Как Леонид Гайдай "Пес Барбос и необыкновенный кросс" снимал
Более того, именно с этой короткометражки и взошла звезда комедийного режиссёра Гайдая. До неё у него были только творческие провалы, из за которых он чуть не ушёл из кино.
"Долгий путь", "Жених с того света" и "Трижды воскресший" были раскритикованы худсоветом и, можно сказать, потерпели полный провал. Как вспоминала жена режиссера Нина Гребешкова, Гайдай тогда взял отпуск, и они уехали к его родителям в Глазково под Иркутском.
Там на чердаке, где было множество газет, в подшивке газеты "Правда", он случайно натыкается на стихотворный фельетон Степана Олейника "Два Николы и Гаврила", перепечатанный с украинского сатирического журнала "Перець".
Решение о новом фильме созрело у Гайдая сразу...
Однако, сам Гайдай и драматург Лев Никулин признавались позднее, что они и до фельетона читали подобный рассказ, переведённый с английского, который назывался "Заряжённый пёс". Этот рассказ написал Генри Лоусон в начале XX века.
Интересна также вот эта иллюстрация сиднейской художницы Наоми Бернс к рассказу Лоусона.
Как бы то ни было, идею Гайдая на Мосфильме поддержали. Дело было за малым – найти исполнителей ролей Труса, Балбеса и Бывалого. Прозвища героям нового фильма Гайдай придумал сам, придав им беспроигрышную разницу характеров и типажей.
На роль Труса был приглашен Георгий Вицин, которого Гайдай уже снимал в "Женихе с того света". Говорят, что именно после этой роли у Георгия Михаловича окончательно изменилось амплуа. Ведь до этого ему пророчили карьеру серьёзного драматического актёра. Григорий Козинцев снявший его в роли Гоголя, собирался снимать в "Гамлете". Но увидев его в роли Труса отдал роль Смоктуновскому.
На роль Бывалого Гайдай собирался взять сначала Михаила Жарова, но тот отказался: "Что это? Буду я вам бегать по полям, прыгать с деревьев! Возьмите кого помоложе".
Другими кандидатами были Иван Любезнов и Игорь Ильинский. И только потом окончательно остановился на Евгении Моргунове, которого посоветовал ему директор "Мосфильма" Иван Пырьев.
Балбеса должен был играть Сергей Филиппов. Но тот после прочтения сценария тоже заартачился: "Не могу сниматься. Надо срочно выезжать в Новгород, тетка под трамвай попала". (А ходят ли в Новгороде трамваи?).
Тогда роль решили отдать Борису Новикову. Но, когда на пробы к Гайдаю привели Юрия Никулина, у режиссера все сомнения отпали.
"Балбеса искать не надо, Никулин - то, что нам нужно", - сказал он. Даже грим Юрию Владимировичу не потребовался. "У вас такое смешное лицо, нужно только какую-то деталь придумать", - сказал ему Гайдай. "Пусть вам приклеят большие ресницы, вы будете хлопать глазами, и от этого ваше лицо будет выглядеть еще глупее"
Знаменитая троица родилась 27 декабря 1960 года, когда художественный совет киностудии "Мосфильм" утвердил состав исполнителей фильма "Пес Барбос и необыкновенный кросс".
Ну а четвероногого героя - Барбоса - изображал пес Брех, для которого эта картина была уже не первой, и не последней в кино.
Хозяин Бреха, дрессировщик Игорь Брейтщер, относился ко всему очень серьезно. Собаку свою он любил, заботливо за ней ухаживал, часами дрессировал, и все время придумывал новые методы дрессуры для цирка... Иногда пес вносил суету на площадку.
Играть с четвероногим актером было ой как непросто. Особенно измотал всех эпизод, когда пес гонится за троицей с динамитом в зубах. "Мотор!!!" Актеры бегут метров сто, и вдруг "Стоп! Обратно!": пес выплюнул "взрывчатку"... Следующий дубль. Бегут... И тут собака останавливается у пенька и поднимает ногу. Еще дубль — псине надоело гоняться за браконьерами, и она дала деру в лес…
В общем, Барбос то стоял, то мчался не туда. Моргунову надоело бегать вхолостую, он давай собаку костерить. Та — рычать в ответ. Нервы у актера вконец сдали: "В конце съемок я его придушу!" Пес в долгу не остался и на очередном дубле отомстил — во время съемки "погони" вцепился обидчику в ногу!
Картина снималась осенью 60-го в подмосковных Снигирях, недалеко от дачи Ивана Семеновича Козловского.
Картина была без слов и полностью строилась на трюках, многие из которых придумывались прямо в процессе работы. И как во многих комедиях Гайдая, в этой небольшой картине много смешных звуков, взрывов и погонь.
Материала фильма было снято на полчаса. Гайдай его сократил до десяти минут, он убрал много трюков, которые впоследствии использовались в "Самогонщиках".
По ходу съемок в голове Гайдая рождалось множество интересных задумок, однако не всем им суждено будет войти в окончательный вариант картины.
Полностью выпал из фильма эпизод со стадом. В нем троица с ходу врезается в животных и каждый из них падает: Балбес на корову, Трус на козу, а Бывалому мерещится, что за ним бежит бык с "динамитом" в пасти. Бывалый протирает глаза, и бык мгновенно исчезает.
Та же участь постигла и другой эпизод - с яйцами.
В нем троица поодиночке прыгает с горки на шоссе, где сидит старуха с корзиной, в которой сложены яйца. Каждый из троицы приземляется аккурат в нескольких сантиметрах с корзиной, причем когда прыгает последний - Балбес, - зритель должен находиться в предвкушении, что уж этот точно упадет на корзину.
Но Балбес повторяет судьбу своих товарищей. Но, пробежав несколько метров, он возвращается на горку, снова прыгает вниз и на этот раз давит яйца.
На широкий экран фильм вышел в 1961 году и имел бешеный успех, причем не только в СССР - более 100 стран мира закупили тогда эту комедию. Так что вопрос о съёмках продолжения - "Самогонщики" - даже не ставился. Но уже другая история...
Источник:
6 комментариев
7 лет назад
И под любое настроение
И под любую закуску.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
ждем другую историю )))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена