Где зародился финский эпос?
У финнов не так много вещей, которые они могут назвать национальным достоянием. Первое - сауна, ну давайте не будем покушаться на святое и отбирать тепло у завернутого в простыню финна. Пускай уж сауна их будет, тем более у нас есть своя баня, которая в общем-то ничем не хуже. Тут можно вести споры, но давайте лучше двигаться дальше. Что у них еще из гордости? Сису? Ну это вообще никак не измерить, на весы не положить, да из души не достать. Своровать его это так же фантастично как стыбрить неописуемое "моджо" в фильме про Остина Пауэрса, так что пускай "сису" они считают своим достоянием, да и не нужно оно нам, ведь с нашим русским "пофигизмом" не сочетается никак.
Третий элемент финского достояния - Ян Сибелиус. Композитор конечно гениальный, но украсть его произведения тоже не представляется возможным, уже все записано и сыграно. Остается нам из великолепной финской четверки только "Калевала" в подарочном переплете. Как спереть литературный эпос? Да тоже никак, легендарное произведение уже написано, отпечатано на 50 языках мира, и сейчас его может прочитать каждый. Но...
Вот поселок, в котором Элиас Леннрот собирал все материалы для эпичной книги, был когда-то населен финнами, а теперь принадлежит России, и можно смело сказать, что национальное достояние Финляндии зародилось именно на той земле, что носит гордое имя "наша". Получается, мы забрали у них главное, родину национального достояния! Смело. Давайте погуляем по ней и посмотрим, что с ней стало.
Не много не мало, но поселок Вокнаволок, который среднестатистический читатель без подсказки не найдет на карте России, в 2017 году стал национальным центром притяжения для всего финно-угорского мира. Казалось бы, что в его великой могучей истории и так никто не сомневался, все-таки родина "Калевалы", но именно в ушедшем году этот небольшой поселок стал культурной столицей для всего финно-угорского народа. Ну и пока вы ищите Вокнаволок на картах, я все же поясню, за что же его так ценят.
Даже самый потрепанный путеводитель по этим краям начнет рассказ про Вокнаволок со слов: "находится на берегу живописнейшего озера Верхнее Куйто". Но мы же в Северной Карелии, здесь почти каждое озеро живописное, и почти каждый поселок на каком-то берегу, нам нужны более значимые природно-исторические указатели, от которых и будем строить повествование.
Значит копнем еще глубже, ведь деревня Вокнаволок имела важное стратегическое значение для региона Карелия и стала неотъемлемым культурным элементом прибеломорских путей. Шли годы, современный мир рос, до таких слов как глобализация конечно же было еще далеко, но уже в XVIII веке финский врач Элиас Леннрот оценил культурные богатства, сохраненные в этих местах. Такого колоритного песнопения невозможно было сыскать на всю округу, поэтому он взял побольше листов и начал собирать материал для эпоса, который и получил в последствии свое название - "Калевала".
Неудивительно, что сегодня в честь этого почитаемого эпоса назвали поселок, даже целый регион Карелии, улицы в городах, памятники и фонтаны, отели и рестораны, ну а главное, сама "Калевала", как я уже и говорил, стала национальным достоянием всей Финляндии.
Незнакомым с книгой лично, я поясню. В ней нет сюжета как в греческой "Илиаде" или "Одиссее", но именно там собраны рунопевческие легенды, которые помогают взглянуть на мир глазами карел и получше узнать о богатыре Вяйнямёйнене, который сыграл важную роль в жизни финнов, эстонцев и венгров. Для них он важней нашего Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича вместе взятых, а жители о его подвигах пели похлеще Соловья-разбойника.
Ну и почти все это богатство, которое и легло в основу книги, Элиас Леннрот собирал в данных краях. Главным элементом его знаний был Архип Перттунен, напевший почти что 3100 строк. Я думаю, что в определенные моменты товарищ Элиас уставал уже все это записывать, ведь диктофонов в то время еще не было, да и ручка была не шариковая, да и бумага не в тетрадях по 96 листов. Кстати, после смерти отца все знания подхватил сын Перттунена - Мийкхо, который и стал главным рунопевецем и народным сказителем, за что его в народе прозвали "северным Гомером". Поэтому мое сравнение с "Иллиадой" далеко не случайно.
Казалось бы, те времена остались далеко позади, и что делать в деревне сейчас? Не поверите, ведь там, где все эти традиции зарождались, там они хранятся до сих пор, вдали от современного мира и интернета, вдали от слова телеграмм, вдали от ракетных ударов по Сирии и битв за мировой престол, вот именно там берегут карельские песни, собираются в хороводы, говорят по-карельски и отмечают Ильин день.
Скажу больше, ладно наше современное пропитанное интернетом время не смогла сломить устойчивый быт и карельский дух жителей Вокнаволока даже советская эпоха. Может жителям передалась эта часть характера, что в соседней стране называют "сису"? Короче, вокнаволокчане продолжали говорить на родном языке, несмотря на то, что карельский язык советской властью вообще никак не признавался. Не смогла изменить жизнь поселка и нагрянувшая война, которая плюс ко всему породила пару новых деревенских легенд и мифов.
Местные жители рассказывают, что одной местной девочке завоеватели дали спички, ну и пообещав взамен съедобной провизии поручили сжечь здание школы и сельсовета. Правда видать выбрали они какую-то ботаничку или круглую отличницу, потому что любой проказник родную школу с радостью бы спалил, но вот ей не захотелось поджигать источник знаний, и вернулась она с ответственного "задания" вся в слезах, сказав что уронила спички в лужу. Никому и в голову не пришло, что в июле 1941 года в этих местах стояла жаркая и сухая погода, а дождя не было несколько недель. Они просто махнули рукой и пошли по землям дальше.
Вторая история связана со старым деревенским колхозным конюхом, который остался в оккупации и продолжал исполнять свои обязанности на конюшне, где оставалось несколько лошадей. Когда на конюшню пришли финские солдаты, чтобы взять лошадей для каких-то военных целей, старик вышел им навстречу с берданкой и пригрозил открыть огонь на поражение, если солдаты посмеют тронуть колхозное имущество без справки от председателя. Все бы ничего, но председатель колхоза уже давно был в эвакуации. После долгих уговоров старого конюха устроила справка от коменданта с круглой печатью. Читать то он все равно не умел, так что решающее значение имело именно само наличие печати.
Но вернемся к эпосу, который зарождался в Вокнаволоке, воспевался на берегах Верхнее Куйто и стал национальным достоянием всего финно-угорского народа. Проживающие на севере карелы до сих пор напевают национальные руны, несмотря на пробежавшие столетия и глобальные изменения мира, именно в честь этого поселок и стал культурным центром целого народа. Обидно вот, что при этом он забыт приютившей его Россией, и как-то гаденько на душе становится. Такое здесь достояние, отстрой пару домов, выстрой парк деревянного зодчества, рассади местных по лавочкам и пускай поют, туристов привлекают.
Так что единственный вопрос, который мучает меня до сих пор - если бы Вокнаволок остался на территории Финляндии, то смогли бы из него сделать настоящий этнографический музей? Этакий аттракцион для современных финнов с погружением в историю с национальным достоянием? Мы вот не смогли, даже несмотря на то, что в 2017 году этнографический маршрут «По древним путям. Путешествие в Вокнаволок и Кормило» был признан лучшим во всей России.
Автор alkopona
Источник:
4 комментария
7 лет назад
Так же, как Лённрот был подданным Российской империи. Правда, он родился в шведском поселке Саммати. Но жил, учился, работал в России. И умер в ом же поселке Саммати, но уже в России.
Просто на тот момент Финляндии не было.
У народа эпос "украсть" невозможно. А у государства эпоса не бывает.
Два из семи городов, претендующих на звание родины Гомера находятся в Турции. Сами события "Илиады" происходят на территории Турции. Но никто н
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена