Эдуард Артемьев
выходит из младенческого состояния и теперь
ей под силу решать не только космические,
но и собственные человеческие проблемы.
Андрей Тарковский
Эдуард Артемьев - признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев ярко, талантливо, увлекает силой своего воображения, темпераментом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.
Эдуард Артемьев - автор большого числа произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению, творческим задачам. В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени.
Переломным моментом в судьбе музыканта стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звуко-синтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (названный так в честь Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественном музыкальном искусстве родилось новое направление – электронная музыка.
В начале 1960-х годов электронными опытами Эдуарда Артемьева заинтересовались кинематографисты. Его музыкальные эффекты, подчеркнутые "неземным" звучанием, сначала использовались в кинолентах о космосе.
Андрей Тарковский по достоинству оценил новизну звуков в исполнении Артемьева и предложил ему сотрудничество. Так в фильмографии музыканта появились проекты "Солярис", "Сталкер", "Зеркало".
Эдуард Артемьев является любимым композитором и давним другом кинематографиста Никиты Михалкова. Без его музыки не обошлись: "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Несколько дней из жизни Обломова", "Родня", "Урга: Территория любви", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", "Мама"
Сотрудничество композитора с режиссером Андреем Кончаловским, начатое в "Сибириаде", продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке", а также на студиях Голливуда .
Композитор также работал со многими известными российскими режиссерами, среди которых: Вадим Абдрашитов, Денис Евстигнеев, Александр Прошкин, Александр Фокин, Павел Чухрай, Карен Шахназаров.
Большой популярностью пользовались пластинки с записью киномузыки Эдуарда Артемьева, в частности, диск-альбомы "Картины-настроения" и "Картины-настроения. II", куда вошли фрагменты нескольких киноработ, компакт-диск "Территория любви" с музыкой к фильмам Никиты Михалкова.
Сочинения Артемьева вызвали большой интерес и за рубежом. Во Франции была выпущена пластинка с записью многочастной композиции, созданной для сериала Андрея Кончаловского "Сибириада", компакт-диски к картинам Михалкова "Урга" и "Утомленные солнцем", а в США - "Ближний круг" с музыкой к кинолентам Кончаловского.
В Голландии в 1990 году выпущен в свет компакт-диск с большим циклом пьес, созданным по мотивам музыки к фильмам Андрея Тарковского, куда вошла также композиция "Посвящение А. Тарковскому", специально написанная для этого случая.
из интервью
"Для меня самое сильное "оружие" музыки - ее эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать", - считает композитор.
"Киномузыка - это передача ощущения, настроения эпизода. Причем эпизода целиком, без каких либо подробностей. Бывает, что здесь нужен какой-то акцент. Так была написана "Раба любви" и все остальные фильмы с Михалковым. Это общее чувство того, что переживает героиня в этот конкретный момент или что происходит в целом на экране".
"…мне интересно быть с самим собой. Конечно, был период, когда я мог слушать музыку - в начале 70-х годов, тогда открыл для себя рок. Отличные группы появились - Pink Floyd, Genesis, Yes, Electric Light Orchestra… Величайшие коллективы, которые совершили подлинную революцию в музыке. Это было самое серьезное потрясение в моей жизни! С тех пор у меня осталась шикарная библиотека из кассет, которые я действительно слушал. Но со временем коммерция всех, как говорится, скушала. На этом музыка закончилась, все ушло в поп. Не могу сказать, что поп-музыка плоха, она - не в числе моих интересов. Иногда мне нравится то, что играют мой сын и его друзья. Слушаю, прислушиваюсь… Я всегда учился на слух. Это уже потом разбирал музыку по нотам. Но для меня было важно первое звуковое ощущение".
Некоторые факты
В композиции Resurrection группы ППК обработанная музыкальная тема Артемьева к фильму "Сибириада" дебютировала на 3-м месте в британских чартах синглов в 2002 году. Эта же тема из композиции "Поход" ("Смерть героя") была использована 7 февраля 2014 года на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи.
Другая мелодия Артемьева — основная тема из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" — в аранжировке Игоря Матвиенко прозвучала на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи. Тогда же была использована и музыка Артемьева из фильма "Сталкер".
Поэт Николай Зиновьев написал стихи на одну из музыкальных тем Артемьева к фильму "Родня", и в результате получилась песня "Полет на дельтаплане", которая стала широко известна в исполнении Валерия Леонтьева. Зиновьев является автором также как минимум трех песен на музыку Артемьева, одну из которых ("Ностальгия") исполнил Игорь Тальков.
небольшие выдержки из фильмографии
Вход в лабиринт (1989)
Гомер и Эдди (1989)
Перед рассветом (1989)
Город Зеро (1988)
Эти... три верные карты... (1988)
Воля вселенной (1988)
Визит к Минотавру (1987)
Без срока давности (1986)
Секунда на подвиг (1986)
Курьер (1986)
Возвращение с орбиты (1984)
ТАСС уполномочен заявить... (1984)
Гори, гори ясно (1983)
Особый случай (1983)
Опасный возраст (1981)
Родня (1981)
Когда уходят киты (1981)
Охота на лис (1980)
Сталкер (1979)
Сибириада (1978)
Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
Раба любви (1975)
Страх высоты (1975)
Зеркало (1974)
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
Солярис (1972)
и еще множество худ. фильмов и мультфильмов
3 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена