Василий Ощепков: гений самбо
Антон Павлович Чехов, посетивший в 1890 году Сахалин, назвал жизнь каторжан там «адом». В то же время в его повести «Остров Сахалин» есть глава, посвященная Александровской Слободе, которой, по словам писателя, «посчастливилось». В частности, автор отметил, что власти сквозь пальцы смотрели на сожительство осужденных мужчин и женщин и даже разрешали им жить в своих избах, вне тюремных стен. В одной такой «гражданской семье» арестантки Марии Ошепковой и столяра Сергея Плисака 6 января 1893 года родился мальчик, которого нарекли Василием. О его матери известно, что за побег из Пермской тюрьмы она получила 60 плетей и была осуждена на 18 лет каторги, которую и отбывала на Сахалине. Она умерла, когда Василию исполнилось 8 лет. В целом нравы в Слободе под стать её жителям были криминальными. «Эксплуатация инородцев и новичков-арестантов, тайная торговля спиртом, дача денег в ссуду за очень высокие проценты, азартная игра в карты на большие куши, — этим занимаются мужчины», — писал Чехов. Незамужние молодые женщины «зарабатывали своим телом». Нормой считалось избиение тех, кто не мог постоять за себя. Такие же порядки царили и среди детворы. Василий Ощепков не раз участвовал в жестоких дворовых драках.
После передачи в 1905 году Южного Сахалина японцам по Портсмутскому миру оставшийся в 1904 году полным сиротой Василий попал в поле зрения российской разведки, испытывавшей недостаток в японистах, и был отправлен на учёбу на остров Хонсю в Японии, где с сентября 1907 года обучался в духовной семинарии Токио при православной миссии, организованной будущим святым Николаем Японским, по окончании которой мог стать священнослужителем.
Однако это не мешало всем желающим семинаристам заниматься дзюдо у учителя Дзигаро Кано. Василий, имея закалку дворового бойца, стразу же понравился наставнику. Помимо приемов единоборства, Дзигоро Кано учил своих подопечных концентрировать внимание на противнике и следить за его дыханием. «Когда противник делает вдох, он слабеет, а, когда вы выдыхаете, вы становитесь сильнее, — говорил Дзигаро Кано, - это идеальное время для атаки». При этом учитель подчеркивал, что превосходство в технике значительнее важнее, чем превосходство в силе.
29 октября 1911 года Василий Ощепков был принят в институт Кодокан – дзюдо, учеба в котором, по мнению спортивных экспертов, практически невозможна для европейцев. Интересно, что последний экзамен был неформальным и заключался в умении слушать. От учеников требовалось не пропустить ни одного слова из длинной и скучной речи, сказанной доктором Дзигаро Кано.
Тех, кто хоть на миг отвлекся или бросил незаметный взгляд в сторону, не брали. За каждым из абитуриентов внимательно следили учителя. Для русского Василия, не привыкшего сидеть по-японски, это оказалось самым сложным испытанием. Его ноги онемели настолько, что он не смог встать, упав на бок. Таким образом, проверялось почтение к своему наставнику.
15 июня 1913 года Ощепков получил первую мастерскую степень — сёдан (первый дан); в октябре 1917 года, во время командировки в Японию, сдал экзамены на второй дан, став первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.
На родину Ощепков вернулся образованным человеком, в совершенстве знавшим японский и английский языки. В первую мировую войну он в звании унтер-офицера служил контрразведчиком пограничной стражи Приамурского округа. В советской России Василий являлся секретным агентом Сибирского военного округа и собирал разведанные в Японии и в Китае.
После возвращения в Новосибирск Василий Ощепков продемонстрировал на одном из заседаний Осоавиахима свое владение дзюдо.Он «голыми руками» легко справился с нападающими, которые были вооружены ножами и палками. Газета «Физкультура и спорт» писала, что его противники «летели на землю, описав в воздухе ногами широкую дугу». В итоге в 1929 году были организованы курсы обучения рукопашному бою для комсостава московского гарнизона, которые возглавил Василий Сергеевич. По сути дела, была создана первая школа дзюдо в СССР.
У Ощепкова было понимание, что в чистом виде дзюдо не сможет решить все вопросы самообороны. Постепенно строгий, зачастую ритуальный стиль единоборства обрел черты «вольной схватки», в которой были учтены лучшие приёмы и других национальных школ борьбы. Так рождался новый спорт – самбо.
В 1932 году при Инфизкульте был учреждён военный факультет. Преподавание рукопашного боя и борьбы в одежде как на факультете, так и на организованных при нём курсах осуществлялось тоже Ощепковым. В 1933—1934 годах он также обучает учащихся двухгодичной школы профсоюзов имени Н. М. Шверника. В 1934 году Василий Сергеевич создаёт свою секцию в только что построенном Дворце спорта Авиахима, которую в 1935 году передаёт своему ученику, практиканту из Инфизкульта А. А. Харлампиеву. Летом 1937 года В. С. Ощепкову удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при Инфизкульте Высшей школе тренеров.
Спортсмены уже тренировались не босиком, как было принято в Японии, а в борцовках. В 1933 году вышли новые ощепковские правила самообороны, в которые были включены приёмы, позаимствованные, в том числе из американской и финско-французской борьбы. Позднее Донн Дрегер, обладатель седьмого дана по дзюдо, был вынужден констатировать: «самбисты после 4-6 месяцев подготовки могли успешно бороться с обладателями 4-го дана дзюдо, для получения которого требовались годы».
Репрессии 1937 года не обошли стороной известного в стране тренера Василия Ощепкова.
В ночь с 1 на 2 октября 1937 года он был арестован. Ощепков умер в камере Бутырской тюрьмы 10 октября — по официальной версии от сердечного приступа.
В 1957 году, благодаря стараниям вдовы Ощепкова, Анны Ивановны, он был реабилитирован.
17 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена