Собибор: история героического побега из концлагеря. Александр Печерский – организатор восстания
За сухой терминологией стоит чудовищная действительность: на объектах этого типа уничтожение заключенных проводилось по «ускоренной» схеме – 24 часа в сутки сразу после прибытия заключенных.
Александр Печерский
Осенью 1943 года в Собибор в составе группы советских военнопленных прибыл Александр Печерский – офицер-красноармеец, действия которого нанесут непоправимый ущерб всей системе немецких фабрик смерти. Офицер, попавший в плен к нацистам еще в 1941 году после службы в 596-м артиллерийском полку 19-й армии, не был обычным заключенным.
От смерти Печерского спас случай. Почти все заключенные, в вагоне с которыми прибыл офицер-красноармеец, обманом были согнаны в отдельное здание якобы для санитарной обработки и медосмотра. На деле вместо душа и медицинского осмотра в здании их ждала газовая камера, в которой разом оборвались жизни 500 заключенных.
Печерский вместе с еще несколькими пленными был отобран для хозяйственных работ – уборки территории, работы с трупами уничтоженных узников и так далее.
Уже в Собиборе Печерский познакомился с другими заключенными, которых волею судеб уберегло от неминуемой смерти. Среди новых знакомых Печерского оказался и раввин Леон Фельдхендлер, ставший правой рукой офицера-красноармейца практически сразу после знакомства. Уже через несколько дней узники лагеря Собибор приступили к разработке плана побега.
Аркадий Вайспапир
В числе девяти ключевых действующих лиц, набранных Фельдхендлером и Печерским из числа других заключенных, был и попавший в плен к нацистам командир отделения сержант Аркадий Вайспапир, прибывший в Собибор из Минска.
План узников Собибора не предполагал тайного выхода с объекта – для прорыва через охрану лагеря девять заключенных планировали завладеть оружием, запертым в специальном здании.
Первая часть плана включала в себя установление личных контактов с лагерной охраной. Каждый охранник изучался в отдельности – повадки, привычки, размер обуви и количество сигарет, выкуренных за день, – все тщательно запоминалось и обсуждалось среди заговорщиков. Результатом «разработки» охранников лагеря стало разрешение на относительно свободное передвижение части заключенных, занятых на хозяйственных работах.
Четырнадцатого октября 1943 года вошедшие в доверие к нацистам заключенные начали приводить план в исполнение. В мастерских, производственных помещениях, на складах с помощью отверток, гвоздей, молотков и металлических штырей с интервалом в несколько минут были уничтожены 11 охранников.
Непосредственное участие в ликвидации лагерной охраны принимал и Аркадий Вайспапир: вместе с сокамерником они подстерегли зашедших в помещение примерить новый костюм надсмотрщиков и, воспользовавшись моментом, зарубили их топорами.
План побега, разработанный Александром Печерским и другими заключенными всего за три недели, был практически реализован. Однако в решающий момент все пошло не так: в суматохе не удалось вскрыть оружейную комнату, где хранились винтовки, пулеметы и большое количество боеприпасов, с помощью которых приговоренные к смерти пленные должны были вырваться на свободу.
Нескольких единиц захваченного оружия на серьезный прорыв уже не хватало – охранники с других участков лагеря быстро поняли, что заключенные пошли на прорыв и начали стрелять на поражение.
Однако подавить мятеж огнем из пулеметов караул объекта уже не мог – 420 человек, физически способных бежать и драться, убили на пути к свободе еще нескольких охранников и, навалившись телами, сняли с петель лагерные ворота.
Высокий забор из колючей проволоки оказался не единственным препятствием на пути теперь уже бывших узников концлагеря Собибор. Окружавшие фабрику смерти минные поля при попытке побега унесли жизни 50 человек. Еще 30 узников, вырвавшихся на свободу, получили пули в спину.
В Польше для бежавших спасения не было
Из 550 заключённых, находившихся в лагере, не приняли участие в восстании 130. Кто-то был болен или просто физически изнемождён настолько, что оказался не в состоянии примкнуть к сражающимся. Кто-то надеялся, что выжить поможет абсолютная покорность. Она не помогла: всех оставшихся в лагере заключённых взбешённые гитлеровцы расстреляли на следующий день.
Ещё около 80 человек погибли в Собиборе во время прорыва. На свободе оказалось более 300 узников.
В течение двух последующих недель на беглецов шла настоящая охота. Гитлеровцам удалось обнаружить и уничтожить около ста семидесяти человек.
Судьбу многих предопределил выбор, который они сделали после бегства: идти за лейтенантом Печерским, который призывал уходить из Польши за Буг, в Белоруссию, или прятаться в Польше.
Большинство тех, кто ушёл с лейтенантом Печерским (а это в основном были советские военнопленные), спаслись. Большинство тех, кто остался в Польше, погибли. Причём многие погибли не от рук гитлеровцев, а от рук поляков: почти 90 узников Собибора, избежавших нацистских облав, стали жертвами коллаборационистов, а также простых местных жителей-антисемитов.
Почти все бежавшие из Собибора красноармейцы примкнули к партизанским отрядам, уничтожавшим противника на территории Белоруссии. Лидер восстания Александр Печерский вместе с несколькими бойцами вошел в состав партизанского отряда имени Щорса, в котором до освобождения Белоруссии и соединения партизанских отрядов с Красной армией воевал подрывником.
Лидерские качества Печерского проявились вновь: он был на хорошем счету не только у командования, но и у сослуживцев. Позднее, уже после проверок по линии контрразведки, Печерский воевал в составе частей 1-го Прибалтийского фронта. Чудом избежав смерти, проявив доблесть и героизм, руководитель восстания смертников из лагеря Собибор продолжил боевую службу и в дальнейшем был награжден медалью «За боевые заслуги».
Аркадий Вайспапир
Аркадий Вайспапир после бегства также продолжил боевую службу – после перехода в Белоруссию он вступил в партизанский отряд имени Фрунзе, в котором прослужил в должности пулеметчика вплоть до соединения партизанского подполья с частями Красной армии.
11 января 2018 года, в возрасте 96 лет cкончался Аркадий Вайспапир – один из девяти бывших военнопленных, поднявших восстание в нацистском лагере смерти Собибор, выбраться живым из которого считалось невозможным.
В Ростове установили бюст советского офицера Александра Печерского, возглавившего восстание заключенных лагеря смерти Собибор
20 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена