История отечественного РЕЙВА
Апрель-1990
На третьем этаже дома № 145 на Фонтанке братьями Андреем и Алексеем Хаасами и их приятелем Михаилом Воронцовым была обнаружена огромная пустующая квартира с камином и эркером, которой суждено было стать первым российским техно-клубом. Дом был почти полностью выселен — большинство квартир было превращено в сквоты предприимчивыми художниками. В последующие два года именно на Фонтанке происходили самые удивительные, самые странные события — например, спонтанный квартирник группы Boney M, — и здесь же была придумана Gagarin Party.
Андрей Хаас, промоутер, писатель: «Это была типичная ситуация для творчески настроенных бездельников начала девяностых годов: найти заброшенную квартиру, а лучше целый дом, поселиться там, слушать музыку, курить траву, встречать гостей и не интересоваться ничем, кроме собственных развлечений. Не избежал этой приятной участи и я: вместе с братом Алексеем мы нашли роскошную квартиру, выгнали оттуда бомжей, навели порядок и вообразили себя художниками. Тогда это было очень модно — быть художником. Очень скоро в гостеприимную квартиру пожаловали “Новые художники”, просторные апартаменты стали местом постоянных встреч. А дальше события стали развиваться стремительно. Поскольку основным занятием поселенцев этой квартиры было развлечение, они стали постепенно превращать ее в клуб: появились первые вертушки и пластинки, стены увешали примитивными лампочками и украденными с фасадов домов неоновыми трубками, появились неисчерпаемые запасы шампанского, выработалась стройная система работы. Целый год клуб существовал как призрак: о нем знали все, но непосвященные не могли в него попасть. Впоследствии появилось название — “Танцпол” — слово, значение которого тогда толком никто не понимал».
Январь-1991
Справедливости ради нужно отметить, что с исторической точки зрения первым русским рейвом все же была не Gagarin Party, а серия вечеринок в Ленинградском планетарии, где подрабатывали «Новые композиторы» — Игорь Веричев и Валерий Алахов. Днем они озвучивали детские спектакли о звездных скоплениях, галактиках и квазарах, а ночью учились сводить пластинки, как настоящие диджеи.
Валерий Алахов, музыкант, участник проекта «Новые композиторы»: «В 1988-м я стал главой творческого объединения “Научная фантастика”. В то время любой, кто придумывал себе громкую должность, мог рассчитывать на сотрудничество с государственными организациями, потерявшими всякую бдительность из-за перестройки. Так мы оказались в планетарии и в Звездном зале проводили лекции-композиции для детей и взрослых. Спектакль “Контакты третьего рода” 1989 года стал нашим самым удачным мероприятием — его фонограмму впоследствии даже издавали на кассетах и CD. Затем в тесном сотрудничестве с нашими друзьями — братьями Хаас, Мишей Вороном и Георгием Гурьяновым — мы пригласили диджеев Яниса Крауклиса из Риги, Вестбама из Берлина и проект Low Spirit. Первая вечеринка прошла в январе 1991-го — с организацией было множество проблем, до нас ведь никто не устраивал в Петербурге рейвов на официальном уровне. После нескольких довольно невнятных вечеринок наш творческий коллектив разделился на два фронта — дележка денег привела к разрыву отношений. Позднее власть в планетарии, как и во всей стране, захватили бандиты. Сотрудничать с ними не было никакого желания, поэтому в 1992 году наша “Научная фантастика” покинула локацию, а директор самого планетария Станислав Яковлевич Дудко вскоре умер от сердечного приступа — бандиты довели его».
Декабрь-1991
В павильоне «Космос» на ВДНХ состоялся первый в истории двух столиц рейв Gagarin Party. К неописуемому ужасу организаторов, на него пришло почти три тысячи человек. Отсутствие гардероба — и гардеробщика — никого не смущало. Зато все обратили внимание на необычную музыку и танцы. Собственно, 14 декабря 1991 года можно считать днем, когда Москва в последний раз спала спокойно: почти сразу в городе начинают стихийно открываться клубы и проводиться вечеринки.
Михаил Воронцов (DJ Миха Ворон), диджей: «Как-то к нам на Фонтанку приехали двое — Иван Салмаксов и Женя Бирман, молодые бизнесмены, занимавшиеся в Москве организацией разных мероприятий для иностранцев. Они стали появляться у нас каждые выходные и вдруг выступили с конкретным предложением: “Давайте сделаем вечеринку в Москве! У нас есть знакомые, то-се, пятое-десятое! Называться все это будет Gagarin Party — как вам?” Собственно, это они придумали и название, и концепцию, а мы только разделили между собой обязанности и все это сделали. На Gagarin Party было три тысячи человек. Никто из нас не был готов к такому количеству посетителей. Кроме того, павильон “Космос” выглядел тогда несколько иначе, чем сейчас. Это был настоящий музей: на постаментах стояли спутники, двигатели, детали орбитальных кораблей, антенны. Так что, несмотря на огромные размеры павильона, места для людей там было совсем немного. Проблемы приходилось решать даже не на ходу, а на лету. Это была зима, декабрь месяц, павильон не отапливался. Леша Хаас поставил обогреватели в одну очень длинную линию. И воздух нагрели, и выглядело это красиво. А когда началась вечеринка, то вдруг выяснилось, что забыли нанять гардеробщиков, и я часа два развешивал куртки и пальто. Для москвичей это было в новинку. Они ломились страшной толпой. Спонсором всей истории была фирма Krin. Не помню как, но как-то мы их на это дело развели. Хотя в итоге все равно оказались в минусе — коммерчески это совсем не оправдалось. Однако мы не опустили руки и буквально через несколько месяцев — на День космонавтики — сделали Gagarin Party 2. На нее пришло уже пять тысяч человек, но мы были уже к этому готовы».
(Из книги «Рейволюция. Как это было на самом деле» Олега Азелицкого и Кирилла Иванова («Амфора», 2007)
Март-1992
Московский промоутер Олег Цодиков и Алексей Хаас организуют вечеринку «Минкульт» в Москве. Дело происходило в красивом особняке в центре города, что идейно отсылало к эстетике Фонтанки, 145. Но, в отличие от подпольного петербургского клуба в сквоте художников, «Минкульт» был сделан с московским размахом: вечеринка происходила на двух этажах одновременно, на входе гостей встречала оперная певица.
Олег Цодиков, промоутер: «В марте 1992 года мы Лешей Хаасом сделали в старинном особняке примечательную вечеринку “Минкульт”. Это, пожалуй, был первый клубный карнавал в Москве. Там было много всего намешано — и техно, и декорации, и картины, — и в итоге получился гибрид рейва с художественной галереей. Причем люди довольно быстро приняли правила игры, и практически все пришли в карнавальных костюмах. Мы попросили художников из группы “Арт-Бля” сделать декорации для “Минкульта”, предоставили им полную свободу действий. Результат мы увидели всего за сутки до вечеринки и, честно сказать, пришли в ужас. Все разрушили и в итоге сделали все сами, потратив на это часов двадцать. Получилось очень даже красиво. На входе гостей встречали молодые люди в майках “Минкульт”. На первом этаже были танцпол со сценой и приглашенная оперная певица, народная артистка России. Она отказалась от микрофона, и, когда в какой-то момент заголосила, пение ее услышала лишь пара рядом стоящих человек. Она, конечно, обиделась и ушла. Точно помню, что на этой вечеринке играл DJ Грув. Он тогда еще не был звездой и только приехал в Москву из Питера, но у него уже была репутация настоящего фаната своего дела. На “Минкульте” он играл правильную и жесткую музыку, и люди очень хорошо это приняли — тогда никто не боялся экспериментов и не ждал от диджеев знакомых напевов».
Апрель-1992
Вечеринки «Мобиле» на велотреке в Крылатском в Москве организуют все те же Евгений Бирман и Иван Салмаксов, а ходят на них все те же, кто был на Gagarin Party.
Владимир Фонарев (DJ Фонарь), диджей: «На вечеринках “Мобиле” по велотреку катались люди на велосипедах. Минимальный свет, по квадрату стояли колонки, а вокруг всего этого по самому периметру катаются велосипедисты. Над велотреком нависала судейская будка, а на ней стояли вертушки. Ощущение возникало фантастическое. Я помню, что не уходил с танцпола с полуночи до шести утра. Оттуда невозможно было уйти. Несколько месяцев после Gagarin Party все только и делали, что ходили по вечеринкам».
Июнь-1992
Московские промоутеры Тимур Ланский и Алексей Горобий на свой страх и риск проводят Gagarin Party 3. Все там же, в павильоне «Космос», но уже без помощи петербургских коллег. С этого момента русские рейвы перестают быть сугубо культурным явлением. Начинается эпоха больших клубов и больших денег, о которой уже много раз было сказано.
Тимур Ланский, промоутер, ресторатор: «В 1992 году мы с Лешей сделали Gagarin Party 3. Про питерцев и про их “Гагарин” мы знали лишь со слов нашего друга Лелика, который бывал в сквоте на Фонтанке, а нам потом рассказывал про то, как люди проигрывают на вертушках виниловые пластинки, как мелодии одна в другую переливаются, как сказочной красоты девушки под это танцуют. Для наших неискушенных мозгов это было удивительно. Наша вечеринка была 1 июня — на следующий же день после открытия дискотеки “У Лис'са” в “Олимпийском”. По такому случаю ночь мы с Лешей провели, прохаживаясь по стоянке вокруг спорткомплекса и раскладывая флаеры под автомобильные дворники. А потом было страшно: мы ходили по павильону “Космос” с карманами, набитыми деньгами — выручкой от входа, а в час ночи нанятые нами девять борцов перестали справляться с потоком людей, и огромная толпа рванула вовнутрь».
Следом началась эпоха фестивая "KaZantip"
Весной 1993 года 31-летний предприниматель пришел на пляж в Строгине и раздал знакомым только что напечатанные визитки, на которых было написано: «Маршунок Никита — президент российской ассоциации виндсерфинга» (RFA). Самой ассоциации юридически не существовало, а президент даже и не думал ее регистрировать. Однако это не помешало ему в августе того же года под эгидой RFA организовать на мысе Казантип, в поселке Щелкино, первый чемпионат по серфингу. На соревнования приехали 78 спортсменов и еще около 600 болельщиков. Сам Никита занял пятое место.
Следующей весной он создал в Строгине школу виндсерфинга, огородив забором полгектара земли и поставив эллинги. «Никто из муниципальных властей меня не проверял», — говорит он. «Достаточно было визиток и бланков, на которых я писал письма с просьбами не возражать против организации школы виндсерфинга. Никто и не возражал. А если бы я у кого-то просил разрешения, то ничего бы в жизни не сделал».
Именно на мысе Казантип планировалось построить Крымскую атомную электростанцию, но проект свернули, оставив на память потомкам поселок строителей Щелкино и недостроенную АЭС.
В 1995 году фестиваль электронной музыки "Казантип" был проведен на Атомном реакторе и собрал около 1000 почитателей музыки и экстремальных видов спорта.
В последующие годы "Казантип" набирал обороты: десятки лучших представителей современной электронной сцены России, Украины, Белоруссии, Прибалтики и гости из Франции, Англии и Германии почтили своим внимание фестиваль.
Именно три удачных «атомных» проекта (1995, 1996 и 1997 гг.) заставили всерьез говорить о Каzантипе, определив его культовым мероприятием.
Середина девяностых как раз переживала пик популярности рейв музыки, и Казантип явился самым модным мероприятием для всей продвинутой молодежи. С каждым годом фестиваль Казантип приобретал все более глобальный характер, с массовостью и популяризацией теряя свою эксклюзивность, растворяя в общей массе истинных поклонников и фанатов.
С 1999 года фестиваль начал кочевать по Крыму и в 2000 году «Казантип» перекочевал на Черное море в поселок Веселое (под Судаком).
«Казантип» всегда был открытым фестивалем с абсолютно бесплатным входом на все проводимые мероприятия. Это была неогороженная территория, куда приезжала потусоваться молодежь со всех стран бывшего СССР.
В 90-х годах Казантип был открытым фестивалем с абсолютно бесплатным входом на все мероприятия. Но в 2001 году политика в корне изменилась, абсолютно исчезла реклама в СМИ и появился железный занавес. Исчезли палатки на берегу моря, по словам Никиты, «если человек за год не может накопить 10 баксов себе на жилье, то ему здесь делать нечего».
В следующем, 2001 году «Республика Каzантип» снова переехала: бытовые условия под Судаком не подходили для проведения крупного шоу-фестиваля. Республика остановилась близ деревни Поповка (30 км к западу от Евпатории). Чтобы попасть на фестиваль нужно было купить визу, которая стоила 10 $. На четырех танцполах Каzантипа «отрывались» 17000 человек.
Прошедший с 20 июля по 20 августа 2002 года «Каzантип» оказался самым масштабным за всю его историю. Спонсором мероприятия выступила пивоваренная компания «Балтика», которая только на ТВ-рекламу выделила $300000. Территория «Республики Каzантип» расширилась до 6 га, на которых было построено 8 танцполов.
Кроме отдыхающих фестиваль посетили около 300 сотрудников Интерпола, служб безопасности и других силовых ведомств: они искали наркотики, но ни одного уголовного дела в итоге возбуждено не было.
В 2003 году Верховный Совет Крыма запретил проводить фестиваль "Казантип" на территории Крыма. Главным аргументом решения парламента АР было «крайне негативное влияние фестиваля на распространение наркотических средств в автономии». Организаторы выкрутились из ситуации, придумав новое название «Республика Z». Место проведения не изменилось - по-прежнему фестиваль проводится в селе Поповка (виза — 30$).
В 2004 году в Республике Казантип появился Парламент. Народ уже имеет права голоса. Республика процветает.
Казантип-2006 поразил воображение обилием иностранцев, главным образом, немцев, голландцев, французов.
В 2006 году на КаZантипе возрождаются первоначальные традиции экстремальных видов спорта и впервые проводятся соревнования «Kazantip Kite Games», собравшего огромное количество спортсменов, прессы и зрителей. Все происходящее выглядело как настоящий международный чемпионат. В тот год был поставлен рекорд по количеству участвующих спортсменов на всем постсоветском пространстве в дисциплинах «марафонская гонка» и «фристайл».
В 2007 Республика расширила свои границы, открыв территорию под названием Марс. Но радоваться было рано, потому что Никита, всегда оригинальный в своих заявлениях, сообщает, что «на Марс никто не полетит, все туда поедут на лифте». На официальном сайте была запущена виртуальная игра, в ходе которой пользователь ехал на Марс на лифте, попутно отвечая на замысловатые вопросы. Марс несомненно того стоил, представив изумленной публике последние достижения прогресса в области света и звука.
Республика КаZантип, функционирующая как единый живой организм, не стала исключением. Концепцией 16-го КаZантипа стала «Новая форма жизни». Именно в этом году начинает чувствоваться зрелость фестиваля. К сожалению многих, именно тут настал момент упомянуть слово «коммерция». КаZантип вырос от плясок «для своих» на АЭС до полноценного и качественного коммерческого мероприятия. Одиннадцать танцполов, среди которых представительства столичных клубов «Шанти» и «Крыша мира», и 120 кв.м. сопутствующей инфраструктуры обошлись организаторам в $2,5 млн. Главная новость сезона — подарок президенту Никите I от господина Прохорова
2009. Последнего некоммерческого танцпола КаZантип лишился, зато получил «Лестницу в небо», высоченную башню для Fast Married — мероприятия, на котором каждый четверг по предварительной записи в zагсе все желающие могут сочетаться браком. Помимо Башни на территории появился Монумент Независимости и Жертвам Kazantipa.net — сооружение с никнеймами всех пользователей официального сайта. Невзирая на мировой финансовый кризис, цена на «пластик» выросла на 1500 руб, и в 2009 году стоимость визы составила 7500 руб, Республика Z.17 приняла от 35 до 50 тысяч граждан.
2014. По поводу места проведения фестиваля в 2014 году появлялась противоречивая информация: в прессе сообщалось как о том, что он пройдёт в Грузии, на территории города Анаклия, так и о том, что он состоится на привычном месте, и даже что состоится два фестиваля — и в Крыму, и в Грузии. Главный организатор и «президент» фестиваля Никита Маршунок отмечал в своих интервью, что он и его команда не имеют отношения к мероприятию, которое может быть проведено в 2014 году на той же территории в Крыму, что и в предыдущие годы. В конечном итоге крымские организаторы публично отказались от идеи провести аналогичное КаZантипу мероприятие.
В начале марта 2016 года власти Республики Крым заявили о запрете на проведение фестиваля на территории республики. Причиной послужили «многочисленные нарушения норм федерального законодательства, в том числе противопожарных и антитеррористических», а также недовольство ФСКН
12 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена