С днём рождения!
Раи́са Семёновна Ку́ркина (род. 7 октября 1927 года) — советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1974).
Раиса Куркина родилась в деревне Покровка Тульской области. И хотя ее родители были людьми далекими от искусства, творческие корни у Раисы все же имелись. Так ее бабушка была прекрасной певицей, и народ с окрестных сёл съезжался послушать ее. А бабушкин брат и вовсе сбежал из дома с бродячим театром. Вот такая генетика...
Секреты актерского мастерства Раиса Куркина постигала на курсе выдающегося педагога, заслуженного деятеля искусств Веры Константиновны Львовой. В 1956 году Раиса окончила Щукинское училище и поступила в Московский государственный Театр киноактёра. На этой сцене она проработала всю свою жизнь...
В кино Раиса Куркина дебютировала в 1955 году, будучи студенткой. Она сыграла эпизодическую роль знатной комбайнерши Кати Горбань в фильме «Гость с Кубани». После окончания театрального училища актриса стала регулярно сниматься в кино, исполняя преимущественно роли второго плана.
В 1958 году ей посчастливилось сняться у самого Ивана Пырьева в его экранизации знаменитого романа Достоевского «Идиот», сыграв роль Аделаиды Епанчиной. Тогда молодой актрисе довелось поработать на одной площадке с такими мастерами, как: Юрий Яковлев, Юлия Борисова, Вера Пашенная, Иван Любезнов и другие.
Нельзя не отметить и фильм «Дети Памира» (1962), в котором Раиса Куркина сыграла врача. Сегодня картину вряд ли кто вспомнит, но в жизни актрисы она сыграла важную роль. Это была первая совместная кинолента Раисы и ее мужа режиссера Владимира Мотыля . Раиса Семёновна вспоминала: «Мы с ним ездили снимать на Памир, где для Володи как для молодого режиссера все было внове. Там нас с ним даже приглашали посмотреть на снежного человека, который, конечно же, оказался какой-то подделкой, имитацией. Как же мы тогда были молоды и счастливы! У Володи было блестящее образование, немногие режиссеры сейчас могут этим похвастать. Ну, и, конечно, он был человеком необыкновенно талантливым, с очень тонким вкусом. А какое у него было чутье на таланты! Под обаяние Мотыля попадали все без исключения».
Среди других работ Раисы Куркиной в 60-е годы: старший геолог Светлана Ивановна Панышко в драме «Время летних отпусков», Баранова в военной драме «Живые и мертвые», мисс Эрнита в драме «Западня».
В 1968 году Владимир Мотыль приступил к съемкам приключенческого фильма «Белое солнце пустыни». На роль Настасьи, жены одного из главных героев таможенника Верещагина, он утвердил Раису Куркину. Она вспоминает: «Владимир Мотыль хорошо знал меня как актрису и в фильм взял без проб. Сомнений по поводу соглашаться на роль или нет, у меня не было». Выбор, действительно, оказался очень удачным, и сегодня трудно представить в образе Настасьи какую-либо другую актрису.
Раиса Куркина рассказывает о своей работе над образом: «В этой картине меня ничего не сдерживало, я была сама собой. Мне всегда было важно, чтобы в актере просвечивалась его сущность, помимо того что требует от него режиссер. Я заразилась темой фильма и чувствовала свое сходство с героиней. Во мне также есть и терпение, и жертвенность. Ничего придумывать не пришлось. Мера жертвенной любви моей героини к мужу понятна - эта женщина все везет на себе, и это при сильном муже. Таковы судьбы миллионов русских женщин».
Роль мужа Настасьи таможенника Верещагина (ставшего впоследствии просто культовым персонажем) исполнил в фильме Павел Луспекаев. Владимир Мотыль утвердил его на роль по просьбе Раисы Куркиной. К тому времени актер сильно болел: у него после обморожения были повреждены ноги. Он с трудом передвигался и жил на обезболивающих препаратах, но к съемкам подошел с присущим ему профессионализмом и ответственностью, не сорвав ни одной сцены.
Дуэт Раисы Куркиной и Павла Луспекаева получился великолепным. В отношениях их персонажей сквозила какая-то особенная теплота, трогательность и пронзительность.
Роль в «Белом солнце пустыни» принесла Раисе Куркиной известность и положила начало череде ярких работ в кино. И хотя актриса по-прежнему появлялась на экране преимущественно в ролях второго плана и эпизодах, но зато в каких фильмах ей довелось сниматься и с какими режиссерами посчастливилось поработать! Так режиссер Андрей Смирнов доверил ей роль Лиды Матвеевой в замечательной ленте «Белорусский вокзал» (1970), повествующей о ветеранах Великой Отечественной.
В том же году актриса снялась в известном детективе Анатолия Бобровского «Возвращение Святого Луки», создав образ экскурсовода Лидии Николаевны, женщины увлеченной, глубоко интеллигентной.
Персонажи Раисы Куркиной всегда отличались особой женственностью, привлекательностью и, при этом, всегда были разными. Каждой своей героине, каким бы маленьким ни был эпизод, актриса привносила индивидуальность и особенность: Параня в революционном фильме «Великие голодранцы» (1973), Нина Петровна Самохина в детективе «Чёрный принц» (1973), Анна Андреевна Млынская в военном фильме «Фронт без флангов» (1974), княгиня Софья Раевская в историко-романтической драме «Звезда пленительного счастья» (1975, последняя совместная лента Раисы Куркиной и Владимира Мотыля), Антонина Степановна в приключенческом фильме «Два капитана» (1976), секретарь прокурора Лотта в фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976), судья в комедии Георгия Данелии «Мимино» (1977), врач Надежда Ивановна в мелодраме «Не могу сказать «прощай»» (1982) и многие другие.
Особо стоит отметить небольшую, но однозначно знаковую роль Раисы Куркиной в знаменитой комедии «Афоня». Ее героиня тетка Фрося появлялась в кадре на непродолжительное время, да и то лишь в воспоминаниях главного героя. Но ее персонаж однозначно является ключевым в фильме, олицетворяя настоящую материнскую любовь, бескорыстную и безграничную.
Раиса Куркина активно снималась в кино до конца 80-х. В одном из интервью ее спросили: «Вы играли роскошные эпизоды в «Афоне», «Белорусском вокзале», «Звезде пленительного счастья», в фильме «Ташкент - город хлебный»... А вот главных ярких ролей не получилось. Не обидно?» На что актриса призналась: «Нисколько. Я прожила счастливую жизнь. Судьба ко мне благоволила, а на пути попадались очень хорошие и талантливые люди».
С российским кинематографом у Раисы Семеновны как-то не сложилось. За пару десятилетий - три небольших роли. Сама она признается: «В кино уже не снимаюсь, мне не хочется услышать команду «Мотор!» - не вижу материала. Занимаюсь интересным делом - перечитываю то, что, как мне казалось, знаю. Сравниваю свое прежнее представление о прочитанном с нынешним, - это очень интересно».
Живет Раиса Семеновна одна. Ее дочь и внучка - в Канаде. Внучка замужем за англичанином. «Единственной подкормкой моих небольших сил остаются воспоминания и возможность хотя бы мысленно общаться со своими близкими: у меня вся комната увешана их фотографиями - иллюзия общения с ними. А возле тахты лежит Новый Завет, в нем спокойно сказано о самом главном - о жизни и смерти, о смысле того и другого. Даже если Бога придумали люди, то его придумали во благо людей».
1 комментарий
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена