Тема сайта
Авторизация
Спецпроекты
Популярное
Тоже интересное
Кое-что важное

Самара. Часть 2: Запасная столица

6 лет назад · 983 просмотров
Один из главных "брендов" Самары (колориту которой была посвящена прошлая часть: ) - это Запасная столица. Местные так гордятся этим эпизодом своего прошлого, будто знают о неких секретных гарантиях в случае ЧЕГО вновь временно передать столичные функции им (тем более, географически на эту роль Самара правда лучше всего подходит)
Fishki в Телеграм
Посты на ту же тему
9 комментариев
Лучший комментарий
Ленин
−688

6 лет назад
Автору: вы уж пишите или ёрничайте, а то не совместимо как-то. По поводу Ленина вообще проехались, как в белогвардейской газетенке.
Немного правды, в отличии от вашего бреда.
В 1892-1893 годах Владимир Ильич работал в Самарском окружном суде помощником адвоката Хардина. Он участвовал в 18 судебных делах. Еще два вел самостоятельно. Но ни одного не выиграл. Однако, существует диаметрально противоположная версия. Согласно ней, половину дел Владимир Ильич выиграл, а в остальных случаях добился смягчения приговора для подсудимых.

А вот правда:

Владимир Ильич выступал в 1892 г. двенадцать раз защитником по уголовным делам. Первый раз он выступил 5 марта и в последний раз - 17 декабря. Подзащитные Ленина были преимущественно крестьяне-бедняки, за год до того перенесшие страшный голод, постигший всё Поволжье.
Первое дело было о крестьянине, портном по профессии, Муленкове, который обвинялся в богохульстве1 . В протоколах допроса, а затем и в обвинительном заключении говорилось, что Муленков "ругал доматерно бога, богородицу, святую троицу, затем -государя императора и его наследника, говоря, что государь неправильно распоряжается". В протоколе судебного разбирательства, которое началось 5 марта в 3 час. 30 мин., записано, что "защитником подсудимого быт помощник присяжного поверенного Ульянов, избранный самим подсудимым". В этой протокольной записи, как и в большинство последующих записей, составленных от руки секретарем, обычно кратко отмечается: "Товарищ прокурор сказал обвинительную речь, а защитник - защитительную". Содержание речи не приводится. Следует думать, что защитительная речь Владимира Ильича произвела впечатление как на присяжных заседателей, так и на состав суда, ибо подзащитный Владимира Ильича - Муленков, обвинявшийся в таких серьезных по тогдашним временам преступлениях - был приговорен судом всего к одному году тюрьмы.
Второе дело, в котором 11 марта 1892 г. пришлось выступать перед судом Владимиру Ильичу, было дело по обвинению в краже крестьянина Опарина и отставного рядового Сахарова. Владимир Ильич защищал обвиняемых по их выбору. Началось дело в 12 час. 10 мин. и кончилось в 1 час 25 мин. Присяжные заседатели признали обвиняемых виновными. Тогда, отмечает протокольная запись, "защитник просил о назначении наказания по 5 степени той же статьи", т. е. Владимир Ильич просил о назначении минимального наказания. Суд, как это видно из его постановления, согласился с просьбой Ильича и назначил подсудимым наказание по 5-й степени статьи2 .
Третье дело, которое вел Владимир Ильич 16 апреля 1892 г. представляет, как и первое, значительный интерес. Как известно, в 1891 г. Россию вообще и особенно Поволжье поразил страшный голод. Даже для видевшего всякие виды русского крестьянства этот страшный год был исключительным. И вот дело, в котором защитником пришлось выступать Владимиру Ильичу, явилось отголоском голодного 1891 года. Обвинялись бедняки-крестьяне. Уждин, Зайцев и Красильников в покушении на кражу хлеба из амбара местного кулака Копьякова. Они ничего не успели украсть, так как тут же были схвачены. В протоколах многочисленных допросов говорится, что Уждин показал, что "положительно есть нечего и взять негде, а между тем - семья и кормить её нужно", и что Зайцев показал, что "разговаривали о голоде, о том, что работы нет и хлеба достать негде".
Владимир Ильич защищал подсудимых по назначению суда, В протокольной записи говорится, что прокурор требовал наказания по 2-й степени 32-й статьи Уложения о наказаниях. "Защитник подсудимого, - говорится в протоколе, - ходатайствовал о понижении наказания". Суд удовлетворил требование прокурора, но, как говорится в протоколе, "в низшей мере". Буржуазно-помещичий суд, перед которым предстали голодные бедняки-крестьяне, приговорил их к лишению всех прав и состояния и к арестантским ротам сроком на 3 года3.
В этот же день, 16 апреля, Владимир Ильич выступал и по четвёртому делу. Это было дело самарском крестьянине Муленкове, который впал в полную нищету и обвинялся в нескольких мелких кражах. Дело об этом бедняке тянулось около двух лет до того, как оно попало в суд. Владимир Ильич произнес защитительную речь, и сословные присяжные заседатели признали Муленкова по всем кражам, за исключением одной, невиновным. Всё разбирательство продолжалось с 12 час. 45 мин. до 3 час 10 минут4 .
Через два дня, 18 апреля 1892 г., Владимир Ильич выступал в уголовном отделении самарского окружного суда в пятый раз. Обвинялись в краже снова бедняки - запасной рядовой Тишкин и крестьянин Зорин. Всё судопроизводство продолжалось 1 час 20 мин - с 11 час. 30 мин, до 12 час. 50 минут5 .
5 июня Владимир Ильич выступал в шестой раз - с защитой крестьянина Бамбурова, "Защитник произнес защитительную речь". Товарищ прокурора требовал применения 5-й степени 31-й статьи Уложения о наказаниях. Владимир Ильич просил применить к подзащитному 3-ю степень 33-й статьи.
В следующем, седьмом по порядку, деле Владимир Ильич выступал 19 июня 1892 года. Он защищал на этот раз целую группу бедняков-крестьян: Чинова, 48 лёт, двух братьев Куклеевых - Ивана, 21 года, и Николая, 13 лет, - и Лаврова, 33 лет. Все
________________________________________
1 Архив ИМЭЛ, N 25952.
2 См. ИМЭЛ. N 25954.
3 Архив ИМЭЛ, N 25956.
4 Там же, N 25957.
5 Там же, N 25958.
стр. 57
________________________________________
они содержались в тюрьме начиная с июня 1889 г., т. е. 3 года, по обвинению в краже. После того как прокурор заявил, что он "полагал бы назначить наказание по 31 ст. Уложения о наказаниях", "защитник ходатайствовал о смягчении наказания". Только один малолетний парнишка был оправдан. Всё судопроизводство продолжалось 5 час. - с 10 час. утра до 3 час. дня1 .
Летом Владимир Ильич не выступал защитником в уголовном отделении самарского окружного суда. В донесении пристава 3-й части города Самары полицмейстеру от 30 толя 189Э г. сообщалось, что Владимир Ильич 25 июля выбыл в Алакаевку. 30-го же сентября начальник самарского губернского жандармского управления предложил самарскому полицеймейстеру в связи с тем, что Ленин вернулся из Алакаевки в Самару, снова учредить за ним негласный надзор2 .
Возобновил свои выступления Владимир Ильич в качестве защитника 15 сентября. Это было восьмое дело. Слушалось дело о симбирском мещанине Гусеве, который обвинялся в истязании своей жены. Протокольная запись судебного разбирательства на этот раз не так скупа. В ней сообщается, что "председательствующий спросил частную обвинительницу, какому наказанию желает она подвергнуть подсудимого, частная обвинительница (т. е. жена) просила наказать подсудимого по закону. Защитник ничего не "заявил". Это значит, что Владимир Ильич, выяснив по ходу судебного разбирательства несомненную виновность Гусева, отказался просить суд о смягчении ему наказания3 .
Через два дня, 17 сентября, Владимир Ильич выступил защитником по делу прусского подданного рабочего Садлоха и "солдатского сына" Степана Репина (13 лет), обвинявшихся в краже. После защитительной речи Владимира Ильича "солдатский сын" Репин был оправдан.
Между этим делом и следующим, десятым, произошёл более чем месячный перерыв. Владимир Ильич, видимо, выезжал в это время из Самары и через некоторое время вернулся. Это подтверждается полицейским документом, в котором самарский, губернатор 12 октября предупреждал полицеймейстера о том, что Ленин прибыл в Самару, и предложил "учредить за ним негласный надзор"4 .
26 октября 1892 г. Владимир Ильич вновь выступал защитником в заседании уголовного отделения самарского окружного суда. Его подзащитными была группа крестьян и мешан, и он выступал по их выбору. Дело продолжалось с 2 час, 30 мин. до 6 час. 30 минут.
Следующее предпоследнее, дело, в котором в 1892 г. защитником являлся Владимир Ильич, должно было слушаться 19 ноября 1892 года. Но стороны примирились, и дело было ликвидировано.
Двенадцатый и последний раз в 1892 г. Владимир Ильич выступал 17 декабря с защитой отставного прапорщика Языкова, начальника станции Безенчук, Оренбургской железной дороги, который обвинялся в небрежном отношении к своим обязанностям (столкновение порожних вагонов, двинувшихся под влиянием сильного порыва ветра, с тележкой, причем один из ехавших в ней был при столкновении убит). Началось разбирательство дела в 11 час. и закончилось в 2 часа дня. В отличие от всех предыдущих дел, в протокольной записи по этому делу имеется более или менее подробное изложение защитительной речи Владимира Ильича.
Прокурор требовал наказания по второй части ст. 1085 Уложения о наказаниях. "Защитник подсудимого в своей речи доказывал, что деяние подсудимого Языкова под действие 2-й части ст. 1085 Уложения не может быть подвезено, так как во 2-й части ст. 1085 Уложения предусмотрены случаи неосторожности и небрежности лиц, не исполнивших своих прямых обязанностей. Защитник просил в случае невозможного полного оправдания подсудимого Языкова избрать для него наказание по 3-й части 1085 статьи Уложения, а именно не арест или тюрьму, а денежное взыскание". Суд согласился с выступлением Владимира Ильича и приговорил Языкова по 3-й части 1085-й ст. Уложения к штрафу в 100 рублей.
Это дело было последним, по которому Владимир Ильич выступал защитником в уголовном отделении самарского окружного суда. Оно был последним не только для 1892 г., то, видимо, и для 1893 года. По крайней мере никаких следов других дел до сих пор не найдено. Владимир Ильич, видимо, собирался и в 1893 г. продолжать свою практику защитника, но о его дальнейших выступлениях ничего больше до сих тор неизвестно.
С 1893 г. Владимир Ильич начинает вести и гражданские дела. До сих пор ничего достоверного об этом не было известно. Сейчас из дела, имеющегося в архивах ИМЭЛ за N25978, совершенно очевидно, что такие дела Ленин вёл и очень успешно. Присяжный поверенный Хардин, по воспоминаниям родных Ильича, очень высоко ценил широкий кругозор, находчивость, диалектику своего юного помощника, изучившего все тонкости юриспруденции. (Это было как раз время, когда Владимир Ильич работал над своей первой большой статьёй - "Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни".)
В этом сохранившемся деле самарского окружного суда по гражданскому отделению имеется ряд заявлений, написанных рукой Ленина. Называется это дело "По иску крестьянина Степана Ивановича Марченкова к мелекесской посадской управе и имуществу умершей жены запасного солдата Анастасии Кирилловны Головиной, по первому мужу Марченковой, о признании за истцом права собственности на усадебную землю. Владимир Ильич выступал в каче-
________________________________________
1 Архив ИМЭЛ, N 25959.
2 Там же, N 26058.
3 Там же, N 25953.
4 Там же, N 26058.
стр. 58
________________________________________
стве поверенного крестьянина деревня Чувашского Мелекесса, Ставропольского уезда. Самарской губернии, Антона Палалеева. В заявлении в суд на двух с половиной листах большого формата, рукой Ленина написанном, он подробно мотивирует суть дела и необходимость отказа истцу Марченкову. Это заявление Владимира Ильича датировано 13 марта 1893 года1 . 24 апреля 1893 г. Владимир Ильич, ввиду задержек с рассмотрением этого гражданского дела, обратился в самарский окружной суд со следующим прошением: "На основании ст. 320 у. г. с. имею честь просить Самарский Окружной Суд назначить заседание для рассмотрения настоящего дела (находящегося в производстве 3 стола, N 239 - 1892 г.). Самара, апреля 24 дня 1893 года. Помощник прис. повер. В. Ульянов". Резолюцией самарского окружного суда по гражданскому отделению от 18 мая 1893 г. суд согласился с мотивировкой и предложениями Владимира Ильича2 .
Никаких больше данных о судебной практике Владимира Ильича в Самаре нет.
*
Ленин проводил последние месяцы в Самаре. Все его огромные знания в области марксизма и уменье применять его основы к конкретной русской действительности дали ему возможность уже в Самаре формулировать свои гениальные мысли, изложенные им вскоре в работе о "друзьях народа" и в его реферате "К вопросу о рынках". Ленин рвался в Петербург.
Владимир Ильич, в интересах создания некоей видимой формальной легальности для предстоявшей ему активной революционной деятельности, решил и в Петербурге продолжать свою практику защитника. Поэтому перед отъездом своим из Самары 16 августа 1893 г. он обратился с письменной просьбой к председателю самарского окружного суда, чтобы суд ввиду намерения его, Ульянова, "перечислиться в помощники присяжного подаренного в округе с. -петербургской судебной палаты", выдал удостоверение, что он состоит помощником присяжного поверенного при самарском окружном суде и что он в 1892 и 1893 гг. получал свидетельство на право ведения чужих дел. Такое удостоверение ему было выдано. 17 августа 1893 г. Ленин выехал из Самары в Петербург .

Т.е. все же Ленин свои обязанности адвоката исполнял неплохо, особенно, если учесть, что он закончил Университет экстерном и это были его начальные шаги.
 

Удалить комментарий?

Удалить Отмена
Ленин
−688

6 лет назад
Но все же автору спасибо за прекрасные фото и описания зданий, об этом многие самарцы мало знают. Город замечательный, просто у него нет денег на все, он ОГРОМЕН, даже, если сравнить с Москвой (без новой Москвы). Увы, там НИЧЕГО не вкладывали в город уже лет 30
 

Удалить комментарий?

Удалить Отмена
Показать 9 комментариев

На что жалуетесь?