Что нужно знать о греческих ордерах
Известно три греческих основных элемента конструкции здания: основание; колонна, стоящая на этом основании; и антаблемент - элемент, завершающий здание и находящийся на вершине колонны.
Основой всего этого была колонна. Она исполняла роль несущего элемента, на которой давит вся тяжесть перекрытия, также и декоративную роль.
Весь ордер называли именем колонны, которая использовалась: дорический, ионический и коринфский.
А вот и три основных греческих ордера
Есть предание, один римский архитектор по имени Витрувий, современник Цезаря,
дал вольную интерпретацию названий ордеров.
Он разглядел подобие дорического ордена с мужской фигурой.
Ионический сравнил с женской формой, а коринфский считал подобным девичьей стати.
Вот, собственно что нужно знать о ордерах, чтобы их запомнить.
Немного истории
Архитектура древней Греции не так величественна как египетская, но при этом конструктивные элементы и строения в целом более сложные.
Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм - легкий, воздушный, пронизанный светом портик - великое изобретение греков, живущее и по сей день.
С легкостью морского ветра, подобно мыслям древнегреческих философов, облаченные в стройную логическую цепочку, здесь выстраиваются конструктивные элементы и пропорции, которые стали основой многих архитектурных стилей для будущих поколений.
Греческие архитекторы создали твердый и логичный порядок расположения и соразмерности отдельных частей здания - ордер. Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование ударений, пауз, повышений звука рождает особую мелодию, приносящую радость и наслаждение. Так и в архитектуре.
Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней - египетской архитектурой можно увидеть не только конструктивные особенности, но и отличия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к богу, доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы древней Греции логически встраивали свои сооружения в окружающую природу, чтобы храмы напоминали произведение природной формы. Как будто сами боги сотворили для себя это жилище. Египтяне складывали свои храмы из огромных блоков, камни подгонялись друг к другу практически идеально, и общая конструкция подавляла зрителя своим могуществом. Храмы Египта были подчеркнуто вытянутые, обозначая недоступность пути к богу, его величие и отстранённость.
Дорический ордер. Парфенон
Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами - каннелюрами - единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита - абака, на которой покоилось перекрытие. Примеры храмов, выполненные в дорическом ордере: Храм Гефеста в Афинах, Храм Афеи на острове Эгина, Парфенон
Ионический ордер. Эрехтейон в Афинах.
Ионическая колонна родилась на востоке на греческом побережье средиземного моря. Общий вид колонны был более стройный, каннелюры на ней вырезаны глубже, появилось круглое основание - база. Верхний элемент - эхин украшался спиральными завитками.
Ионический ордер распространяется по территории Древней Греции в 5 веке до нашей эры. Пример храма, выполненного в ионическом ордере: Эрехтейон в Афинах.
Коринфский ордер. Храм Зевса в Афинах
О происхождении коринфской колонны рассказывает легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми драгоценностями. Принесла и оставила. Прошли осень и зима. Весной на кладбище-некрополь забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле девушки ростки аканта проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптура, что он решил её в камне и использовать, как капитель колоны. Пример храма, выполненного в коринфском ордере: Храм Зевса Олимпийского в Афинах.
При возведении своих зданий греческие архитекторы учитывали не только законы физики, но и особенности человеческого зрения. Если внимательно рассмотреть конструкцию Парфенона, то можно заметить что все колонны имеют уклон чуть к центру. Кроме того, оказалось, что середина ступеней стереобата, карниз и колонны чуть шире, чем на краях. Абсолютно прямые линии человеческий глаз воспринимает не естественно. Создается обманчивое впечатление, что все элементы, как будто, вытянуты в центре. Но греки знали еще один секрет. Путем длительных наблюдений они пришли к тому, что любой удаленный предмет кажется чуть тоньше, чем он есть на самом деле. Поэтому когда строили ряд колонн, то угловые части ставили чуть ближе друг к другу и делали их толще остальных. Для того, что бы компенсировать зрительное впечатление.
Храм в честь Ники Аптерос в Греции
Все элементы архитектуры древней Греции гармонично взаимосвязаны между собой, их размеры и пропорции исходят не из метрической системы, ориентируясь исключительно на внутреннее впечатление о красоте, которое звучит в унисон с музыкой созданной богом.
134 комментария
7 лет назад
Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм... Не пилоты, а пилоны.
Впрочем... После того, как следом обнаружились "мысли, облаченные в логическую цепочку", говорить уже не о чем...
А сам пост вроде и неплохой.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Ну - зануда я. Старая притом. )))
А пост - повторяю - хороший.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена