Всемирный потоп. Часть 3. Сказания двух Америк, Европы, Африки и оставшейся части Евразии
Предыдущие части:
Часть 1: Всемирный потоп. Часть 1. Библия и другие сказания
Часть 2: Всемирный потоп. Часть 2. Сказания из Индии, Китая, Японии, Индонезии, Австралии и Океании
Всемирный потоп. Сказания американских континентов.
На полуострове Аляска обитают племена индейцев атапасков, охотников и рыболовов. У атапасков, так же как и у многих народов нашего Северо-Востока (чукчей, эскимосов, ительменов, коряков и других), популярны сказания о Вороне — культурном герое, первопредке, шутнике и добытчике рыбы. Но, в отличие от народов Северо-Восточной Азии, у мифического Ворона в фольклоре атапасков есть еще одна ипостась — он спасает людей от потопа.
Атапаскские племена населяют не только полуостров Аляску — они разбросаны по огромной территории лесов и тундр Канады от берегов Тихого океана до Гудзонова залива. И у канадских атапасков имеется другой миф о потопе. Во время необычайно суровой зимы люди и звери, жившие в полном мире и согласии, похитили у медведя, повелителя неба, мешок, в котором хранилось тепло, и принесли его на землю. Когда похитители остановились на ночлег, изорвавшая во время путешествия на небо свои мокасины мышь вырезала из мешка, хранившего тепло, маленький кусочек кожи. Тепло вырвалось из дырки, снег тотчас же растаял и превратился в воду, залившую всю землю. Вскоре только вершины гор остались незатопленными. Мудрый индеец по имени Этси знал о грядущем бедствии и предупреждал о нем своих соплеменников. "Построим большую лодку, чтобы все мы могли спастись", — говорил он. Люди не послушали старика и погибли в результате наводнения. Этси же, взявший в свою лодку по паре различных животных, пережил потоп, и благодаря ему на земле вновь размножился род человеческий, а от спасенных им животных появились птицы и звери.
Сказание о потопе есть и у племен индейцев, населяющих территорию бывшей "Русской Америки" — тлинкитов и хайда (русские авторы XVIII–XIX веков, оставившие первые этнографические описания этих индейцев, называют их "колошами"). Мифический Ворон прекращает потоп, посланный его дядею, владыкой воды и прилива, и становится вождем людей.
У племен субарктики догриб и слеви есть легенда о юноше, которого проглотил кит. Когда юноша с помощью сестры умудряется из кита выбраться, то кит в гневе производит волны, заливая землю потопом. Из всех людей только юноша и сетсра смогли спастись.
О потопе рассказывают легенды различных индейских племен, живущих на территории США и Канады: сиу, которые когда-то населяли центральную часть Соединенных Штатов по обоим берегам реки Миссури; шайены, живущие в северных районах США; чероки, остатки которых живут в резервациях на юго-востоке США; алгонкины, населявшие два века назад огромную территорию от полуострова Лабрадор до полуострова Флорида (алгонкинский Ной — Монипозо — спасся от потопа на высокой горе, как и герой "Эпоса о Гильгамеше" Утнапиштим).
Если у народов Северо-Восточной Азии и индейских племен Северо-Западной Америки излюбленным персонажем мифов является Ворон, то у индейцев Калифорнии таким культурным героем, праотцом и шутником является Койот. И он, подобно Ворону, спасает мир от потопа.
Племя цимшиан, живущее на северо-западном побережье Северной Америки, рассказывает, что дети, играю на берегу, посмеялись над незнакомой женщиной. Она пошла за ними, ведя за собой прилив. В итоге, вода залила всю землю. Часть людей смогла спастись на плотах, и так происходит разделение племен.
Сказания о потопе мы находим и в Центральной Америке. И если в мифологии североамериканских индейцев можно усмотреть влияние Библии и ее версии потопа (так же как и в рассказах о потопе, бытующих среди жителей Океании), то у индейцев киче, майя, астеков имеются памятники самобытной литературы, сложившейся задолго до того, как каравеллы Колумба пристали к берегам Нового Света.
"Пополь-Вух", или "Книга народа", — так называется замечательное эпическое произведение, созданное неизвестным автором на языке киче и называемое порой "библией Центральной Америки". В нем излагаются мифология и история народа киче, живущего в центральной части современной республики Гватемалы. В первой половине книги приводятся мифы о сотворении мира и людей. Первые люди были созданы из глины Создательницей и Творцом, которые тотчас же "увидели, что это получилось неудачно". Со второй попытки Создательница и Творец сотворили плоть мужчины из дерева, а плоть женщины из сердцевины тростника. Но и это не удовлетворило богов.
И тогда, как говорит эпос киче, "немедленно деревянные фигуры были уничтожены, разрушены, сломаны и убиты. Потоп был создан Сердцем небес, был устроен великий потоп, который пал на головы деревянных созданий… Это (было сделано), чтобы наказать их, потому что их мысли не достигали до лица их матери, до лица их отца, Сердца небес, что зовется Хураканом. И по этой причине лик земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью".
В XVI столетии индейцы майя, несмотря на преследования инквизиции, старались сохранить наследие своих предков. Они записывали, только уже не иероглифами, а латинскими буквами на родном языке исторические хроники, мифы, пророчества, родословные. Такие рукописи принято называть "книгами Чилам Балам" по имени знаменитого прорицателя (на языке майя — "чилам") Балам, жившего во времена испанского завоевания. В одной из самых знаменитых рукописей, обнаруженных в 1870 году, книге "Чилам Балам из Чумайеля" можно найти указание на потоп: "Был внезапный ливень, пошел дождь, когда лишились скипетра тринадцать богов. Рухнули небеса, рухнули на землю, когда четыре бога, четыре Бакаба ее разрушили. Когда закончилось разрушение мира, тогда были помещены деревья Бакабов".
Представление о том, что мир уничтожался потопом, существовало у жрецов индейцев-ацтеков, создавших сложную космогоническую и этическую систему. Подобно тому, как в представлении древних индийцев циклически повторялись эры, или юги, так и в ацтекском учении о мироздании последовательно сменялись различные эры, причем конец каждой из них знаменовался пришествием воды, огня, ветра.
Вот как говорит об этом текст, записанный латинскими буквами в одной из рукописей астеков: "Наступил день, в который смерть овладела человечеством. Тогда взрослые должны были удалиться в страну Миштлан, а самые младшие из детей заняли место у чудотворного дерева. Это дерево вскормило детей своим молоком, как мать. Так образовалась новая раса великанов, которая просуществовала 4008 лет. Потом боги, ими недовольные, ниспослали на землю потоп. Все люди превратились в рыб, за исключением одной пары, спрятавшейся в ветвях дерева ахуэхуэте. Катастрофа произошла на десятый день атль. Когда потоп прекратился и человечество возродилось, возникла новая раса…"
О потопе говорят мифы и легенды индейцев Южной Америки. У чибча, создателей одной из оригинальных культур доколумбовой Америки (на территории нынешних республик Колумбия и Панама), почиталась богиня Чиа. В незапамятные времена она вызвала разлив реки, в результате которого под водой оказалась вся суша, за исключением высоких гор. На их вершинах и нашли спасение избранные.
Многочисленные племена индейцев, населявших Амазонию, рассказывают легенды о потопе, от которого спаслись лишь те, кто смог забраться на верхушки деревьев или скрыться в пещерах. У араваков, населяющих джунгли Венесуэлы и Гвианы, а также острова Карибского моря (там, где их не истребили испанские конкистадоры), рассказывают о пережившем всемирный потоп герое, прародителе рода человеческого.
Носителями одной из самых высоких цивилизаций Нового Света, созданных индейцами, были инки. В их мифологии мы также находим упоминание о потопе, вызванном божеством Виракочей. По различным версиям, Виракоча то стремится уничтожить род людской потопом, то хочет уничтожить первое, неудавшееся творение, то сам спасается от нашествия вод и вместе с братьями дает начало династии инков.
Сказания о потопе имеются и у племени яганы Огненной Земли. У них обиженная людьми самка птицы вызывает обильный снегопад. А тающая вода затопляет собой мир.
Перечень всех индейских племен, у которых есть сказания о потопе, занял бы слишком много места, но основные мотивы этих сказаний уже перечислены.
Всемирный потоп. Сказания Западной Европы.
Остров Исландия стал своеобразным заповедником мифов, созданных древними германцами. В средневековой Европе церковь, борясь с язычеством, преследовала древние верования, и ни одному ученому монаху не пришло бы и в голову записать сказания, легенды, стихи, которые жили в народной памяти. Так было во всей Европе, за исключением Исландии. Остров был заселен в IX веке норманнами. И в ту пору, когда на материке древнегерманское «язычество» было почти полностью изжито, на острове Исландия собирали и записывали замечательные памятники фольклора. И не только собирали, но и старались объяснить, прокомментировать древние образы и мифы.
Наиболее известный памятник древнеисландской литературы — так называемая «Старшая Эдда», сборник песен о богах и героях, сохранившийся в единственной рукописи, древнем пергаментном кодексе, написанном в XIII столетии, вернее, скопированном с еще более древней рукописи. Наряду с рассказами о деяниях древнегерманских богов и героев в «Старшей Эдде» повествуется о конце света — Рагнарёке, всемирной катастрофе, уничтожившей мир. В песне, названной «Прорицание вёльвы» («вёльва» — колдунья, ведьма), говорится следующее:
Солнце померкло, земля тонет в море,
срываются с неба светлые звезды,
пламя бушует питателя жизни (т. е. огня),
жар нестерпимый до неба доходит.
Видит она: вздымается снова
из моря земля, зеленея, как прежде;
падают воды, орел пролетает,
рыбу из волн хочет выловить.
По представлениям «Эдды» гибель мира происходит в результате смертельной схватки добра со злом, а все живое уничтожается всеми стихиями сразу — огнем, холодом, водой. Иными словами, потоп является одним из компонентов гибели вселенной, вслед за которой грядет новая жизнь. Род человеческий вновь возрождается от супружеской четы Лив и Ливтрасира (в буквальном переводе «Жизнь» и «Пышущий жизнью»), сумевшей уберечься и от огня, и от потопа.
О потопе говорится и в «Младшей Эдде», памятнике, написанном исландским ученым, поэтом и политическим деятелем Снорри Стурлусоном в 1222–1225 годах. Повествуя о днях сотворения мира, Снорри Стурлусон говорит о том, как сыновья божества по имени Бор («Рожденный») убили великана Имира, прародителя рода «инеистых» великанов, порожденных тающим инеем. «Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со своей семьей. Великаны называют его Бергельмиром (“Ревущий как медведь”). Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так спасся.»
О потопе и затонувших островах повествуют предания ирландцев, восходящие к древним кельтским сказаниям и мифам. «Ирландские герои потопа — это Бит с женой Биррен и их дочь Цесара. Она была замужем за Финтааном, а ее сын Лар женился на Бальме. Во время потопа вся семья погрузилась на судно, благодаря чему и спаслась у берегов какого-то острова, вероятно, одного из трех островов Аран, расположенных у западных берегов Ирландии… Вскоре после потопа, согласно преданию, произошла новая катастрофа. Взошла красная Луна, окруженная пеленой облаков, которые рассыпались и падали на Землю, вызывая разрушения. На этот раз семья Бита погибла, и страна осталась без людей.»
В Уэлсе, где так же стойко сохранялись кельтские традиции, говорят, что карлик Эйденс (иначе Эйвенс, или Эйвес) вызвал разлив озера, волны которого затопили всю землю. Спаслись лишь Дюэйвен и его жена Дюэйвич, которые нашли убежище в ковчеге, где, кроме съестных припасов, они собрали «всякой твари по паре».
В Ирландии, Уэлсе, Бретани — всюду, где сохранились кельтские языки и традиции, — бытуют легенды о затонувших землях — о волшебном острове Авалон, где жил когда-то король Артур, об островах Ис, Лионесс, Бусс.
Сказания о потопе есть и на юге Европы. Мифология Древней Греции насчитывала аж три потопа (по наиболее распространенной версии), которые связывались с именами Девкалиона, Дардана и Огигеса.
«Девкалион — царь фессалийского города Фтии, сын Прометея и Климены, супруг Пирры, отец Эллина. Когда Зевс за преступления решил погубить человеческий род и наслать на землю всемирный потоп, Девкалион по совету Прометея построил корабль, на котором спаслись он и Пирра — единственные из людей. На девятый день корабль Девкалиона остановился у вершины Парнаса (варианты: у горы Отрис в Фессалии, у Афона или у Этны). Оракул Фемиды на Парнасе на вопрос Девкалиона и Пирры, как возродить человеческий род, ответил, что им надо бросить через плечо кости матери. Девкалион понял, что камни — это кости матери-Земли. Камни, которые бросал Девкалион, превратились в мужчин, брошенные Пиррой — в женщин. Миф о Девкалионе, возможно, восточного происхождения и перенесен из стран Двуречья, где были широко распространены сказания о потопе.»
Такие сведения о Девкалионе и «девкалионовом потопе» сообщает «Мифологический словарь», изданный Учпедгизом в 1961 году. Однако, с такой точкой зрения согласны не все. Некоторые исследователи считают, что этот миф является греческим, раз в нем фигурируют греческие имена, и сами греки ведут свой род от Девкалиона.
Второй потоп согласно греческой мифологии случился при царе Дардане, сыне Зевса и Электры. Он был родоначальником дарданов, народа, обитавшего в Малой Азии в районе Трои, и основателем династии Дарданидов, к которой принадлежали троянские цари (от имени Дардана происходит название пролива Дарданеллы, отделяющего Европу от Азии). Первоначально Дардан жил в провинции Аркадия, затем переселился на остров Самофракию. И тут его настигло бедствие: море выступило из берегов и залило не только остров, но и все близлежащие острова и даже материки. Дардану удалось спастись от потопа, а когда вода спала, он основал, переселившись в Малую Азию, у подножья горы Ида город и стал родоначальником династии царей великой Трои.
Третий, самый древний, потоп произошел в правление царя Беотии Огигеса, одного из мифических фиванских царей и основателя Элевсина. Вследствие потопа Аттика была опустошена и её полисы разрушены: наступил период безвластия, длившийся около двухсот лет и окончившийся лишь с воцарением Кекропа. Согласно Сексту Юлию Африкану, христианскому историографу III в. н. э., время Огигова потопа соотносится с исходом евреев из Египта.
Всемирный потоп. Сказания Африки.
Кому-то это может показаться странным, но народы Африки практически не имеют сказаний о потопе. Некоторые авторы пытаются показать наличие мифов о потопе у египтян, но это они или путают потоп и наводнение, или же упоминают легенду, согласно которой из воды все пришло и в воду все уйдет.
Есть пара племен, где есть упоминание локального потопа, в котором одна единственная деревня оказывается затопленной, и хижины до сих пор можно видеть на дне озера. Это явно не тянет на Всемирный потоп.
Есть у некоторых племен упоминание о потопе из разбитого горшка - но это соответствует легенде о появлении воды на земле, возникновению рек, озер.
И только пара африканских бантуязычных племен имеет подходящие сказания. Племя консо говорит, что Бог разгневался на землю за то, что она не производит ни траву, ни плоды. Последней каплей стало, когда человек пришел к Богу на это жаловаться. Тогда Бог покрыл землю водой, а приходивший к Богу человек стал единственным выжившим в построенном плавучем доме. И племя мкулве рассказывает легенду, в которой реки разлились, а Бог велел двум людям принести на корабль по паре каждого вида животных, семена расстений.
Всемирный потоп. Сказания оставшейся части Евразии.
А вот тут финиш. Древние славяне, как было рассказано ранее, не имеют у себя сказаний о Всемирном потопе. Не имеют подобных сказаний и финно-угорские народы (единственная легенда обнаружена у манси). Отсутствуют сказания о потопе и у большей части народов, населяющих Западную и Центральную Сибирь, а также Центральную Азию.
Получается, что легенды о потопе распространены везде, кроме Африки, Восточной Европы, Центральной и Северной Азии.
17 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена