Типология шпаг
Шпага (от итал. Spada) – напрямую происходящее от полутораручного меча длинноклинковое колюще-рубящее или колющее оружие с длинной клинка 1000 мм и более, прямое, в ранних конструкциях с одним или двумя лезвиями, более поздних с гранёным клинком, а так же характерным развитым эфесом сложной формы с защитной дужкой, весом от 1 до 1.5 кг. Шпага появилась, как многие виды меча в Испании в 1460-х годах. Рождение шпаги из полутораручного меча обычно приписывают необходимости находить слабые места в доспехах, которые стали настолько прочными, что были неуязвимы для рубящих ударов даже двуручника, это совершенно не так, потому как тогда бы придумали трёхручный меч или ещё что-нибудь тяжёлое. Миланский или максимилиановский доспехи таковы, что какой бы вы роскошной шпагой не были вооружены, найти в них «слабое место» или сочленение просто невозможно, а учитывая то, что цель движется, верхом, ловко орудуя при этом тяжеленым копьём или на худой конец мечом, то задача убить рыцаря в полном доспехе шпагой дело просто невозможное. На самом деле полутораручный меч стали облегчать из-за того, что распространяется огнестрельное оружие и бессмысленный полный доспех, который вообще никогда массово из-за своей дороговизны не попадал в армии, стал заменяться облегчённым, пока вообще не выродился в кирасу. Зачем было таскать с собой тяжёлый меч, когда можно было носить лёгкий колюще-рубящий, точно так же выполняющий свои функции? Прагматика и целесообразность – вот что двигало всегда предками, они были людьми практичными, романтика и лирика на поле боя отсутствуют по определению. Постепенно меч облегчался и превратился в шпагу, бывшей поначалу всего лишь лёгким мечом с несколько усложнённым эфесом, позволяющим не носить латную перчатку.
Шпагой изначально рубили, лишь со временем она стала преимущественно колющим оружием, ещё при мушкетёрах было принято отрубать шпагой руку или нос в дуэли, чтобы покалечить противника, это считалось большим унижением, хуже смерти. Например, в 1532 году описание пленения короля инков Атуальпы конкистадорами под предводительством Франсиско Писарро, вооружённых шпагами против превосходящих сил таково: "Испанцы же обрушились на них и стали резать в куски", "Шесть или семь тысяч индейцев полегли мёртвыми и ещё многие имели руку, отсечённую или иные раны". Дворянин был обязан ходить со статусным мечом, но всюду таскать с собой при дворе и в относительно безопасном городе полутораручный меч откровенно запарило, поэтому носили сильно облегчённый меч, а потом и шпагу, практически не уступающую мечу и дополнительно защищающую руку. Первые эфесы в XV столетии имели простые гарды с длинными, прямыми крестовинами, вначале с одним наружным защитным кольцом, а позже с двумя, по обе стороны клинка. Главным отличием шпаги от меча можно считать хват – указательный палец обхватывал крестовину, это позволяло точнее наносить удары и иметь более развитое фехтование, а для защиты пальца и руки в целом и нужен был такой сложный эфес. К концу XV века шпага распространяется в Испании как espadas roperas (буквально «меч для одежды») или court sword. Так появилась рапира или rapiere, чуть более лёгкая, чем боевая шпага, вполне достаточная для дуэлей и стычек, боевые шпаги использовали в основном кавалеристы и офицеры в XVI—XVIII веке, пока их не заменили палашами и саблями. К эфесу добавляются дужки и нижние защитные кольца (фр. pas d'âne), которые выступали далеко вниз, чтобы обеспечить лучшую защиту руки при парировании удара. Только с середины XVI столетия и поначалу только у итальянских придворных шпаг появились пальцевые дужки, ещё более изменившие хват по сравнению с мечом, сделавших их подобными тычковому ножу. Гражданская шпага, по сути, заточенная рапира существует до 1660-х годов, пока во Франции не появилась короткая шпага, она была более лёгкой, гранёной (шестигранной с долами, позже трёхгранной) и позволяла фехтовать быстрее, преимущество отдавалось при этом колющей технике. В Италии и Англии, однако, на коротких шпагах small sword сохранялось лезвие.
В типологии шпаг такой же бардак как в китайских мечах, это словами не описать, одни оружиеведы смешивают полутораручники с боевыми шпагами, другие нет, в каждой стране свой подход и свои обозначения в принципе для одного и того же. Например «валлонскую шпагу» у нас причисляют к палашам, в то время как часто палаши не выделяются вообще в отдельную категорию, называя мечами. Попытаюсь как-нибудь привести всё к общему знаменателю, все более-менее сходятся во мнении о разделении шпаг на: боевые, рапиры и короткие шпаги.
То, что можно назвать боевой шпагой является рейтарским мечом, распространённым у бронированных всадников-рейтар (от нем. Schwarze Reiter — «чёрные всадники»), они предпочитали не врубаться после стрельбы в строй пехоты как кирасиры, а планомерно расстреливать пехотуру из пистолетов. Вспомогательным оружием у них был меч, так как большинство рейтар были из Южной Германии, знаменитые на всю Европу легендарные наёмники дали имя и своему мечу. Рейтарский меч (нем. Reitschwert («меч всадника») – колюще-рубящее оружие с прямым клинком, общая длина – 1000-1100 мм, длина клинка – 850-950 мм, ширина клинка – от 30 до 45 мм, ширина крестовины – 200-250 мм, вес от 1100 г. до 1500 г., встречаются ранние образцы весом до 1700 г. Был наиболее популярен в кавалерии XVI века, в основном им пользовались как мечем, причём более рубящим, чем колющим.
Рапира или гражданская шпага с прямым клинком длиной около 1100-1300 мм, вес около 1.5 кг знакома нам по фильмам о мушкетёрах, где они вынуждены от незнания режиссёров размахивать ей и колоть как более поздними образцами. На самом деле фехтование такой рапирой было довольно бедным, колющий выпад, несколько простых защит, скорее уклонений, клинками звенели редко и пара основных рубящих ударов, например «мужицкий», когда шпагой ухваченной двумя руками наносили удар со всей дури. Примерно этому учили мушкетёров, чьи фехтовальные навыки были крайне бедными, во времена д’Артаньяна фехтовать считалось зазорно, ты должен был выиграть за счёт силы, рубя, иное считалось непорядочным. Стреляли мушкетёры плохо (фитильный мушкет они не носили, предпочитая за свои деньги покупать ружья), фехтовали ещё хуже, но порой только со шпагами врывались на бастионы, внушая заслуженный ужас, впрочем, как и гвардейцы кардинала, ничем им не уступавшие. А в основном мушкетёры занимались разгоном крестьянских восстаний и политическими арестами, для чего им рапиры вполне хватало. Вышла из употребления в XVII веке, применялась часто в паре с кулачными щитами, затем дагами (кинжалами).
Короткие шпаги (англ. Small sword «малый меч») колющее оружие с прямым клинком длиной около 800 мм, общая длина около 1000 мм, вес 1-1.3 кг. Могут быть как с лезвиями, так исключительно гранёными с заточенным остриём. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования фр. Academie d'Armes, основанной в конце XVI века, впоследствии почти вытеснил другие типы шпаг. Это как раз знакомые нам по более поздним временам шпаги, которыми обладали офицеры, иногда солдаты, разумеется дворяне, согласно статусу, она позже полагалась студентам университетов или их выпускникам, была отличием статуса гражданских чиновников и постепенно выродилась в церемониальное оружие, используемое до сих пор и спортивные шпаги и рапиры. В XVIII веке пропадают, постепенно пальцевые дужки и у шпаги остаётся небольшая защитная раковина, шпага становится классической короткой шпагой, от которой и происходят современные спортивные. Тогда же появляется эспадрон – разновидность шпаги с рубящими возможностями, появившаяся в противовес шотландскому палашу, распространившаяся по Европе из Англии
Устройство рапиры, вернее её эфеса, состоявшего из защитных дужек и колец довольно традиционно. Эфесы рапир и рейтарских мечей были крайне разнообразными и отличались в зависимости от стран и предпочтений.
Окшотт свои типологии обычно строил по формам эфесов, не вижу необходимости править мастера, эфесы шпаг XVI века делятся на:
1) эфес в одну четверть (англ. quarter hilt) — имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, одинарное нижнее кольцо или ветвь, контр-гарда как правило из одной дужки (петли).
2) половинный эфес (англ. half hilt) — имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
3) эфес в три четверти (англ. three-quarter hilt) — передняя ветвь крестовины загибается в сторону навершия образуя защитную дужку, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное (иногда тройное) нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
4) полный эфес (англ. full hilt) — имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, сложное нижнее кольцо или ветви, защитную С-образную дужку, контр-гарда как правило из трёх дужек (петель).
В XVII веке эфесы шпаг дополняются «раковиной» (англ. shell), дугами и кольцами, что дало новые типы весьма любопытных эфесов:
5) паппенхеймер (англ. Pappenheimer, назван в честь Готфрида Паппенгейма, главнокомандующего войсками Католической лиги в Тридцатилетней войне) – эфес состоит из двух перфорированных раковин, конец XVI—XVII век.
6) «петля» (англ. loop hilt) — минимальный эфес из раздваивающейся дужки, образующей петлю (прикрывая руку) и крестовины, появилась в середине 1600-х годов.
7) «корзинка» (англ. basket hilt) – корзинчатые мечи с развитым эфесом в форме клетки или корзины, появились в конце XVI века, к ним относится итальянская скьявона, шотландский палаш и немецко-английский хаудеген («покойницкий меч», от изображения головы на эфесе), их часто причисляют к мечам или палашам по классификации.
8) «гнутый» (англ. swept hilt) — отличается от корзинки более толстыми «гнутыми» (swept) кольцами.
10) «тарелка» (англ. dish-hilt), или фламандский эфес (фламберг – не путать с мечом), сам Окшотт, считал от этого типа шпаг произошли короткие шпаги.
11) кавалерийский (англ. cavalier hilt) — эфес тяжёлых боевых шпаг, похожий на эфес коротких шпаг, но с обязательной защитной дужкой, это боевое оружие.
12) «чаша» (англ. spanish cup hilt) – довольно известна как Казолета или бре́тта (исп. bretta) – шпага с чашевидным эфесом, она была крайне популярна во всём мире, дуэлянт и задира, как правило, назывался по типу любимой своей игрушки - бретёром.
13) «Бильбо» (англ. Bilbo hilt от баск. Bilbo в испанском варианте город Бильбао) – имел две раковины, появился ранее «классического испанского в виде чаши».
Шпага в отличие от мечей уже делалась из отличной фабричной стали, поэтому была выполнена без кузнечной сварки и всяческого сварного дамаска. Шпаги могли быть как простыми солдатскими, так произведениями искусства, в том числе ювелирного у дворян и императоров. Клинки иногда делали с глубокими долами и высокими острыми рёбрами, при этом не только ребра, но и долы пробивали множеством отверстий, так что клинок на просвет казался прозрачным. Знаменитые клинки делали в Пассау, Толедо, Золингене, Милане и Брешии. После 1560 года делали высокохудожественные клинки со скважинами для яда как для шпаг, так для кинжалов. Уже на самых старых клинках шпаг, обычно в долах, встречаются имена мастеров, написанные на латыни и выбитые очень своеобразным готическим шрифтом. Декоративные завершения таких надписей на клинках, обычно в виде фигуры, похожей на якорь, часто, но ошибочно принимают за клеймо мастера. Рядом с именем мастера помещали и изречения вроде: IN·DIO·SPERAVI (уповаю на Бога), VIVE·LE·ROY (да здравствует король). На более поздних французских клинках XVII века часто встречались надписи в духе: «Без повода меня не вынимай, не отстояв чести, не вкладывай».
11 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена