были знамениты, а их известность была в большей степени скандальной. Признание придет много позже. В наше время на аукционах именно картины импрессионистов бьют все рекорды цен, их стоимость исчисляется десятками миллионов долларов, а порой перешагивает и за отметку в сто миллионов. Велик соблазн увидеть нашу Незнакомку именно на этих картинах.
Но прежде мне хотелось бы ответить тем, кто сомневается в том, что изображение мертвого лица может что-то значит для художника. Мол, зачем снимать маску если есть картины, уже есть фотографии (тогда дагеротипы), что позволит запомнить человека живым. Зачем и кому нужно изображение именно трупа? У художников другое отношение к смерти. Для многих из них — смерть одно из ярчайших проявлений жизни, неотъемлемая ее часть.
Вспомним Камиллу Донсье - жену и любимую модель великого Клода Моне.
Узнав о ее смерти он сразу примчался к ней. И угадайте, что первое сделал художник, потрясенный смертью жены? Он стал рисовать ее такую как есть — на смертном одре. По мнению многих (не моему) - эта картина стала одной из вершин его творчества.
Мне было даже не пришлось листать альбомы с картинами импрессионистов в поисках лица схожего с нашей Незнакомкой. Сразу после публикации третьей части исследования пришло сообщение, в котором было несколько фотографий и ссылок. Не скажу, что это сэкономило время, поскольку именно эту кандидатуру, как наиболее вероятную, рассматривал на роль Незнакомки еще несколько лет назад. По крайней мере это означает, что не я один увидел сходство.
Вопрос - увидите ли вы его, мои читатели? Смотрите - вот картина "Коса" Огюста Ренуара 1885 года.
А вот "Танец в Буживале" и фрагмент картины "Городской танец" 1883 года.
Картина "Зонтики" (1883) - рядом с моделью художник (О.Ренуар) изобразил себя..
Все это одна модель — великолепная и очаровательная Сюзан Валадон. На картинах Ренуара ей всего 18 лет, а на первом портрете — двадцать. Мать Сюзан была прачкой, своего отца она никогда не знала. В 13 лет стала цирковой гимнасткой, а уже в 15 лет получила травму и ушла из цирка. Благодаря красоте и обаянию очень быстро стала популярной в среде богемы. Любила гульнуть в шумных компаниях, пользовалась большим успехом у мужчин и отнюдь не была недотрогой. Позировала многим художникам. В 18 лет родила сына (отец неизвестен).
Вскоре после рождения ребенка сошлась с художником Тулуз Лотреком.
Тот, как помните, был некрасивым карликом и очень талантливым необычным художником.
Впрочем, будем честны, Сюзан скорей привлекла состоятельность Лотрека (графа по происхождению и наследника богатого рода).
Самое время посмотреть картины Лотрека, на которых изображена Сюзан Валадон. Обе картины конца 80-х годов Х|Х века. Первая названа «Пьющая», вторая — «Похмелье».
Разительная разница с картинами Ренуара?
А если подтянуть портрет Модильяни...
И добавить сюда ее автопортрет (1883). Да, Сюзан Валадон всегда хорошо рисовала и в последствии стала известным художником, пожалуй, первым художником-женщиной Франции, получившим признание.
Глядя на все эти картины, в пору задаться вопросом: а как на самом деле выглядела Сюзан Валадон? На картинах Ренуара и ее автопортрете мы видим сходство, но вот на картинах Модильяни и Лотрека — сходство лишь весьма отдаленное.
Однако теперь мы САМИ можем ответить на этот вопрос. У нас есть ее фотографии. Вот это фото 1888 года.
Может ли быть женщина изображенная на фотографии быть нашей Незнакомкой?
Даже учитывая, что здесь она кажется значительно старше, сходство, конечно, есть.
Сама Валадон прожила долгую жизнь и, конечно, если маску снимали с нее, то это была прижизненная маска, поскольку она умерла аж 1938 году.
Увы, другие фотографии опровергают предположение об идентичности Незнакомки и Сюзан Валадон.
Такой носяра абсолютно не вписывается в эту версию. Все-таки Ренуар польстил Сюзан, изображая пикантный носик, а вот безжалостный Лотрек был ближе к истине.
Надо сказать, хоть я и всерьез отрабатывал эту версию, но изначально не слишком верил в то, что таким образом найду Незнакомку. Просто информационное поле связанное с импрессионистами давно уже основательно повытоптано, вероятность того, что Незнакомка была моделью известных знаменитых картин исчезающе мала. Найти наш «ключ» в свете этих фонарей точно не удастся, поскольку по этому полю уже прошлись тысячи исследователей.
Но вернемся к изображению маски. Все же настаиваю, что это посмертное изображение. Есть некие особенности на которые стоит обратить внимание. Во-первых, губы. А что с ними не так? Присмотритесь — сами губы хорошо просматриваются анфас (спереди), они не тонкие, как может показаться на первый взгляд, и достаточно четко очерчены. Но вот в профиль бросается, что губы.. практически плоские.
Во-вторых, скулы. Смотрите на первые две фотографии ниже. Широкие четко выделенные скулы и впалые щеки. А теперь посмотрите на две фотографии ниже.
Девушка на этих фотографиях не кажется обладательницей впалых щек или худышкой.
Отчего же такие контрасты в одном и том же лице?
Ответ прост и, увы, неприятен.
Отсюда же, кстати, и разгадка улыбки Незнакомки. На самом деле, скорей всего, наша девушка была вполне упитанной и щекастой. Вот только вскоре после смерти начинаются изменения. Через день или два (в зависимости от температуры среды) проходит трупное окоченение, становится заметным высыхание, черты лица заостряются, ткани оплывают вниз.
Отсюда и форма губ, и еле угадываемая улыбка — щеки оттягивают уголки рта вниз, в нашем случае при вертикальном размещении маски — вбок, создавая иллюзию улыбки.
Вот ниже не слишком качественная попытка до определенной степени воссоздать черты лица Незнакомки.
На самом деле назвать это реконструкцией сложно. Я всего лишь хотел показать, что реальная внешность Незнакомки может заметно отличаться от изображения маски. Это в первую очередь касается очертания губ, выдающихся скул, отсутствия щек, в меньшей степени формы носа и высоты переносицы.
Честно сказать, имея так мало данных, и к тому же же убедившись,что даже изображение маски не является гарантом опознания возможной модели, я сдался. Сдался, поскольку понял, что мне одному не справиться.
Но это вовсе не значит, что я отказался от самих поисков. К кому обратится за помощью?
Я решил попросить моего знакомого, живущего во Франции, попробовать через его сына, обучающегося в университете, навести справки о «Незнакомке из Сены» у преподавателей, разузнать рассматривалась ли версия о том, что наша Незнакомка могла быть моделью какого-то художника.
И как ни странно, ответ не замедлил.
.
Продолжение следует...
.
© ЛысыйКамрад
6 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Идея про девушку-модель конечно не самая абсурдная, но если в то время богема видела в слепке идеал красоты и женщины стремились быть похожи, было и необязательно чтобы девушка была ммм.. даже живой. Конечно, сейчас у нас хирурги и пластика творят чудеса, но и в то время было много хитростей, применимых женщинами для доведения себя до идеальной красоты (тени, туши, хоть даже корсеты). А если даже уцепиться за художников. Красоту видят не один и не два. По своему, конечно, но видят. Повторять про популяризацию образа, думаю, уже не стоит дважды :)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена