Московский университет в октябре 1917. Отчёт ректора
Михаил Александрович Мензбир, ректор Московского университета в 1917-1919 годах
Ректор Московского университета Михаил Александрович Мензбир после окончания октябрьских боев 1917 года в Москве подготовил отчет о происходящем во вверенном ему учебном заведении и выступил с ним на Совете университета 11 ноября 1917 года.
В Центральном историческом архиве Москвы сохранился протокол с записью его выступления (Ф. 418, оп. 249, д. 112 а).
"Г[осподин] ректор сообщил, что во время событий 20 октября - 2 ноября Московский университет потерял 15-20 студентов, и предложил почтить их память вставанием, что и было исполнено г.г. присутствующими. Засим г. ректор сообщил ход событий, поскольку таковые касались университета.
В пятницу, 27-го, как известно, служителями была проведена однодневная забастовка. Студенты приняли на себя охрану помещений и имущества университета. Ввиду появления тревожных слухов студенты продлили охрану и на последующие дни. Всего в охране было человек 30. Оружие им было выдано из Александровского училища. Задачей своей студенты имели охрану университета от возможных попыток на ограбление со стороны злоумышленников и с этой целью дежурили у ворот и во дворах.
С вечера пятницы началась стрельба в городе. Двор старого здания подвергся обстрелу, между прочим, из Национальной гостиницы ("Националь"), при чем был убит оставленный при университете С.В. Семенкович. Последующие дни на улицах шла борьба между сторонниками правительства и большевистскими войсками. Особенно упорный бой был у Никитских ворот. обстреливалась и вся Никитская, при чем погиб на углу Шереметевского переулка поручик Н.А. Северцов. В четверг старое здание было занято большевиками, после чего как старое, так и новое здание было оставлено студенческой охраной.
В четверг вечером, как известно, борьба кончилась капитуляцией юнкеров.
Московский университет накануне восстания
За время боев пострадало около 20 студентов. повреждения, нанесенные обстрелом университетским зданиям, заключаются в следующем: 1) в Институте сравнительной анатомии гранатой пробита стена во втором этаже, при чем уничтожено 6 шкафов с научными препаратами; 2) в Зоологическом музее снарядом пробит потолок, при чем повреждены 3 шкафа с крупными предметами и большое зеркальное стекло; 3) повреждена балка над Геологическим институтом; 4) повреждены стены и стекла в Физическом институте; пробита снарядом угловая стена старого здания, при чем почти уничтожено все помещение Библиографического общества со всем имуществом, и сильно пострадали коллекции географического и физического кабинетов.
Были обыски: на квартирах профессоров Кожевникова и Чирвинского, в клиниках - у советника правления, экзекутора и других лиц, при чем в клиниках были конфискованы запасы чая, сахара, риса, спирта, мыла, папирос, принадлежащие по большей части клиникам и госпиталю.
От обстрела пострадали также и некоторые клиники. Бастовавшие до того времени клинические служащие стали на работу. Один из служителей выказал большое мужество, доставляя клиникам провизию во время обстрела.
Александровское военное училище, штаб антибольшевистских сил, в дни октябрьских событий
После того, как был заключен договор с большевиками, университет был осмотрен. В университетской церкви была совершена панихида по убитым студентам. Торжественные похороны, как студентов, так и других лиц, сражавшихся на стороне правительства, назначены на понедельник, 13 ноября, в церкви Большого Вознесения. Студенческая комиссия приглашает в церковь всех профессоров. Погребение предположено на Братском кладбище".
В своем отчете господин ректор умолчал об очень важном факте: 26 октября 1917 года Командующий войсками Московского военного округа К.И. Рябцев обратился к студентам университета с призывом встать на защиту города от большевиков. Студенты начали формировать добровольные дружины. 27 октября в богословской аудитории университета состоялось студенческое собрание всех факультетов. Студенты заслушали представителей других учебных заведений - Лазаревского и Коммерческого училищ - и без прений, практически единогласно приняли резолюцию о вооруженной поддержке штаба округа, городской думы и Временного правительства. Но после разгрома правительственных сил ректор университета предпочел об этом не вспоминать и говорил, что студенты лишь охраняли здание университета. Наверное, он был прав, сохраняя своим подопечным жизнь.
1 комментарий
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена