Матильда Кшесинская - таланты, романы и тайны
До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.
Всю судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской определила ее встреча с наследником престола Николаем Романовым. И хотя Матильда несомненно имела величайший талант танцовщицы, все чаще ее имя упоминается именно в связи с этой любовной связью, которая, кстати, подтверждается исключительно воспоминаниями самой балерины.
Матильда Кшесинская родилась 19 [31] августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. Отец ее, выписанный как лучший исполнитель мазурки, Николаем I из Польши Феликс Кшесинский, приехал и женился на богатой вдове с пятью детьми, Юлии Деминской, солистке кордебалета, и остался в России навсегда. Отец выступал на сцене до 83 лет. В семье, кроме Малечки, так ласково все называли Матильду, от этого брака было еще двое детей – старшая сестра Юля и брат Иосиф, которые тоже стали солистами балета.
Таким образом почти вся семья так или иначе была связана с танцами и Императорским Мариинским театром.
Матильда унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции.
Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцевала в 22 балетах и 21 опере.
По окончании Императорского театрального училища Матильда была принята в труппу Мариинского театра и с большим успехом выступала там до революции, в общей сложности 27 лет, что само по себе свидетельствует о ее таланте, успехе у публики и работоспособности: большинство артистов балета уходили на пенсию после 20 лет службы в театре.
Однако потомственная танцовщица, прима-балерина Императорского театра, талантливая и прекрасная Матильда и ее жизнь стала объектом заинтересованности в связи со слухами о ее связи с Николаем II Романовым.
По обычаю после выпускного показательного выступления, по окончанию училища, выпускников представляют венценосной фамилии. Александр III с восторгом следит за пируэтами и арабесками балерины. Однако приходящим воспитанницам училища, коей была Матильда, не полагалось присутствовать на праздничном банкете с членами царской семьи, но Александр, заметивший отсутствие хрупкой темноволосой девушки, приказал немедленно ввести ее в залу, где им и были произнесены судьбоносные слова: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»
За столом Матильда сидела рядом с цесаревичем Николаем, который, несмотря на свое положение и юный возраст (ему тогда было 22 года), не был замечен к тому времени ни в одной амурной истории. По мнению историков и мать и отец Николая сами подтолкнули юного сына в объятия балерины, т.к. молодой человек был апатичен, вял и ничем особо не интересовался, а родители мечтали, чтобы их сын наконец стал...мужчиной. И их роман протекал с полного одобрения родителей Николая.
Ужин и взаимный флирт двух молодых людей, подтверждается записью в дневнике Матильды: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу".
«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения».
Однако по-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Начался период записок, писем, по-настоящему царских подарков в виде золотых браслетов с бриллиантами, брошей и прочих драгоценностей.
Николай посещал все спектакли с ее участием, а она танцевала только для него, вкладывая в танец всю себя. Вскоре он приобрел для нее дом на Английском проспекте, где ранее жил композитор Римский-Корсаков, и куда позднее приезжал Николай со своими друзьями. Уехав в кругосветное путешествие, он, по возвращении первым же делом прибежал к Матильде, сбежав из дворца от ожидающих его родителей.
Но в 1894 году будущий император, которому следовало жениться, остановил свой выбор на внучке королевы Виктории – принцессе Алисе Гессен-Дармштадской, и его в этом выборе поддержала Кшесинская. На этом их роман прекратился навсегда.
Но Матильда недолго мучилась от одиночества. В числе ее многочисленных и постоянно осаждающих поклонников оказался и Великий князь Сергей Михайлович. По словам самой Матильды, он поддержал ее в горе разлуки с Ники (Николай Романов), они подружились с первой встречи и более Сергей Михайлович не оставлял Ксешинскую, вплоть до самой своей смерти.
Великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович
Великий князь настолько боготворил свою возлюбленную, что прощал ей все — даже бурный роман с другим Романовым — молодым великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Сергей Михайлович предложил Матильде брак, однако к тому времени она родила сына Владимира от, предположительно, Андрея Романова, который был младше Матильды на 6 лет. Однако Великий князь Сергей Михайлович всю свою жизнь говорил, что Вова его сын и даже, по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года Владимир получил фамилию «Красинский» (по семейному преданию, Кшесиньские происходили от графов Красинских), отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.
Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания".
Сергей Михайлович полностью содержал свою возлюбленную, сделав ее одной из самых богатых женщин России
Имея доступ к военному бюджету Сергей Михайлович не мелочился и всячески одаривал свою любимую. Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее обслуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей.
По словам историка Широкорада А.Б (цитата из книги "Падение Порт-Артура"): "...Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 годах с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х годов Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. "Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем] не было электричества", — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню."
Плюс ко всему весной 1906 года Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену, строительство которого было окончено к концу года. Во дворце все было сделано по вкусу и желаниям Матильды - зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Сад, горничные, повара, дворники, винные погреба, экипажи, автомобили и даже собственный коровник с отдельной служанкой-коровницей - все, что душе угодно.
Таким образом балетное мастерство это было скорее ее хобби, нежели способ заработка.
Кстати говоря, репертуар театра подстраивался исключительно под саму Матильду. Она могла с легкостью отказать кому-то в роли, либо забрать роль полностью себе, или выгнать уже выписанную из-за границы танцовщицу
Из воспоминаний В.А.Теляковского, директора императорских театров: "Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М.Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был "Тщетная предосторожность"), Кшесинская заявила: "Не дам, это мой балет." Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: "Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить".
Ксешинская в театре вела себя как полноправная хозяйка, нисколько не скрывая своих романов
Из дневника Владимира Теляковского: "Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата. Лаппа сообщил мне, что Кшесинская сама рассказывает, что она беременна; желая продолжать все же танцевать, она некоторые части балета переделала, чтобы избежать рискованных движений. Кому будет приписан ребенок, еще неизвестно. Кто говорит – Великому Князю Сергею Михайловичу, а кто Великому Князю Андрею Владимировичу, другие говорят о балетном Козлове."
В 1904 году она уходит со сцены, но сохраняет за собой право на роли в спектаклях и не разрешает их никому другому танцевать. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте!
И при этом заводит тут же роман со своим партнером Петром Владимировым, который моложе ее на 21 год, что заканчивается дуэлью в лесу под Парижем между последним и Великим князем Андреем Владимировичем. Князь прострелил Петру нос так, что ему пришлось делать пластическую операцию.
Но вместе с тем, мало кому была известна ее благотворительная деятельность. В первую мировую войну Матильда Кшесинская организовала лазарет на свои деньги, пригласив туда лучших врачей. Затем она устроила свой бенефис, а средства от него передала в русское театральное общество, семьям призванных в армию актеров.
С началом революции карьера придворной балерины была закончена. Последний раз выступала Кшесинская в России в мае 1917 года. Лишившись всех особняков, она вместе с семьей срочно выезжает в Кисловодск, к Андрею Владимировичу, а оттуда Деникин направляет всех их в Анапу.
Там Кшесинская расположилась в двенадцатиместной гостинице «Метрополь», а ее мать с князьями Андреем и Борисом проживали в доме богатого казака. Здесь сын князя Андрея и Матильды заболел испанкой, но все закончилось хорошо, мальчика вылечил местный доктор Н. Купчик.
Из воспоминаний Кшесинской следует, что семья совсем неплохо проводила время в Анапе, но красные наступали со всех сторон. На помощь Матильде выезжает Сергей Михайлович и многие историки до сих пор обвиняют ее в его смерти - говорят, что он слишком долго собирал добро Ксешинской и из-за этого попал в руки большевиков.
В 1918 году великий князь Сергей Михайлович был, в числе других Романовых, казнен большевиками в Алапаевске. Романовых сталкивали на дно заброшенной шахты, обрекая на медленную мучительную смерть. Когда после прихода белогвардейцев тела подняли на поверхность, оказалось, что Сергей Михайлович сжимал в руке медальон с портретом Матильды.
19 февраля 1920 года Матильда отплыла в Константинополь на итальянском лайнере "Семирамида", выехав во Францию, где оказалась совершенно без средств к существованию.
Но Матильда Феликсовна была сильной женщиной и обладала великолепными деловыми качествами. Она стала давать уроки, открыв студию в Париже, к ней съезжались ученики со всего мира, и на этом новом поприще она добилась выдающихся успехов.
17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем). В 1925 году перешла из католицизма в православие с именем Мария. 30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.
Матильда Кшесинская, Великий князь Андрей Владимирович и их сын Владимир. Около 1906 г.
Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17.
В 1936 году, в возрасте 64 -лет Матильда выступила на сцене Лондонского Ковент-Гарден . Ее вызывали на бис 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо. Вся сцена и проходы к ней завалена была цветами.
После этого Кшесинская окончательно покидает сцену.
В начале сороковых годов Кшесинская неожиданно увлекается азартными играми, рулеткой и почти разоряется. Матильда Феликсовна играла по-крупному и всегда ставила на 17 - свое счастливое число. Но оно не принесло ей удачи: деньги, полученные за дома и землю, а также средства, которые удалось выручить за бриллианты Марии Павловны, ушли к крупье из казино Монте-Карло.
Умерла Матильда Кшесинская в Париже в 1971 году, на 99 году жизни, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Похоронена великая русская балерина на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Источник:
125 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
2. 8 января 1893 года Кшесинская пыталась превратить платоническую любовную связь с Цесаревичем в плотскую. Но у нее не получилось.
3. 20 января того же года произошел окончательный разрыв.
4. Секса не было, расходимся.
Ниже ключевые цитаты из дневника балерины:
Когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор. Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что, если бы я уже была не невинна, тогда бы он, не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз.
Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет. В конце концов мне удалось почти убедить Ники, он ответил пора , слово, которое производит необъяснимое действие на меня, когда оно им произносится. Он обещал, что это совершится через неделю, как только он вернется из Берлина. Однако я не успокоилась, я знала, что Ники мог это сказать, чтобы только отвязаться, и когда он уехал (было 4 час.), я была в страшном горе, я была близка к умопомешательству и даже хотела Нет, нет, не надо здесь этого писать, пусть это будет тайна. Все же я поставлю на своем, сколько бы мне то трудов ни стоило! (Дневник М. Кшесинской. 8 января 1893 года).
Я просила передать Ники (он обедал в Преображенском полку), что я прошу его приехать ко мне после обеда. З. приехал затем в 11 ч. и сказал, что Ники обещал приехать, но я напрасно прождала его до 1 час. Меня ужасно огорчило, что Ники не приехал, он так поступает, как будто вовсе меня не любит. Но еще больнее мне было, когда Юля сказала по уходе Али, что Аля думает, что Ники остался в полку играть в бильярд. Каково ему приятнее играть в бильярд, чем повидать меня! (Там же. Запись от 20 января).
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
ведь ладно бы, сняли исторический фильм по реальным фактам, а там тупо приписали порочащие связи, причём представителю законной власти, свергнутой 100 лет назад?
с какой целью? а потому, что им, незаконным, выгодно очернять своего поверженного сто лет назад конкурента, они то осознают свою беззаконность, и что не имеют права руководить в нашей стране, и боятся народного гнева. поэтому поливают того, кто им до сих пор опасен.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена