Джузеппе Гарибальди
Джузе́ппе Гариба́льди (итал. Giuseppe Garibaldi; 4 июля 1807, Ницца — 2 июня 1882, остров Капрера) — итальянский полководец, революционер и политический деятель. Один из лидеров Рисорджименто. Национальный герой Италии. Писатель, мемуарист.
Джузеппе Гарибальди родился 4 июля 1807 года в Ницце (Франция). Его отец Доминико Гарибальди был потомственным мореходом. Сын пошёл по стопам отца. Уже в 15 лет он начинает служить юнгой, а затем и матросом на торговых и военных судах.
С юных лет Джузеппе вдохновляется идеями равенства, братства и равноправия. В 1833 году он вступает в тайное революционное общество «Молодая Италия». В Марселе Гарибальди участвует в подготовке восстания в Пьемонте, которое, однако, закончилось ничем. Гарибальди пришлось бежать, он был заочно приговорен к смертной казни. До 1848 года революционер находился в изгнании. Всё это время он активно сражался за независимость южноамериканских республик.
В 1842 году Гарибальди женится на юной бразильянке Анне Марии (Аните) Рибейро да Сильа. В браке у них родилось трое детей. В 1848 году Джузеппе Гарибальди решает вместе с семьёй вернуться в Италию.
Именно в это время Италия была охвачена революционным движением. Пламенный революционер принимает самое активное участие в этом движении. Вместе с отрядом волонтёров-«краснорубашечников» он ведёт военные действия в Альпах против Австрии, которой Пьемонт объявил войну. Гарибальди становится одним из вождей революционного крыла Рисорджименто.
В 1849 году итальянская революция была подавлена. Гарибальди вместе со своим отрядом отправляется в Венецию, но в горах они были окружены. Народный герой был взят в плен и заключен в крепость в Генуе. Однако, в то время он был уже очень популярен в народе, как символ справедливости и борьбы с неравенством. Его арест вызвал бурю возмущения. В итоге, правительство освободило его и выслало из Пьемонта сначала в Северную Африку, а затем в Америку.
Впоследствии Гарибальди принимал участие в освободительных войнах против Австрии. В 1860 году он возглавляет знаменитый поход «Тысячи», освободившей юг Италии. Это обеспечивает победу Итальянской революции в 1859-1860 годах. В 1862 и 1867 годах он пытался освободить Рим от власти пап.
Итальянский патриот и партизан провёл всю свою жизнь в борьбе за идеи cвободы и равноправия. Его борьба была посвящена в первую очередь независимости и объединению Италии.
8 февраля 1871 года Гарибальди был избран, не будучи кандидатом, от Парижа, департамента Кот-д’Ор и Ниццы депутатом Национального собрания Франции, заседавшего в Бордо. 13 февраля, во время заседания Национального собрания, Гарибальди отказался от депутатского мандата. При этом, он хотел поднять вопрос об оказании помощи солдатам Вогезской армии и членам их семей, а также добиться пересмотра условий Туринского договора 1860 года и возвращения Италии Ниццы и Савойи. Но Гарибальди не дали говорить. 8 марта в Национальном собрании были оглашены результаты выборов в Алжире, где большинством голосов был избран Гарибальди. Избрание было признано не действительным, из-за того, что Гарибальди не имел французского гражданства. В знак протеста французский писатель Виктор Гюго публично отказался от депутатского мандата. Гарибальди выехал в Марсель, 10 марта он покинул Францию, 13 марта вернулся на Капреру.
Незадолго до смерти, будучи тяжелобольным и с трудом передвигаясь, совершил триумфальную поездку на Сицилию, которая ещё раз продемонстрировала его огромную популярность среди простых людей Италии.
Умер 2 июня 1882 года. Похоронен в своём поместье на Капрере. На его смертном одре лежали две книги, которые он держал в руках момент смерти: томик с изданием поэмы Фосколо «Гробницы» и альбом с портретами 1117 героев сицилийского похода. Его вдове и младшим детям государство назначило ежегодное содержание в 10 тысяч лир.
3 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Этого человека служители церкви ненавидели лютой ненавистью. Гарибальди всю жизнь боролся с властью папского престола, с духовенством, от которого, по его словам, все еще несло запахом сожженного человеческого мяса.
Зато Гарибальди горячо любил народ своей родины; им восхищались передовые люди всех стран. Нет ничего удивительного, что известие о его ране вызвало шум по всей Европе.
Опасаясь общественного возмущения, которое не заставило себя долго ждать, король приказал освободить Гарибальди для лечения. Его привезли в душный и сырой городок Специю.
Целых два месяца представители медицины не могли установить наверняка, содержит ли рана Гарибальди пулю или ее там нет.
Итальянец Порта, профессор хирургии, автор сорока семи известных работ, безуспешно исследовал рану пальцем, причиняя пациенту нестерпимую боль.
Крупный французский хирург Нелатон, тоже автор известных трудов, изобретатель кровоостанавливающего жгута, вводил в нее специально созданный для этого случая зонд с фарфоровой пуговкой, но и он не мог сказать ничего определенного.
Из Англии прибыл доктор Патридж, профессор Королевской академии. Присутствие пули в ране он отрицал.
В один день с Патриджем в Специю приехал русский хирург Николай Иванович Пирогов. Его не вызывали он приехал сам. Вернее, не сам, а по просьбе молодых русских медиков, проходивших специальный курс обучения в немецком городе Гейдельберге, где Пирогов был при них в роли наставника. Пошумев и поговорив на своей сходке, они обратились к Пирогову с коллективной просьбой самому осмотреть Гарибальди. Даже деньги на поездку собрали всем миром.
От денег Пирогов отказался, но поехать поехал.
Вначале рану Гарибальди он осмотрел сам и общим состоянием раненого остался доволен, хотя всех неприятно поражала болезненная худоба его ног.
Второй раз хирург подошел к постели больного вместе с доктором Патриджем.
Вы будете зондировать рану? спросил Пирогова его английский коллега.
Нет, мне достаточно одного наружного осмотра. Я считаю пуля в кости. Мой совет не торопиться с ее извлечением. Надобно подождать, пока пуля не сделается подвижною в своем костном ложе, и тогда можно будет достать ее без особого труда. Следует только зорко следить за состоянием самой раны и окружающих ее частей. А сейчас я готов написать об этом бюллетень, ответил Пирогов, быстро исписывая листок бумаги и ставя свою подпись.
Патридж задумался. То, что говорил этот известный русский хирург, звучало убедительно. Но одна фраза в заключении: Опираясь только на наружное исследование... Уж очень она категорична.
Усмехнувшись едва заметно он понял причину замешательства профессора Королевской академии, Пирогов изменил написанное. Насколько можно судить по наружному исследованию... смягчил он текст.
Бюллетень подписали двое: Пирогов, Патридж. 31 октября 1862 года .
Французский хирург Нелатон советовал расширить рану, чтобы извлечь пулю тотчас же. К счастью, лечащий врач прислушался к наставлению Пирогова и Патриджа и спустя двадцать шесть дней без труда вытащил согнутую подковой пулю. Если бы не Пирогов, был бы Гарибальди без ноги.
(С) везде.
От себя добавлю, что к тому времени Пирогов уже был непререкаемым международным авторитетом в анатомии человека. Иначе его ссылка на "результаты наружного исследования" никого бы не убедила.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена