С днём рождения!
Лари́са Ива́новна Малева́нная (род. 22 января 1939, с. Фёдоровка Неклиновского района Ростовской области) — советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссёр, литератор. Народная артистка РСФСР (1985).
Мало кому известно, что Лариса Малеванная стала актрисой не благодаря, а вопреки множеству обстоятельств. Она родилась в январе 1939 года в небольшом селе Фёдоровка Ростовской области. В детстве будущая Народная артистка РСФСР хлебнула немало горя. Отец беспробудно пьянствовал, пропивая даже те малые деньги, которые появлялись в доме. Мама, уставшая тянуть на своих плечах всю семью и бороться с пороком мужа, умерла в 43 года.
Для Ларисы Малеванной в этой серой и тяжкой жизни было одно светлое «окошко»: кинематограф. Она смотрела на мерцающий экран, с замершим сердцем наблюдая за жизнью героинь и представляя на их месте себя. Когда она призналась, что хотела бы стать артисткой, родственники и подруги отреагировали неоднозначно: кто с удивлением, а кто и со смешком.
Кроме бедности и провинциального происхождения, было ещё одно препятствие на пути к цели. Ларису Малеванную, чья фамилия, если перевести с украинского, намекала на «писанную красавицу», как раз красавицей и не считалась. Во всяком случае, подружки, и даже родная бабушка об этом постоянно ей твердили. Лариса не обижалась, потому что и сама так думала. Но она была уверена, что в кино нужны всякие артисты, и некрасивые в том числе.
Но скептицизм родных и друзей возымел действие: по окончании школы Лариса Малеванная отправилась поступать не в театральный, как мечтала, а в педагогический вуз. Выбрав историко-филологический факультет, девушка почти дотянула до получения диплома. Но потом в ней словно что-то решительно «щёлкнуло»: Малеванная отбросила былую нерешительность и бросила институт. Она уехала в Ленинград и с первой попытки поступила в театральный. На тот момент Ларисе исполнился 21 год.
Окончив режиссёрский факультет ЛГИТМиК, Лариса Малеванная получила предложение работать в Театре имени Комиссаржевской. Но она отвергла это прекрасное предложение и уехала в Красноярск, куда решил ехать её муж Геннадий Опорков. Молодая семья с маленьким ребёнком выдержала почти 4 года мытарств в промёрзлом сибирском городе, ютясь в более чем скромном общежитии. Но терпение лопнуло, и они вернулись в Ленинград.
Город на Неве встретил их гостеприимно. Геннадию Опоркову предложили место главного режиссёра в Театре имени Ленинского комсомола. А Лариса Ивановна Малеванная получила предложение от самого Георгия Товстоногова. Он звал её в труппу руководимого им Большого драматического театра. И снова актриса пошла вслед за мужем.
Прошло немного времени, и Лариса Ивановна всё-таки перешла в БДТ. Ответить отказом на повторное предложение Товстоногова (а это, говорят, беспрецедентный случай для Георгия Александровича), она не смогла.
В БДТ актриса прослужила 30 лет. На этой сцене она сыграла множество ролей. Её коллегами оказались такие великие артисты, как Олег Басилашвили, Олег Борисов, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик и многие другие. Это были лучшие годы в творческой карьере Малеванной.
В Большой Лариса Малеванная пришла уже зрелой актрисой. В её багаже были сыгранные в Ленкоме главные роли в постановках «Пассажирка» и «С любимыми не расставайтесь» и несколько наград, среди которых две премии ВТО за лучшие работы сезона.
Георгий Товстоногов сразу же предложил актрисе трудную центральную роль в постановке «Дачники». Успех спектакля и несомненное мастерство Малеванной обеспечили её постоянными заметными ролями во всех последующих спектаклях. Она появилась в «Тихом Доне», «Оптимистической трагедии», «Дяде Ване» и множестве других нашумевших постановок, которые шли на сцене БДТ по нескольку сезонов.
В 1984 году Лариса Малеванная дебютировала в качестве режиссёра. Она поставила пьесу «Дочь», которая долгое время шла на подмостках Малой сцены родного БДТ.
Кинематографическая биография Ларисы Малеванной стартовала сразу после окончания театрального вуза. В первом же фильме – мелодраме «В день свадьбы» Вадима Михайлова – Малеванная сыграла главную героиню. Её Нюра Салова оказалась настолько «настоящей» и убедительной, что режиссёры сразу же обратили на артистку пристальное внимание
Затем последовали работы в комедии «Завтра, третьего апреля» и в мелодраме «Проводы белых ночей».
В 1970 году актриса воплотила в реальность образ революционерки, комиссара Марии в киноленте «Назовите ураган Марией».
70-80-ые годы стали для актрисы звёздными. Острохарактерные, сложные, многогранные образы сыграла Лариса Малеванная в картинах «Разрешите взлет!», «За облаками – небо», «Там, за горизонтом» и «Единственная». Героиня Ларисы Малеванной Вера Ивановна в ленте «Поздние свидания» и Софья Андреевна в «Подростке» до сих пор служат эталоном мастерства для нынешних студентов театральных вузов.
В детском фильме «Весенние перевертыши» партнёром по рабочей площадке Ларисы Малеванной стал Лев Дуров, а в спортивном фильме «Гроссмейстер» актриса сыграла возлюбленную шахматиста Сергея Хлебникова, роль которого исполнил Андрей Мягков.
В середине 70-х с участием артистки на экранах стартовала телевизионная мелодрама «Память» о ленинградке Марии, которая пережила ужасы блокады. Главную героиню сыграла Лариса Малеванная. Вскоре артистка предстала перед зрителями в роли Сооткин, матери голландского героя Тиля в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле». Фильм, в котором главные роли сыграли также Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, в СССР посмотрело 17 миллионов человек.
Ларисе Малеванной удавались образы научных сотрудников (Прыжок с крыши), доярок (Встречи), лирических героинь (Иванцов, Петров, Сидоров). Выдавало актрису только одно - глубокий взгляд грустных глаз, который присутствует даже на фото Малеванной. В 1980 году Лариса Малеванная перевоплотилась в социальной драме «Последние свидания» в героиню Веру, которая сумела добиться в жизни всего, кроме создания семьи. Будучи немолодой, Вера встретила, наконец, любовь в лице женатого мужчины Николая (Юрий Платонов). После начала совместной жизни оба зашли в тупик.
Но проекты, которые принесли Ларисе Малеванной настоящую славу, – это фильмы Петра Тодоровского. Интеллигентная учительница Алла Сергеевна, мама Тани в «Интердевочке» и трагическая роль брошенной генеральши в «Анкор, еще Анкор!» - это настоящее «золото» в творческом багаже актрисы
Талантливыми и безупречно-сыгранными называют критики и зрители роли Малеванной в сериалах «Чёрный ворон» и «Идиот». Эти фильмы вышли на экраны уже в начале нового века. Позднее последовали работы в военной драме «Эшелон», шпионском фильме «Апостол», сериале «Оттепель», криминальном фильме «Родительский день», социальной драме «Дом».
Помимо съемок в кино Лариса Малеванная преподает в ЛГИТМиКе, занимается режиссурой.
3 комментария
7 лет назад
а кто тогда красив?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена