Продукция ширпотреба в Магнитогорске
Продукцию «Ширпотреба» можно было увидеть в каждом доме, квартире, землянке, бараке строящейся Магнитки. Завод Шапиро - в справочнике предприятий и организаций Магнитки, в том числе старейших, такого названия вы не встретите. А между тем, сотни людей утверждают, что долгие годы работали «у Шапиро». И что завод, которым он руководил, гремел по всей Челябинской области. Да что там области, его продукцию отправляли по всей стране и даже за границу. А начиналось всё так.
Жил в 30-е годы на Магнитострое предприимчивый человек по фамилии Шапиро. Возглавлял одну из артелей. И, надо сказать, возглавлял весьма успешно. Артель процветала, артельщики были довольны, а за Моисеем Шапиро закрепилась репутация человека, который из ничего может сделать многое. В конце тридцатых – начале сороковых, да ещё на строительной площадке, вдали от цивилизации, такая репутация дорогого стоила. У первых строителей будущего завода – гиганта подчас не было самого необходимого, не говоря уж об излишествах. Тут-то и выручала местная кооперативная промышленность, проще – артели, которые изготавливали все, что было необходимо: инструменты, тачки, грабарки, одежду, обувь, посуду и нехитрую мебель.
В 1932 году руководством страны было принято постановление «О развитии производства предметов широкого потребления». Местная кооперативная промышленность откликнулась на этот призыв активно и развернула работу сразу в трёх направлениях: использование отходов производства и строительства, развитие кустпромкооперации и инвалидной кооперации, создание новых предприятий. К 1939 году в городе было организовано семь крупных артелей: «Уралшвея», «Коопремонт», «Энергия», «КИМ», «Металлист», «Обувь», артель имени Кирова и артель «Красный возчик», которая занималась не только гужевыми перевозками, но переправляла жителей Магнитки с одного берега Урала на другой на пароме и лодках.
В январе 1941 года – новое постановление. «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потребления». Это вызвало рождение новых артелей с не менее звучными названиями: «Прогресс», «Большевик», «Сталинский путь», «Кузнец». В конце 50-х начале 60-х годов в результате укрупнения маленькие артели почти полностью были ликвидированы. На базе укрупнённых и объединённых был создан завод «Ширпотреб», а возглавил его Моисей Наумович Шапиро. Тот самый предприимчивый человек, который умел из ничего сделать что-то. В короткие сроки его предприятие стало одним из лучших. Продукцию завода Ширпотреб можно было увидеть в каждом доме, квартире, землянке и бараке строящейся Магнитки.
В советские годы термин «ширпотреб» обозначал всё то, без чего люди не могли обходиться в повседневной жизни: домашнюю утварь, одежду, обувь, мебель и многое другое. В постперестроечное время, когда страну наводнили дешёвые товары низкого качества из Китая и Турции, слово «ширпотреб» получило негативный оттенок. Но это было позже, а в 50-60-е годы отечественный ширпотреб пользовался большим спросом.
О директоре Шапиро в народе говорили всякое, слово «олигарх» тогда ещё не вошло в обиход, но находились люди, считавшие, что директор такого завода бедно жить не может. А Шапиро никому ничего не доказывал. Одет был «как все». В доме и семье – тоже без особых излишеств. Простой советский человек – так вспоминают о директоре Шапиро бывшие работники завода. У него, в отличие от других начальников, долгое время даже машины не было. Ездил на лошади, «как все». Завод занимал всё его время. Цеха были разбросаны по всему левобережью. Главная площадка – в посёлке Центральный, больше известном в городе, как Спецпосёлок. Располагался на южном и юго-западном склонах горы Атач и начинался с палаток и землянок. В 1930 году там появились первые бараки. Стройными рядами спускались они к Уралу, к отстойнику рудообогатительной фабрики. Почти всё население состояло из спецпереселенцев и раскулаченных. В Спепосёлке работали больница, детсад, почта, магазин и два клуба. Здесь же находилась одна из первых в городе школ и первая на Магнитострое баня – с парной, с жарилкой – вошебойкой и парикмахерской. А любимым местом отдыха жителей Спецпоселка был парк с большой танцевальной площадкой.
Спецпереселенцев, раскулаченных и прочий «чуждый» и «ненадёжный» элемент на работу брали неохотно. Моисей Шапиро в этом плане составлял исключение. Да и как было не брать, если весь посёлок состоял из таких «ненадёжных», и у всех были семьи, дети.
На левом берегу и сейчас ещё сохранилось немало домов, которые Шапиро строил для своих работников. Мечталось ему, что со временем люди переедут из бараков и общежитий в собственное жильё. Особенно переживал за молодых: когда ж им жить, если не сейчас. От того и искал возможность хоть как-то улучшить условия их жизни.
При своей публичной должности Моисей Шапиро не был публичным человеком. Напротив, был закрыт, не выставлял на всеобщее обозрение жизнь своей семьи. И, несмотря на то, что уже многие годы его нет в живых, люди по-прежнему помнят о том, что был такой человек. После Моисея Шапиро штамповочный завод пережил не одну смену руководства и ещё долгие годы работал вполне успешно. А вот экономические коллизии 90-х пережить не смог. Так закончилась история одного из старейших предприятий Магнитки. Но бывшие его работники нет-нет, да и приезжают на место бывшего Центрального посёлка. К бывшему заводу, который в их воспоминаниях по-прежнему называется «завод Шапиро».
Источник:
2 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена