Олдскульные спецэффекты: часть вторая
КВАЗИМОДО
Играя Квазимоду в драме «Горбун из Нотр Дама» по роману Виктора Гюго, актер Лон Чейни носил тяжёлый резиновый горб весом 18 килограммов, который крепил к спине кожаным сцепным устройством, утяжелявшим конструкцию ещё на 13,5 килограммов. Помимо этого он набирал в рот воск и замазывал им один глаз.
КИНГ КОНГ
Макетчики изготовили лапу, ногу и торс обезьяны в натуральную величину для крупных планов, но в основном в съёмках участвовала кукла размером 46 сантиметров, анимированная Уиллисом О’Брайеном по кадрам. Модель обезьяны изготовил скульптор Марсело Дельгадо. В работе над куклой использовался метал для скелета, пенопласт, резина и кроличья шкура для оболочки. Оптические эффекты реализовывались при помощи «блуждающих масок» методом контактной печати на оптическом принтере или трюк-машине. Также применялась традиционная анимация для изображения стаи чаек, метод Шюффтана*, двойная экспозиция и рирпроекция миниатюр. Лента пользовалась огромным успехом, став одной из самых кассовых картин десятилетия.
ФРАНКЕНШТЕЙН
Монстра в знаменитой чёрно-белой киноленте «Франкенштейн» сыграл Борис Карлофф после того, как проект покинул Бела Лугоши из-за творческих разногласий с режиссёром картины. Знаменитый выпирающий лоб монстра был изготовлен при помощи хлопчатобумажной ткани и раствора коллодия, в которой её вымачивали, а после накладывали слоями на голову актёра. На грим в общей сложности уходило более трёх часов, а затем еще полтора часа на то, чтобы его снять и смыть. Ранние материалы для пластического грима причиняли массу неудобств как создателям, так и актёрам. К примеру, коллодий легко воспламенялся и часто вызывал кожное раздражение.
АМЕРИКАНСКИЙ ОБОРОТЕНЬ В ЛОНДОНЕ
Сцена превращения героя в оборотня по-прежнему смотрится эффектно и убедительно. Бейкер применял пластический грим на основе вспененного латекса, а также аниматронику - различные механические устройства, позволявшие вытягивать бутафорские руки и ноги персонажа. В одном из кадров главный герой обрастает шерстью. Эффект прорастания волос был реализован при помощи классической методики. В накладной коже художники сделали отверстия, в которые продели волоски. Во время съёмки шерсть вручную вытягивали с обратной стороны таким образом, чтобы длина волоска уменьшалась и полностью сходила на нет.
Отснятый материал проигрывался в обратной последовательности - так получился оборотень с отрастающей на глазах шкурой.
ДЖАББА ХАТТ
Классическая трилогия «Звёздные войны» изобилует запоминающимися образами диковинных существ. Но, пожалуй, именно Джабба Хатт - главарь межгалактической мафии, получился у кинематографистов самым колоритным персонажем из тех героев, которых изображали куклы. На момент выхода картины на экраны Джабба Хатт был самой крупной и сложной куклой, при создании которой применялась аниматроника.
Моделью управляли шесть специалистов, в том числе трое, спрятавшиеся внутри полой конструкции тела Джаббы. В основании хвоста сидел карлик, двое других реквизиторов двигали руки, язык, голову и тело монстра. Ещё один кукловод находился под сценой и помогал Джаббе дышать. Глазами управлял другой оператор при помощи пульта дистанционного управления. Шестой и последний специалист выдувал дым из трубки.
КОРОЛЕВА ЧУЖИХ
Многие эскизы режиссёр нарисовал сам. Например, Кэмероном был разработан дизайн Королевы Чужих. Непосредственно созданием куклы руководил Стэн Уинстон, сконструировавший Терминатора. К мастерам спецэффектов поступили в работу не только эскизы чудовища целиком, но и его частей - головы, туловища и хвоста. Полномасштабной куклой управляли несколько операторов, в том числе двое, сидевших внутри существа.
Скетч Джеймса Кэмерона
Модель Королевы создали в двух масштабах. Помимо полноразмерной куклы была построена миниатюра в размере ¼ для съёмок в логове. ри этом миниатюрная модель представляла собой аниматронную куклу, движениями которой управляли при помощи 50 кабелей. Эту же модель снимали в сцене битвы, когда Рипли использует автопогрузчик. Во многих кадрах зрителю показывают куклу Рипли и автопогрузчика, построенные в том же масштабе, что и матка Чужого. На их создание ушло около полугода. Миниатюрная копия Королевы в точности повторяла все черты полноразмерной куклы чудовища, внутри которой помимо двух операторов умещалась гидравлическая система управления головой, шеей, языком и телом. Несмотря на всю сложность конструкции, зритель не увидит в кадрах кабели и другие приспособления из-за выгодных ракурсов съёмки.
ТВАРЬ
В фильме «Нечто» есть несколько сцен с пугающими до дрожи монстрами. Но, пожалуй, одними из самых зрелищных являются кадры с появлением чудища из тела человека, когда тот лежит на столе. Для этой сцены специалисты по эффектам изготовили копию тела персонажа Чарльза Галлахана из вспененного латекса и силикона. Творческий и технологический процесс занял около десяти дней, чтобы бутафорский муляж выглядел реалистично. Механизированную куклу положили на специальный стол, который скрывал от глаз не только специалистов, но и настоящий торс актёра. Над столешницей находилась лишь голова и плечи реального Чарльза Галлахана. На подготовку оборудования к съёмке у кинематографистов уходило до восьми часов. В определённый момент гидравлический механизм разрывал силиконовую плоть муляжа и перекусывал руки персонажа, пытавшегося помочь Галлахану. При этом героя, которому откусывали конечности, изобразил человек с инвалидностью. Для этого ему надели специальные протезы рук и маску на голову, чтобы он выглядел, как игравший эту роль актёр. В кадрах с бегущей на паучьих ножках головой фигурирует радиоуправляемая кукла монстра. В сцене, где паучьи лапы прорастают из головы, модель управляется кукловодами, спрятавшимися под полом студии.
Источник:
0 комментариев