Мастер-класс «Почему Стив Джобс любил шрифты» (Алексей Каптерев). Продолжение
Сегодня есть три группы гротесков:
Первые гротески выглядели так:
Мы этим до сих пор пользуемся. По большей части они применялись для подобных задач:
Затем в России произошла революция 1917 года. Возникло новое течение в шрифтах, исключительно русское веяние. Сначала от руки, очень аккуратно, нарисовали две буквы. Постепенно это превратилось в шрифт. Так в историю вошло понятие «русская типографическая революция»: супрематизм, дадаизм и прочее. «Давайте мы возьмём прямоугольник, и все буквы у нас будут как прямоугольник». Получилось интересно. И такого наделано довольно много.
Кстати, школа «Сколково» до сих пор пользуется шрифтом Rodchenko.
В Германии Дюрер давно умер, но люди с линейками остались. Они сказали: прямоугольник нам не подходит, возьмём овал. Точнее, давайте всё сведём к форме стадиона.
Это шрифт DIN, создан в Германии в 1923 году для железнодорожных указателей. До сих пор жив. Благодаря DIN в латинице случилась своя революция. Люди поняли, что буква не обязана быть такой, какой её нарисовали в девятом или в четырнадцатом веке. Люди решили, что у них другой шрифт, нужна другая буква. Избавились от всех лишних элементов: засечек, хвостиков, недохвостиков. Максимальное упрощение, максимальная геометризация.
Этот шрифт прошёл проверку временем. Выглядит очень современно. Нет ощущения старости, а ему реально сотня лет.
Кстати, первую кириллическую версию этого шрифта сделали в 1943 году немцы для оккупированных территорий, потому что им потребовались железнодорожные указатели.
Franklin Gothic Medium более традиционный, FF DIN Bold — более современный. Хочу ещё напомнить, что в Германии в то время возникло движение Bauhaus. Один из его адептов Пауль Реннер нарисовал шрифт Futura. Это очень красивый шрифт, в нём всё стремится к кругу.
Futura до сих пор пользуется огромной популярностью. Немцы наделали уйму таких шрифтов.
Сначала у самих немцев эти шрифты ассоциировались с русскими. Вот пародия на старый советский плакат, анонс выставки дегенеративного искусства, «жидобольшевистского»: bolschewismus und jüdischer.
Немцы говорили, что это всё чужое, однако пользовались шрифтами очень охотно, в том числе и в пропаганде. Потому что это модернизм, некий идеал, стремление к упрощению, к рационализации.
В нацистских плакатах было два шрифта: готическая немецкая фрактура и вот такой модерн. Читать почти невозможно, но в большом, плакатном размере работает очень хорошо.
Здесь написано: «Немец, пей немецкое вино».
Таких шрифтов очень много у вас на компьютере. Например, Century Gothic, который стал прототипом для логотипа Adidas. В одной из последних версий macOS есть очень красивый шрифт Avenir. Он был создан уже после войны, кажется, в 1970-х годах.
Мы видим возвращение нормальной буквы А, но все остальные буквы по-прежнему стремятся к кругу. В 1960-е годы были популярны шрифты вроде Phosphate. Такой хипстерский ретростиль. Напишите на ценнике «бургер», и он будет стоить не сто рублей, а триста.
Германия, Россия, Америка:
В Америке решили, что им нравится не прямоугольник, а квадрат, но со скруглёнными краями. Хотя в целом идея та же.
Где настоящая Toshiba?
Подсказка: там, где более геометрический шрифт. Сверху. У японцев вообще очень плохо с типографикой, потому что она для них чужая, западная типографика. Но в данном случае это неплохой выбор. Правильная Toshiba выглядит более техногенно, что ли. Нижний шрифт — это Arial. Мы помним, что нельзя делать хорошую типографику шрифтом Arial.
После войны все поняли, что экстремальная геометрия в шрифтах — это очень негуманно. Слишком ровно. А люди не такие. И начался откат. Старый гротеск перерисовали в новый.
Он точно такой же, просто красивый. Например, вернули букве а хвостик.
Слева коряво, а справа — люди старались, просто идеальная буква. Обратите внимание на пространство внутри «пузика», это капля. А у левой буквы — смотреть невозможно.
До появления Helvetica среднестатистическая реклама выглядела как-то так:
А через десять лет после Helvetica всё поменялось. Стало намного чётче, точнее, жёстче, по делу, очень кратко.
Шрифт Helvetica изменил плакаты. Сначала он воцарился в шрифтовых плакатах, а потом к ним добавили картинки. Сейчас в IKEA вы увидите такое:
IKEA — это современный, молодежный дизайн. Швейцарский дизайн 1960-х годов, до сих пор жив.
А потом Джобс засунул Helvetica в наш карман. Интерфейсный шрифт на iPhone — это Helvetica. После Helvetica случилось только одно важное событие — возник гуманистический гротеск.
Во всём мире рисовали геометрические шрифты. А в Англии люди подумали, что им не нравится геометрия. Они живут в бывшей великой империи. Они хотят возврата к Ренессансу. Люди опять взяли перья и попытались сделать шрифты без засечек, отталкиваясь от перьевого начертания.
Видите, какое странное начало у буквы а? Это перо. Никто не проникся, кроме англичан. Они сказали, что обожают это и будут лепить везде, где только можно и нельзя. А весь остальной мир послал их на фиг и остался верен геометрии.
У Джонстона, создавшего новый английский шрифт, был ученик Эрик Гилл. Он пытался что-то геометризировать.
Но, по сути, он геометризировал антикву времён Ренессанса. То есть вернулся во времена Жансона и попытался заново перерисовать старые буквы, но не из девятого века, а из пятнадцатого. И получилось интересно.
Чуть нелепая форма, но тёплая, ламповая, живая, прикольная. В Англии этот шрифт используется везде. А мир не оценил.
Потом Эрик Шпикерманн, долго живший в Лондоне и проникшийся британскими шрифтовыми идеями, вернулся в Германию и сделал очень крутой шрифт, который сильно всё поменял. Это шрифт Meta*.
Почему Meta* относится к гуманистическому гротеску? В фильме «Helvetica» Шпикерманн говорит: «Настоящему шрифту нужен ритм, нужен контраст, который идёт от рукописного текста… А у Helvetica нет ничего из этого». Шпикерманн ненавидит Helvetica. Его спросили, почему же этот шрифт так популярен? Шпикерманн ответил, что дурной вкус вездесущ.
Эрик вернул старую форму букве g, но нарисовал её «правильно».
В Helvetica очень ровная, нейтральная буква Р. А в Meta* у вертикальной палочки два обрыва на концах: наверху и внизу.
В этом нет никакого тайного смысла, просто перо неровно шло, а потом оборвалось. И в целом буква у́же, потому что рукописный почерк узкий, он не стремится растянуться. Всё это признаки гуманистического шрифта. Все гуманистические шрифты будут чуть-чуть шизанутыми. Буквы начинают отличаться друг от друга мелкими штрихами, и улучшается читаемость.
Оказывается, что все предыдущие века развития шрифтов — не бессмысленны. Удалось создать действительно легкочитаемый шрифт. Все буквы немного срезанные, совсем другой рисунок. А Helvetica очень правильная, ровная. Сбербанк обожает Meta*.
Продуктовый шрифт Apple, которым они всё брендируют, называется Myriad Pro — это тоже гуманистический гротеск.
Достаточно легко объяснить, почему. Смотрите, буква U чуть неровная. Почему? Перо так шло.
Вот дорожный американский указатель.
Здесь буква l, которая заметно отличается от буквы i. И в целом более узкие буквы и более широкие апертуры.
Если смоделировать в Photoshop плохое зрение, то разница в читаемости шрифтов станет очевидной:
Apple обожала шрифты гуманистического гротеска.
Впрочем, все интерфейсные дизайнеры их обожают. Слева — первый шрифт на Mac, потом ставший шрифтом на iPod, посередине и справа — второй и третий шрифты на Mac. Кстати, на Windows сейчас другой шрифт, но очень долго там тоже использовался Lucida. Очень читаемый шрифт, хорошо выглядит на плохих экранах.
Вот iPod:
Экран плохой, можно было сделать шрифт формальным, но подошли с фантазией. Внутри есть вариативность на один пиксель, и хорошо читается, хорошо выглядит.
МТС сейчас:
Segoe — интерфейсный шрифт на Windows. Droid Sans — это на Android. Ubuntu — это на Ubuntu.
Все шрифты на Windows — это гуманистические гротески: Tahoma, Verdana, Corbel.
Мы получаем три группы: технари, прагматики и гуманитарии. Первые — холодные и оптимальные, последние — тёплые и ламповые.
Где настоящий iPhone?
Посмотрите на букву P. Видите, она неровная сверху? Характерный признак гуманистического гротеска. На букве R очень хорошо видно.
У геометрического гротеска почти всегда будет просто ровная нога вниз. Абсолютно без фантазии. У гуманистического — неровность, изгиб.
У Arial тоже небольшой скос в начале. Но у Myriad есть наверху, у чаши, и ещё один в самом низу косой ножки. Зачем? А вот так вот. Чуть изящнее. И красиво, и лучше читается. И глаз это как-то замечает, и буквы, конечно, будут у́же.
Есть шрифты брусковые. Почему брусковый — понятно: потому что весь как из брусков сложен. Такие шрифты появились в девятнадцатом веке, просто утолщили антиквы. Обычно их используют в рекламе для максимальной передачи эмоций, крика, сенсации.
Был когда-то немец Герман Цапф, каллиграф. Он рисовал очень красивые шрифты. Потом что-то на Цапфа нашло, и он отрезал засечки. И получилась ленточная антиква, как ленту положили.
Многие говорят, что это гуманистический гротеск, но мне кажется, что это ленточная антиква.
Если вы хотите что-нибудь прочитать про кириллические буквы, то есть книжка Юрия Гордона «Книга про буквы от Аа до Яя». Она толстая, большая и очень красивая. Там много о кириллице. У кириллицы своя судьба, вечно какая-то странная. Если вы прагматично настроенный человек, то можно почитать книгу «Типографика для юристов» (Typography for Lawyers) (сайт и книга). Там разумные рекомендации по выбору шрифтов и всё такое. То есть она просто написана дизайнером для дизайнеров.
Если вам нравится какой-то шрифт, можете поставить себе приложение WhatTheFont. Для iPhone точно есть, для Android — не знаю. Фотографируете текст, программа отправляет его на сервер и возвращает ответ, какой это шрифт.
Если вы хотите сочетать шрифты между собой, рекомендую зайти на сайт Fonts in use и поискать тот шрифт, что вам нравится. Если его там нет, не пользуйтесь им. Скорее всего, он плохой.
Наконец, есть сайт Font Squirrel с кучей бесплатных шрифтов. Там есть поиск по кириллице.
И последнее. CEO Samsung сказал: «Дизайн — большой приоритет для меня, потому что это то, что дифференцирует мой бизнес». На мой взгляд, поэтому Samsung всегда будет № 2 после Apple. Потому что Джобс так никогда не думал. Он просто любил, чтобы было красиво. Понимаете разницу? Там ищут смысл, а ему просто нравилось. Человек, которому просто нравится, всегда окажется на шаг впереди, потому что он будет делать бессмысленные вещи, которые выстреливают в долгосрочной перспективе. Мне кажется, это очень важно.
* Запрещены в РФ
Источник:
9 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена