Города-призраки на карте мира. Часть 2: Хамберстоун, Чили
Всё это — о шахтёрском городке Хамберстоун в Чили, который ещё при наших дедах считался мировой столицей добычи селитры.
Имя городу дал уже довольно подзабытый английский инженер Джеймс "Сантьяго" Хамберстон, авторству которого принадлежат идеи нескольких важных усовершенствований в процессах переработки селитры. Джеймс трудился здесь, на севере Чили, где в конце XIX века нашли крупнейшие в мире залежи селитры. Ещё при его жизни в его честь назвали посёлок, впоследствии разросшийся до многотысячного города.
Здесь следует отметить, что на рубеже XIX–XX веков селитра была очень востребованным товаром — мир переживал бурный рост населения, которому требовалось всё больше и больше пищи. Одним из перспективных решений этой проблемы тогдашнее общество видело азотные удобрения.
В Хамберстоуне начался настоящий экономический бум: на заработки сюда стекались даже из соседних Боливии, Перу и Парагвая
По чилийским меркам хамберстоунцев можно было назвать, минимум, зажиточными: в то время как "топ-менеджмент" производства строил себе шикарные виллы на берегу Тихого океана и вообще предавался всяческим излишествам, простые работяги тоже не отказывали себе в высоком уровне жизни. В городе был даже театр. На фото — его кассы.
Вот так выглядит сам театр
Зрительный зал тоже неплохо сохранился
Впрочем, Бог с ним, с театром: в городе, расположенном посреди пустыни Атакама (самой сухой пустыни в мире) был плавательный бассейн! В нём проводились соревнования!
Лучшими годами для города стал, как ни парадоксально, мировой финансовый кризис, сопряжённый с Великой Депрессией в США: пища — это та статья расходов, на которой сложно сэкономить, так что со спросом на селитру даже в самые голодные годы всё было ок.
Беда пришла, как водится, нежданно: в пятидесятые годы XX века выяснилось, что первоначальная оценка объёмов месторождения была выполнена неверно и запасы селитры на исходе.
И всё, шахты стремительно закрывались одна за другой (последняя была закрыта в 1958 году), жители разъехались. Такая вот «голландская болезнь» на южноамериканский лад!
В считанные годы население упало с примерно 4 тысяч до нуля, более десяти лет город просто засыпало песком, но правительство Чили опомнилось и решило сделать город-призрак туристическим объектом.
Вот так у чилийцев выглядит знак «Стоп». Впрочем, в этом городе он уже не пригодится.
Если бы город опустел только частично, наверное, хулиганы уже разбили бы все стеклянные окна и крыши. Но в действительности единственный хамберстоунский хулиган — это стихия.
Часы на городской башне остановились навсегда
Junior — это, скорее всего, не бренд печатной машинки, а название модели. Предположительно, это подростковая машинка от Remington, которую выпускали с 1933 по 1940 годы.
в здании школы
Католическая церковь (недавно отреставрированная для туристов)
сооружение, принадлежавшее шахте
Такие тележки в годы расцвета города развозили шахтёров по рабочим местам
Крыши города ветшают и частично пропускают солнечный свет
немного живописи
интерьеры квартир
и ещё немного интерьеров
Страшно подумать, но скорее всего эти люди уже умерли — в лучшем случае, от старости.
Здесь была баскетбольная площадка
6 комментариев
7 лет назад
У нас в 90-х, в школе актовый зал хреновей выглядел чем их театр сохранился....
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена