12 биографических лент, оскорбивших своих реальных прототипов (13 фото)
Сегодня главной американской мечтой стала не семейная идиллия с роскошным домом в престижном районе, здоровыми веселыми детьми и большой добродушной собакой, сейчас жизнь нужно прожить так, чтобы еще до твоей смерти Голливуд снял о тебе байопик с бюджетом под сотню миллионов долларов, а на роль тебя красивого взяли оскароносного актера, чьи фото украшают стены миллионов комнат по всему миру.
Биографическое кино пользуется неизменным успехом у зрителей вне зависимости от того, рассказывает оно о наших современниках Марке Цукерберге и Джулиане Ассандже или об исторических персонах вроде Авраама Линкольна и короля Георга IV. Однако следует помнить, что в погоне за скандалами и пиаром авторы байопиков частенько не просто приукрашивают действительность, они переходят черту, за которой некоторые детали жизни ведущих героев становятся не просто неправдоподобными, а оскорбительными для тех, о ком снято кино, или их близких. Вместе с порталом Film.ru мы вспомнили несколько примеров того, как неплохие биографические ленты обернулись скандалами для их создателей, чрезмерно увлекшихся сочинительством.
Биографическое кино пользуется неизменным успехом у зрителей вне зависимости от того, рассказывает оно о наших современниках Марке Цукерберге и Джулиане Ассандже или об исторических персонах вроде Авраама Линкольна и короля Георга IV. Однако следует помнить, что в погоне за скандалами и пиаром авторы байопиков частенько не просто приукрашивают действительность, они переходят черту, за которой некоторые детали жизни ведущих героев становятся не просто неправдоподобными, а оскорбительными для тех, о ком снято кино, или их близких. Вместе с порталом Film.ru мы вспомнили несколько примеров того, как неплохие биографические ленты обернулись скандалами для их создателей, чрезмерно увлекшихся сочинительством.
Лоуренс Аравийский (1962) / Lawrence of Arabia
Грандиозная эпопея Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» недаром считается одним из лучших фильмов в истории кино – почти четырехчасовой байопик со всей возможной глубиной раскрывает образ британского офицера, фактически возглавившего восстание арабских племен против Османской империи в начале прошлого века. Однако насколько грамотно и точно воплощен на экране заглавный персонаж, настолько наплевательски авторы отнеслись ко второстепенным героям. Особенно досталось вождю одного из племен по имени Ауда ибу Тайи, роль которого в фильме исполнил Энтони Куинн. В реальности Тайи положил жизнь за независимость своего народа, он был авторитетным лидером, сделавшим для легендарного взятия Акабы никак не меньше, а скорее всего, даже больше Лоуренса. В картине же этого человека показывают алчным разбойником, который идет на войну только ради сокровищ, хранящихся в подвалах портового города. Потомки Ауды ибу Тайи в штыки приняли такое неуважительное отношение к великому воину, и несколько последующих лет после выхода фильма на экраны юристам студии пришлось побегать по судам, отбиваясь от исков о клевете.
Дорз (1991) / The Doors
Зрители, идущие в кинотеатр на очередной фильм Оливера Стоуна, обычно отдают себе отчет в том, что их вряд ли ожидает на экране что-то близкое к реальности – этот автор известен своей страстью преувеличивать, приукрашивать и менять акценты, причем это уже оборачивалось серьезными скандалами, после которых Стоун вынужден был приносить публичные извинения перед целыми странами и народами. Были определенные надежды, что хотя бы в картине о своем любимом музыканте режиссер будет объективен и честен, но увы. «Дорз», при всем уважении к работе, проведенной Вэлом Килмером, нельзя назвать полноценной биографией, ведь вместо того, чтобы показать музыкальный гений Джима Моррисона, Стоун продемонстрировал набор сцен, показывающий певца алкоголиком, наркоманом и самовлюбленным негодяем, слишком зацикленным на популярности, чтобы думать о содержании концертов и шоу. Большинство знавших Моррисона музыкантов и журналистов картину просто проигнорировали, а за всех высказался сооснователь Doors Рей Манзарек: «Это кино не про Джима. Я не знаю парня на экране, но это точно не Моррисон».
Эвита (1996) / Evita
Девочка из нищей семьи, ставшая матриархом огромной страны – история любви Эвиты Перон и Аргентины так и просилась на экран, редкая персона удостаивается столь горячей любви большинства населения, готового провозгласить свою правительницу богом. Когда Голливуд решил снять биографическую ленту о мадам Перон, эта новость сперва была воспринята с энтузиазмом, а затем обернулась настоящим ужасом для аргентинцев – вместо размеренного уважительного байопика мир получил адаптацию мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера с Мадонной в главной роли. Следует понимать, что середина 1990-х – пик популярности американской поп-дивы, и отношение к ней тогда было весьма неоднозначным; так, в католической Аргентине консерваторы видели в певице исключительно разнузданную, одержимую сексом женщину, недостойную воплощать на экране серьезный образ. По стране пронеслась волна протестов, Мадонну пытались объявить в Аргентине персоной нон-грата, а выпуску фильма готовился бойкот. Лента получилась не самой худшей, но горячие южноамериканцы навсегда остались обижены на Америку, не пошедшую навстречу пожеланиям Аргентины относительно исполнительницы роли Эвиты.
Титаник (1997) / Titanic
Блистательный «Титаник» Джеймса Кэмерона настолько многослоен и так плотно наполнен персонажами, что препарировать его можно бесконечно, в том числе и применительно к нашей сегодняшней теме – все-таки при всем своем романтизме и тяге к беллетристике фильм рассказывает в том числе и о реальных людях. Одним из таких подлинных героев был шотландский моряк Уильям Мердок, старший помощник капитана, дежуривший в злополучную ночь столкновения с ледяной глыбой на капитанском мостике «Титаника». Кэмерон отводит этому герою достаточно времени, чтобы продемонстрировать его решимость в организации спасательной операции – так, Мердок убивает из пистолета двух паникеров, пытающихся захватить лодку, затем, сделав все от себя зависящее, персонаж Иэна Стюарта отдает тонущему кораблю честь и убивает себя выстрелом в голову. Родственники Мердока никогда не соглашались с версией самоубийства помощника капитана, популярной легендой, распространенной среди обывателей, а потому заранее предупредили студию о возможных исках о защите чести. Студия Fox сцену самоубийства вырезать не стала, но выслала в адрес семьи моряка официальное извинительное письмо с пометкой о том, что им известны показания очевидцев, отрицающих показанные в фильме действия Мердока, но для придания образу драматизма им пришлось пойти на фальсификацию истории.
Целитель Адамс (1998) / Patch Adams
Смех – лучшее лекарство. В нашей стране, с ее уровнем медицины, такую рекомендацию врача можно посчитать издевкой, но на Западе исцеление с помощью юмора считается прогрессивным ноу-хау, получающим все большую поддержку в медицинских и даже научных кругах. Всплеск интереса к смехотерапии случился в середине 1990-х, когда необычную должность «больничного клоуна» на себя примерил американский доктор Патч Адамс. Его методы оказались столь забавными, что комедиограф Том Шэдьяк снял о нем биографическую ленту с Робином Уильямсом в главной роли. При зрительском успехе и нескольких номинациях на «Оскар» и «Золотой глобус» «Целитель Адамс» не удовлетворил ни самого доктора, ни его окружение – жизнеописание Адамса было заметно упрощено, из биографии пропали некоторые весьма важные для понимания героя эпизоды, а стремления персонажа были сведены к глупостям и банальностям. После выхода картины Патч Адамс выступил с рядом заявлений о том, что фильм его оскорбляет и не соответствует реальному положению вещей, однако после смерти Уильямса доктор с теплотой отозвался об актере, заметив, что вряд ли кто-то смог бы сыграть его лучше.
Эрин Брокович (2000) / Erin Brockovich
Драматический фильм Стивена Содерберга «Эрин Брокович» вызвал шквал интереса к правозащите по всему миру – можно ли ожидать иного от картины, в которой мать-одиночка с тремя ребятишками бросает вызов глобальной корпорации, загрязняющей сточными водами ее родной городок, и одерживает победу в непростой юридической схватке. Лента была отмечена пятью оскаровскими номинациями, а исполнительница главной роли Джулия Робертс получила в итоге не только заветную статуэтку, но и приз «Золотой глобус». Оно и понятно, экранная Брокович с лицом и фигурой Робертс легко преодолевала любые преграды, а в одном из эпизодов героиня Джулии получает доступ к важным документам благодаря глубокому декольте и содержимому своего бюстгальтера, фактически дело в суде героиня выиграла собственной грудью. Этот эпизод вызвал возмущение реальной Эрин – несмотря на то что в юности Брокович успешно пробовала себя в модельном бизнесе, она никогда не считала сексуальность «легальным оружием», тем более в столь деликатном деле, как юриспруденция.
Ю-571 (2000) / U-571
Героические страницы Второй мировой войны можно перелистывать бесконечно, но глава, посвященная событиям 9 мая 1941 года, в истории британского флота всегда выделялась особенно – тогда англичане захватили германскую субмарину с кодами к шифровальной машине «Энигма», чем существенно ускорили работу над дешифровкой секретных сообщений нацистов. Однако когда в 2000 году эта история попала на экраны кинотеатров в фильме Джонатана Мостоу «Ю-571», она оказалась до неузнаваемости переделана – все лавры в захвате лодки себе приписали американцы. Особенно забавно здесь то, что на момент захвата лодки (кстати, в реальности в руки британцам попала субмарина «Ю-110», а не «Ю-571») Америка еще даже не вступила в войну, и это не могло не возмутить Старый Свет. Тони Блэр, на тот момент премьер Великобритании, выступил с заявлением об оскорбительности трактовки событий картиной и неуважении Голливуда к тем морякам Ее Величества, что отдали жизни в данной операции. Создатели фильма срочно «пришпилили» к финалу ленты титр-посвящение реальным солдатам и матросам, а группе сценаристов, куда вошли сам Мостоу, Дэвид Эйр и Сэм Монтгомери, пришлось принести Англии публичные извинения за грубую ложь.
Двадцать одно (2008) / 21
Вышедший в 2008 году триллер «Двадцать одно» режиссера Роберта Лукетича частично основан на реальном противостоянии студентов Массачусетского технологического института нескольким казино Лас-Вегаса. Вооружившись математикой, группа учащихся, ведомая профессором, обобрала несколько игорных заведений и превратилась в сущую грозу индустрии, а их история так и просилась на экраны. Вот только фильм был принят довольно холодно: все дело в том, что авторы поменяли национальную и расовую принадлежность ведущих героев – почти все реальные студенты были азиатами, а в кино их сделали белыми американцами. В свое оправдание режиссер отметил, что достаточного количества азиатов в Голливуде просто не нашлось, но зрители и критики посчитали произошедшее проявлением расизма. Впрочем, нужно отметить, что реальные «потрошители казино» отнеслись к «замене» с пониманием, заявив, что участие в картине хороших актеров компенсирует любые претензии к натуралистичности.
Невидимая сторона (2009) / The Blind Side
Сандра Буллок – одна из самых востребованных и любимых в Голливуде актрис с огромным послужным списком, однако свой «Оскар» она впервые получила только в 2010-м за роль в биографической драме «Невидимая сторона», где актриса исполнила роль опекунши футбольного гения Майкла Оэра. Трогательные экранные отношения героини Буллок и огромного темнокожего подростка впечатлили зрителей: вот приемная мать объясняет подростку правила игры – монтажная склейка – и парень уже выходит на поле под шквал аплодисментов. Всем понравилось, а Оэр остался недоволен. «Не понимаю, зачем потребовалось выставлять меня в фильме идиотом, – жалуется футболист. – Я попал в семью Туи перспективным молодым игроком, разумеется, я знал правила игры и понимал свое место на поле. Спорт – это все, что у меня в жизни было хорошего, а в фильме я этого лишен». В дополнение к этим словам Оэр утверждает, что не получил за картину ни цента, при том что спортивная драма собрала в мировом прокате 300 миллионов долларов. Обидно, не поспоришь.
Нет (2012) / No
Историческая драма Пабло Ларраина «Нет» рассказывает об одном из ярчайших событий в истории Чили прошлого века – тогда в стране был организован референдум о доверии военному диктатору Аугусто Пиночету, и чилийцам нужно было ответить просто: «да» или «нет». Оппозиция в пользу отказа организовала грандиозную рекламную кампанию и вырвала победу, навсегда изменив облик страны, вот только фильм отчего-то правды испугался. Во-первых, главным героем вместо вполне реального чилийского активиста режиссер сделал выдуманного мексиканца. Во-вторых, фильм донельзя упрощает противоположную сторону, Пиночет в «Нет» не тиран, а скромный безобидный старичок, который и мухи не обидит. Наконец, авторами проигнорированы другие аспекты борьбы чилийцев за свое будущее, а ведь освобождение не сводилось к одной только галочке в бюллетене. Лента у Ларраина получилась красивой и драматичной, но ее детальный разбор доступно объясняет, почему в Чили на «Нет» очень сильно обиделись.
Операция «Арго» (2012) / Argo
Политический триллер Бена Аффлека «Операция “Арго”» сколь впечатляюще выглядит на большом экране, столь же и неточен в изложении драматических событий, связанных с захватом в Тегеране работников американского посольства, и их счастливого побега. Не станем акцентировать внимание на отсутствии сходства реального Тони Мендеса, этнического мексиканца, на минуту, стоявшего во главе «съемок» фальшивого фильма, являвшегося прикрытием для спасения дипломатов, и Бена Аффлека – в конце концов это не самое главное. А вот о деталях секретной операции, в которую было втянуто множество официальных лиц, поговорить стоит – картина оказалась чудовищно несправедлива к работникам другого международного ведомства, а именно канадского посольства на территории столицы Ирана, где скрывались некоторые из американцев. Даже по словам бывшего президента США Джимми Картера, «90% успеха операции принадлежит работе канадских спецслужб, взявших на себя самые опасные части плана», а фактическим реализатором дерзкого плана был не Мендес, а канадский посол Кен Тейлор. В кино же канадцы показаны вскользь, исключительно как минутное прикрытие и пешки в большой игре. Сюда же стоит добавить забавную историю, связанную со сценаристом Барри Геллером, который действительно написал скрипт к фильму «Арго», который якобы поехал снимать в Иране Тони Мендес, – по его словам, называть несостоявшийся фильм «фальшивым», как это указано в тэглайне, несправедливо. Да, лента не была снята, но для Геллера оскорбительно слышать о своей работе исключительно в уничижительных тонах, как о поделке, имевшей единственную цель – прикрытие «большого побега».
Игра в имитацию (2014) / The Imitation Game
Математик Алан Тьюринг – тот незримый герой, который внес громадную лепту в общее дело победы над нацистами во Второй мировой войне, не занимая при этом позиции в окопах и не совершая дерзких вылазок за линию фронта, ему удалось расшифровать секретный код, с помощью которого немецкие войска обменивались данными. Тьюринг был геем, и в какой-то момент это стало причиной его смерти, однако в фильме Мортена Тильдума «Игра в имитацию» этот аспект жизни ученого деликатно обойден. Зато акцент сделан на другой детали, выставляющей математика в дурном свете, – судя по фильму, Тьюринг был предателем! Сюжет ленты сводит главного героя с британским офицером Джоном Кернкроссом, работавшим на Советский Союз, но боящийся разоблачения своей ориентации гений соглашается скрыть действия шпиона. Сомнительный сценарный ход – чтобы показать тяжесть положения гомосексуала в Англии середины прошлого века, его делают пособником врага, наследники математика от этого пришли в бешенство.
Источник:
Посты на ту же тему
26 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена