Эксперимент. Встречается ли аллергия на нервной почве и как помочь таким аллергикам?
Лечение кожных заболеваний гипнозом: аллергия и психосоматика
Лечить кожные заболевания гипнозом начали давно. Возможно, всегда лечили, со времен фараонов. Последний известный мне всплеск внимания к этому явлению отмечен в начале 20 века: «На возможность психогенеза некоторых кожных заболеваний в свое время указывал дерматолог П. В. Никольский (1910 г.), отмечавший, что ряд кожных заболеваний, например экзема, крапивница, псориаз, нер¬вный зуд, может возникать под влиянием душевных волнений. По его данным, многие авторы, применяя для лечения этих заболеваний внушение в гипнозе, получали положительные результаты. В этом направлении большую экспериментальную работу провели дерматологи А. И. Картамышев (1938, 1942) с сотрудниками (И. И. По¬тоцкий, И. А. Жуков и др.) и Н. Г. Безюк (1939, 1941). А. И. Картамы¬шев и Н. Г. Безюк признают возможность психогенеза и успешной пси¬хотерапии ряда кожных заболеваний: экземы, кожного зуда и пр.» (К.И. Платонов «Слово как физиологический и лечебный фактор»). Так что ничего удивительного в том, что дерматологические заболевания могут излечиваться посредством суггестивного воздействия, нет. Удивляет другое: это было понятно и сто, и тысячу лет назад, но до сих пор сам факт физических процессов, запускаемых «взглядом» гипнотизера, воспринимается как экзотика, как чудо.
На самом деле, это тот же механизм, который вызывает, например, эрекцию. Мужчина что-то там себе представил – вот тебе и «пожалуйста». Так и с экземой или любым другим психосоматическим заболеванием. Когда-то в вашей жизни возникла связка некого мысленного образа с раздражением или даже язвой на коже, - и с тех пор, как только на ум приходит данная фантазия, так сразу же этот элемент вашего организма «приходит в движение».
Что делает гипнотерапевт? Он убирает злополучную «фантазию» как элемент окружающей действительности. Это делается посредством погружения человека в досознательное состояние, каким оно бывает в младенческом возрасте (обычно, до 6 лет). Психологи не случайно сравнивают гипноз с компьютерным «режимом редактирования», когда можно изменять программные установки. Человек в гипнозе тоже как открытая книга. Он послушно следует воле гипнотерапевта, используя при этом такие ресурсы своей психики, который в обычном состоянии ему недоступны. Вот почему человеку в гипнозе ничего не стоит вспомнить случай 30-летней давности, когда «душевное переживание», или проще говоря, сильный стресс, вышиб его из привычной эмоциональной орбиты. В детском подсознании родился защитный рефлекс, выразившийся в причудливой форме привлечения к себе внимания родителей (увидев «ожог» они всполошились, захлопотали, засуетились, стали успокаивать свое дитя, давать ему сладкое). С тех пор, врезавшиеся в память восприятие (цвет, запах, звук, тактильные ощущения) стало для вашего организма тем же, чем является Луна для Земли. Только вместо приливов и отливов, эта «луна» стала вызывать приступ аллергии.
Гипнотерапевт велит своему подопечному вспомнить все до мельчайших подробностей, побуждая его снова пережить случившееся, но без истерики, без надлома, тем самым показывая, что ничего особенного не произошло, что проблема «надумана». Перепроживая, таким образом, психотравму, пациент взамен старого, болезнетворного впечатления записывает новое, здоровое. В результате из его сознания извлекается та часть представлений, которая запускала приступ аллергии. Пациент просто перестает догадываться о существовании своей «луны».
Как известно, ружье без спускового крючка выстрелить не может – рефлекс без эмоционального триггера (Emotion Trigger — автоматические эмоциональные реакции, возникающие в ответ на какое-либо событие), не включается. По этому принципу удаляют психосоматические заболевания все гипнотерапевты мира. Так работал и я, пока не обнаружил, что псориаз или нервный тик можно вызвать искусственно. Сначала случайно, а потом целенаправленно, я создавал и убирал у добровольцев эмоциональные триггеры, пытаясь понять законы, по которым психогенная аллергия возникает и исчезает. На основе сложившейся картины родилась методика когнитивной гипнотерапии, которую отличает, я бы сказал, «простота и надежность».
Критерии отклонений в вашей психосоматике
Лично я понимаю травмирующее событие как сюжет, раскрывающий связь дисфункционального мышления с нервным расстройством. Нужен анализ мыслительных схем и выявление подавленные эмоций. Пьер Жане считал, что эмоциональные травмы могут храниться в подсознании вечно. Когда какой-то стимул пробуждает спрятанную в бессознательном эмоцию, она возникает как бы заново, в точно таком же виде, как это было когда-то в прошлом. Человек снова плачет или смеется, как будто он снова оказался в той же ситуации. Стимулом, запускающим соматическую симптоматику, является триггер – «спусковой крючок» в виде сигнала, воспринимаемого нашими сенсорами (запах, ощущение, звук, вкус, вид). Найти и обезопасить эмоциональный триггер – это главный способ устранения аллергии на нервной почве. Его еще назывют когнитивной терапией, то есть терапией, основанной на использовании познавательной способности человека.
Есть три главным признака аллергии психосоматической природы
1) Явная связь приступов с ростом эмоциональных переживаний. Например, кожные высыпанию возникают после ссоры
2) Наличие эпизодов, когда головой все понимаю, а тело реагирует вопреки разуму. Например, страх выступлений перед аудиторией или острая реакция на критику.
3) Аллергия есть, а медобследование показывает, что аллергенов, то есть химических веществ, которые ее запускают, не обнаружено. В таких случаях говорят о порче, обращаются к услугам колдунов. На самом деле – это нормальная психосоматическая аллергия.
Пять примеров применения когнитивной терапии
Случай 1. Клиентка обратилась с социофобией, но была диагностирована астма, симптомы которой иногда проступали на фоне нервных переживаний. Гипнабельность слабенькая, без амнезии. Приступу предшествовало покалывание и резкое сжатие в области солнечного сплетения. Типичная ситуация, запускающая приступы удушья, - ссора с мужем или конфликты с начальником. Пройдя курс когнитивной терапии, клиентка так и не научилась контролировать стрессы, так как сопротивлялась погружению в неприятные воспоминания. Пытаясь преодолеть это сопротивление, я попросил ее не сдерживать себя. Во время сеанса, когда подступало знакомое напряжение, она раз за разом пыталась излиться, пока нам с ней не удалось получить слабые слезы и еще более слабую абреакцию. На несколько дней симптомы астмы исчезли, но этого оказалось достаточно, чтобы клиентка приняла как факт эффективность работы с воспоминаниями. Дела пошли веселее. Во время регрессии вышли на случай в три года, когда в детском садике во время игры случайно толкнула другую девчонка, та жестко ответила. Вмешалась воспитательница и все вроде разрешилось, но оказавшись дома, девочка увидела пьяного отца, затеявшего ссору с мамой, да еще с рукоприкладством. Слезы дочери взбесили папашу, и тот прикрикнул на нее. В тот момент «я ощутила дикое напряжение в груди, слезы прекратились, а через какое-то время стала буквально задыхаться». Вот он, триггер! Стерев из памяти злополучное воспоминание, я удалил причину приступов астмы. Во всяком случае, в течение года приступов у клиентки не было.
Случай 2. Девушка-модель, гипнабельность превосходная, остальные критерии психосоматики выполнены. Диагностирован лишай и странные пятна на спине, которые начались после того, как мама оставила девушку с бабушкой в возрасте 7 лет. На оба высыпания влиял стресс. По долгу работы клиентка вынуждена вести презентации, которые часто не только изматывали, но и обостряли соматику. О поездках на море только мечтала. Снималась всегда в рекламе одежды и меха, где мало показывается обнаженных участков тела. Страха перед гипнозом не было, поэтому сразу добились амнезии и нашли две психотравмы. Опишу основные шаги при регрессивном гипнозе. На диване клиентка с закрытыми глазами, которые склеены силой внушений. При этом сознание более сфокусировано и мысленное проигрывание эпизодов прошлого вызывает эмоции в теле. Сперва вернулись в ситуацию в 17 лет, когда выступала на сцене и забыла часть слов, запаниковала, пошел озноб по телу, покраснела, думала сорвала спектакль. Тогда покрылась пятнами с головы до ног, хотя никто почти не заметил прокола, чуть поругал режиссер за невнимательность и все. Чтобы больше не попадать в подобные ситуации сделала вывод всегда готовиться, все предусматривать. В жизни эти установки сильно помогли, особенно в модельном бизнесе, где успех зависит от деловых качеств. Доходим до семи лет. Гостях у бабушки. С новыми подругами пошли гулять. Встретили взрослые мальчишки и затеяли игру со сниманием одежды и показыванием библейских мест. Сгорела от стыда. Подливала и религиозная бабуля масла в огонь, когда взялась за воспитание в духе строгой воздержанности. Запрещала, не объясняя. Постепенно стали проявляться пятна, которые в чем-то оказались полезны: больную перестали ругать. Уходим в младенческий возраст. Два месяца. Ребенок сильно болел первые полгода, тогда как раз и появились первые высыпания. Мама все больше проявляла брезгливость при обращении с ребенком - не то что не любила дитя, но страдала фобией чистоты. В какой-то момент отказалась взять плачущую дочь, что та почувствовала – во время сеанса началась абреакция (перепроживание). Как и все предыдущие, это триггер был стерт, но путешествие в прошлое было продолжено, потому что важно найти самое раннее – первое событие. Пациентка почувствовала себя в образе плода внутри мамы на 6 месяце беременности. Бабушка в очередной раз корила дочь за то, что та залетела – это был скандал с разоблачением в присутствии всей родни, мама даже хотела покончить с собою. В тот момент в память впечатались позор и страх – отсюда берут начало глубинные установки: «Я плоха и должна страдать», «Я не достойна жить». Надо полагать, это были мамины мысли, которые передались ребенку. Спустя полгода клиентка позвонила вновь, сказала, что хочет пройти еще пару сеансов по поводу лишаев, о которых я думал, что они имеют клиническую природу и поэтому сказал, чтобы лечила их в больнице. Она узнала, что лишай возникал периодами в детстве – это косвенный признак того, что в основе этого заболевания может быть психосоматика. Выложила историю о двух изнасилованиях в 6 и 18 лет – оба раза угрожали ножом. Раньше боялась признаться, потому что выбрала позор вместо смерти, а это стыдно. Кроме того, не верила, что это может иметь отношение к проблеме, с какой пришла к гипнотерапевту. В принципе была права, но я получил в качестве путеводной нити чувство, какое она испытывала во время насилий, по этому признаку смог найти в глубинах памяти еще два тяжелых амнезированных впечатления. Они оказались причиной лишаев.
Случай 3. Женщина-фармацевт, запрос на странные боли во время полового акта. До последнего замужества отличное состояние, но уже в браке одни мучения. Причем почти тоже самое было и с двумя ранними супругами, кроме самого первого, который трагически погиб. До гипнотерапии лежала в частных и государственных клиниках, никакого эффекта и никаких патологий. Единственный стойких эффект после посещения колдуньи, естественно нашли и сняли порчу и месяц казалось все восстановилось. Это тоже говорит о силе самовнушения и возможно психологической причине болезни, поэтому я взялся, тем более, что клиентка хочет иметь детей и боится, что из-за ее «тараканов» может что-то пойти «не так». Убрал два из трех ощущений дискомфорта: от общения с медийными людьми и от периодически накатывающегося одиночество. Третий триггер найти не смог, поэтому вернул деньги за бесплодные сеансы. И так бывает.
Случай 4. Мальчику 12 лет, постоянно чешется, может разодрать рану вплоть кости. Лекарства пить устали, с матерью перепробовали кучу психологов. Отец живет отдельно с другой семьей, когда навешает, то симптомы уходят. На консультации паренек буквально провалиться в сомнамбулизм, но в ходе регрессивного гипноза вспоминал только ссоры родителей. Плакал, что хочет воссоединения паты и мамы, а бабушка пусть отправляется куда подальше. Два сеанса заметно улучшили самочувствие ребенка, и мама стала настаивать на финальном кодировании. Я ей объяснил, что этого нельзя делать, не проверив психику ребенка на наличие психотравм, в противном случае внушение может нанести вред. Она истолковала мои слова по-своему, и он дальнейших сеансов отказалась. Пришлось все завершить.
Случай 5. Солидный мужчина, запрос: бессонница и страх знакомств. Все прочел, со всем согласен, готов полностью. На вопрос почему, ответил, что сумел вылечить аллергию на орехи, занимаясь йогой, а вот, чтобы убрать причины страхов, нужен специалист. В ходе первичной консультации удалось вызвать глубокое расслабление до потери ощущения тела, все проблемы полезли наружу. Оказалось, не только напряжение с девушками, но и просто звенящий страх столкновений с мужчинами. Выяснилось, что клиент не помнил, чтобы вообще когда-либо дрался, хотя служил в армии и детство провел в деревне. Сделал гипноанализ. За счет сверхгипнабельности удалось найти две психотравмы, убрал эмоциональный заряд и скорректировал глубинные установки. На все про все ушло два часа. Побочный эффект: в памяти клиента, ни с того ни с сего, полностью восстановился курс обучения самогипнозу по методу Эриксона, на который ходил когда-то. Потом разобрались: реставрация была вызвана тем, что клиент неожиданно отчетливо понял никчемность «эриксоновского гипноза». Курс был завершен, клиент буквально летал, но скоро дала о себе знать та самая аллергия, которую он вылечил самостоятельно с помочью йоги. Пришлось дать еще четыре сеанса, в течение которых из памяти выдрал кучу новых чертей: две психотравмы и несколько косяков с какими-то провальными попытками знакомства с противоположным полом. Справились со всем этим, считаю, только за счет огромного доверия к моей персоне. Зато и награда: передо мною была цельная личность и теперь уже точно без аллергии.
Вместо эпилога
Теперь, когда вы представляете, как происходит когнитивная терапия, хотел бы, чтобы вы обратили внимание на один момент: раздражения (экзема, крапивница, псориаз) и спазмы (заикание, нервный тик, одышка), как и прочие проявления аллергического характера – не приговор. Этиология этих заболеваний в 8 случаях из 10 имеет психогенную, то есть рефлекторную природу, а значит, они являются продуктом деятельности высшей нервной деятельности. Иными словами, это ваш «псих», который подлежит безусловной ликвидации средствами ваших же возможностей – без применения фармакологии! Собственно, гипнотерапевт нужен только для того, чтобы научить вас пользоваться этим инструментом и проконтролировать технику безопасности.
С уважение, гипнотерапевт Геннадий ИВАНОВ #classicalhypnosis
Источник:
4 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Но с психикой так не бывает. Это сфера, которую мы так и не постигли. И инфа из нее, похоже, никуда не девается. Да, можно провести анализ, можно наложить запреты, "запаролить" психотравмирующие воспоминания. Можно научить пациента преодолевать воздействие. Но вот только полностью "стереть" участки воспоминаний, пожалуй, никакому человеку не под силу.
"Природа всегда находит выход" (с)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена