О скитаниях вечных и о Москве. Возрождённый "Космос"
Там - святая святых для великих таинств, а здесь - пантеон для народа. Но самое интересное среди его свойств другое: в "музейной" главе своего космического цикла я не написал об этом музее просто потому, что тогда его ещё не было. Павильон "Авиация и космонавтика" на ВДНХ открылся 12 апреля 2018 года, или вернее - был восстановлен после разорения 1990-х. Как сказал бы топоблоггер, "давайте посмотрим, что получилось?".
Все, кто бывал на московской Выставке Достижений Народного Хозяйства, конечно же помнят Ракету - на неё, как на Адмиралтейскую иглу в Петербурге, замкнут весь план выставочного квартала, в свою очередь представляющий собой один из главных заповедников советской архитектуры, коллекцией весьма нестандартных её образцов. Ракета - это макет гагаринского "Востока" в натуральную величину, а вокруг неё пристроились ещё пара самолётов и вертолёт, в совокупности - круглая площадь Промышленности:
Её ансамбль начал создаваться в конце 1930-х годов, и на месте ракеты первоначально стоял памятник Сталину. За спиной которого в 1938-39 годах был сооружён огромный эллинг наподобие вокзального дебаркадера - павильон №32 "Механизация".
В 1954-56 годах эллинг прирос фасадом и куполом в стиле "высокого сталианса". Название его в период реконструкции расширилось до "Механизация и электрификация сельского хозяйства", а вскоре после открытия самый роскошный из отраслевых павильонов Выставки вместил и самую важную отрасль - "Машиностроение":
Его оформление - с тех ещё времен, сугубо докосмических:
Но мы ещё не раз увидим, сколь органично оно сочетается с космосом.
Интересно, что если на башнях сюжеты явно машиностроительные (ведь и металлургия, и гидроэнергетика с нижних барельефов не проживут без машин), то в арке - скорее ещё сельскохозяйственные... или просто отражающие изобилие "воображаемого идеального СССР"
В 1961-63 годах павильон №32 перепрофилировали в "Градостроительство", затем он вновь был отдан машиностроению, однако на Выставку Достижений Народного Хозяйства всё насущнее напрашивалось главное из этих достижений - покорение Космоса. Видимо, ещё несколько лет в умах советского руководства продолжалась столь знакомая борьба пресс-службы со службой безопасности, и наконец гордость за свои победы робко-робко взяла верх над шпиономанией: в 1967 году, к 10-летию запуска Первого Спутника, на ВДНХ был создан новый павильон "Космос". Формально ему отдали не всё здание, а только эллинг - купол был выделен в отдельный павильон №34 "Машиностроение". Однако видимо не случайно головной институт космонавтики называет Центральный НИИ Машиностроения, а Министерство общего машиностроения курировало отрасль - по факту космическая экспозиция заняла всё огромное здание:
На старых фотографиях с Pastvu хорошо видно, что она была вполне достойна лучших современных космических музеев. Я сходу узнаю некоторые спутники - справа четырёхкрылый "Прогноз", слева тяжёлый бело-зелёный "Протон", давший название нашей главной грузовой ракете, а вот что за пара тонких, как копья, ракет справа - я точно не знаю, скорее всего что-нибудь геофизическое. Ну а гвоздём экспозиции были висевшие под куполом состыкованные "Союз-Аполлон" в натуральную величину, и никто здесь не стыдился ни американского флага, ни того, что корабль капиталистов вдвое больше.
Ну а потом рукопожатие через океан таки случилось, и новое время пришло прямо в этот павильон. В 1991 году среди космических аппаратов прошёл рейв-фестиваль "Гагарин-пати", ну а новым главным достижением народного хозяйства стала свобода мелкой торговли. Она и экспонировалась почти 30 лет в павильонах ВДНХ, и я помню, как в одном из них несколько лет назад покупал себе фотоаппарат. Яблони на Марсе не зацвели, зато павильон "Космос" стал сельскохозяйственным рынком - с начала 1990-х в нём торговали рассадой и огородным инвентарём. При этом целенаправленного демонтажа экспозиции не проводилось, поначалу ларьки стояли прямо среди спутников и ракет, и какие-то экспонаты (как например "Союз-Аполлон", теперь висящий в музее РКК "Энергия") успели спасти предприятия отрасли, но большая их часть канула в небытие. Разрушились и стеклянные своды купола и эллинга, и в общем хотя в детстве я часто гулял на ВДНХ с отцом, сюда мы не заходили ни разу.
Впервые торговцев из Храма Космонавтики погнали в 2014 году, но тогда в нём разместилась лишь временная выставка "Механика чуда", посвящённая различным машинам для спецэффектов с церемонии открытия Сочинской Олимпиады. О возрождении "Космоса" всерьёз задумались позже: в 2016 году павильон закрылся на реконструкцию, и с 2017 года под его сводами вновь начали появляться ракеты, спутники и космические корабли. В создании новой экспозиции активно участвовали профильные заводы - так, например, на люберецкую "Звезду" я довольно долго не мог дозвониться из-за того, что начальница пресс-службы уезжала сюда курировать монтаж экспонатов - весьма, как оказалось, малочисленных. Что-то предприятия изготовили специально для Павильона, что-то - пожертвовали из своих ведомственных музеев, и лишь войдя в ворота, я увидел знакомый обгоревший шарик. Это подлинная спускаемая капсула Юрия Гагарина, на которой он 12 апреля спустился к полям под Саратовом. Подробнее я уже показывал её в музее РКК "Энергия", и сюда завод её отдал временно - я был в павильоне в конце апреля, и не знаю, стоит ли она здесь ещё, или уже вернулась в свой "дом" за проходную.
Вход в павильон довольно дорог (рублей 500), билет удобно купить в интернете и, распечатав, пройти турникет по его штрих-коду. Фойе в "высоком сталинском стиле" отделено ширмой от основного зала, и по бокам его - ещё пара "промышленных" барельефов, в облике которых есть, однако, что-то неуловимо космическое:
Одна из "фишек" музеев космонавтики как жанра - это единое пространство: что в Калуге, что в "старом" музее на ВДНХ (который под ракетой), что в большинстве ведомственных музеев. Павильон "Космос" тут не исключение, и экспозиции его плавно перетекают одна в другую - в центральном зале, на двух его лоджиях и под куполом. Формально, кстати, павильон называется "Авиация и космонавтика", но при чём здесь авиация, я так и не понял - даже под потолком ведь не дирижабль и самолёт, а ракета Константина Циолковского и "марсианский корабль" Фридриха Цандера. Под ними - вполне стандартный набор ракет 1920-30-х годов, по современным меркам скорее ракетомоделей, и в других местах я не видел разве что довольно крупную по меркам тех лет Р-05 справа:
Но скорость набирается быстро. На ближайших витринах - уже приборы космических кораблей и экипировка их пилотов "времени первых". Спорное решение - каждую витрину снабдить выдвижными ящиками с подсветкой, в большинстве из которых лежат документы и фотографии, но в некоторых - и вполне объёмные вещи, при том что вне ящиков место явно ещё далеко не исчерпано. А вот главным недостатком возрождённого "Космоса" я бы назвал крайне малоинформативные таблички - большинство из них содержат примерно такой набор сведений: "Ракета такая-то. Масштаб 1:10. Из коллекции Политеха" - ни подробностей, ни дат, и даже QR-кода не прилагается. Впрочем, не удивлюсь, если за полтора месяца здесь успели что-то исправить:
По соотношению типичных экспонатов с уникальными павильон "Космос" где-то на уровне главных музеев космонавтики вроде калужского или того, который под монументов-"ракетой" в 2 километрах отсюда, да и по размеру с ними сопоставим - чуть больше первого, чуть меньше второго. Вот например макет "Спутника-2" и приборный контейнер первой советской геофизичской ракеты В-1А, созданной в 1949 году на базе Р-1, которая в свою очередь была советской репликой "Фау-2". Без первого редкий музей обходится, а вот вторая представлен только здесь:
Но главная "фишка" павильона "Космос" - это БОЛЬШИЕ. Просторный зал позволил разместить здесь немало космической техники в натуральную величину, так что и лучшие виды открываются не с пола, а с лоджий. На правой лоджии - макеты космодромов:
На кадре выше - старт "Союза" на космодроме Куру в далёкой Французской Гвине. Построенный в 1965-68 годах, это "домашний" космодром Европейского космического агентства, откуда запускаются тяжёлые французские ракеты "Ариан", лёгкие "Веги", а в 2007-11 годах там же был построен комплекс для "Союза". Благодаря близости экватора и соответственно большей угловой скорости Земли, помогающей ракете, как гигантская праща, запущенный с Куру "Союз" почти на треть мощнее запущенного с Байконура. Ещё тут есть макеты Байконура и Восточного (Плесецк же вниманием обделили), и отдельно - "кузнечики", гигантская платформа для вывоза сверхтяжёлой "Энергии" на стартовый комплекс.
Под лоджиями - в основном всякие сувенирные киоски да интерактивные экспозиции для детей, а на лоджиях кое-где - отдельные круглые зальчики, для экспонатов, которым требуется обособленное освещение. За макетами космодромов идут макеты ракет - вот например вся большая семья"семёрки" (то есть ракеты Р-7), созданной Сергеем Королёвым и Дмитрием Козловым ещё в середине 1950-х годов. С тех пор эта ракета, выпускаемая в Самаре пережила более 1800 запусков в десятке разных модификаций от "Спутника" до "Союза-ФГ". Ракеты настоящего и прошлого на этой витрине - серые, а вот белый - это "Союз-5", или "Проект Феникс". К "Союзам", откровенно говоря, она не имеет особого отношения, и создаётся на базе днепропетровского "Зенита" - хоть и не доведённой до ума, но самой совершенной ракеты ХХ века. Здесь - та же моноблочная схема (нет боковых ступеней), модульность (эти ракеты смогут сами быть ступенями для сверхтяжёлой ракеты) и потенциальная возвращаемость, изрядная грузоподъёмность (17 тонн против 8 у классических "Союзов"), а будущий космический корабль "Федерация" под "Союз-5" я уже показывал в прошлой части. С перспективами же всё, как у нас водится, зыбко:
Сам "Зенит" здесь представлен вместе с "Энергией", которой служил боковой ступенью. Два "Зенита" у толстого "тела" - это "Энергия-М", примерным аналогом которой стал "Falcon Heavy", четыре "Зенита" - стандартная "Энергия" грузоподъёмностью 120 тонн, в 1987 и 1988 годах выводившая в космос лазерный спутник "Полюс" и "Буран", ну а 8 "Зенитов" - это уже "Вулкан", который мог бы стать самой мощной ракетой в истории. И хотя "Полюс" сошёл с орбиты, сама ракета отработала с ним идеально. Но о печальной судьбе "Энергии", которая пала жертвой развала всесоюзной кооперации и схлопывания бюджетов.
Грузовые ракеты "на высококипящих компонентах топлива" - по умолчанию это окислитель амил и горючее гептил, или несимметричный демитилгидразин, жуткая отрава, однако дешёвая в изготовлении, хранящаяся долго, а горящая жарко. В основном это ракеты Владимира Челомея из Реутова - справа Ур-500 и созданный на её базе "Протон", слева модифицированный из лёгкой Ур-100 "Рокот", а между ними ещё и лёгкий "Космос" - творение уже не Челомея, а Михаила Янгеля из Днепропетровска, самая массовая отечественная ракета после "Союзов". Время этих ракет ушло: в последние годы "Протон" более всего известен тем, что проиграл борьбу за рынок ракетам Илона Маска.
Перспективное семейство ракет на замену "Протонам" и "Космосам" - модульная "Ангара", грузоподъёмность которой в разных комбинациях ступеней может варьироваться от лёгкой до почти-сверхтяжёлой (37 тонн), а топливом её будет куда более безопасный керосин. Производство "Ангары" сначала планировалось развернуть на московском Центре Хруничева (где пока ещё делают "Протоны"), затем, в связи с планами продать его площадку - перевести в Омск, ну а любимое занятие околокосмической тусовки - спорить о целесообразности "Ангары" в сравнении с заморским "Фальконом" и советским "Протоном".
Над ракетами и космодромами висят карты космических объектов России в целом и отдельных городов - Москвы, Самары, Красноярска, Омска. Я объехал почти всю эту карту, кроме большинства космодромов (Плесецк, Восточный, Капустин Яр, Ясный) и Твери, которая на самом деле тоже крупный центр космического приборостроения.
Помимо макетов на правой лоджии - всякие приборы, скафандры и снаряжение космонавтов. Или - образцы испытаний, как например конструктивно-подобный макет "Луны-21" (посадочная платформа "Лунохода-2") или побитые в аэродинамических трубах да температурных стендах образцы материалов:
И если на кадрах выше вещи, для музеев космонавтики вполне типичные, то на кадре ниже - эксклюзив: приборы из ведомственного музея реутовского НПО Машиностроения, то есть бывшего КБ Челомея. Дело в том, что на космос оно сейчас почти не работает, сосредоточившись на военных ракетах (в первую очередь крылатых, а также новомодных гиперзвуковых). Поэтому его музей с демзалом - едва ли не самый труднодоступный из заслуживающих посещения. Но вот кое-что оттуда - здесь, правда без полноценных подписей:
В том числе - пожалуй, самое интересное изделие КБ Челомея: военная орбитальная станция "Алмаз", ближайший родич знаменитых "Салютов", первых долговременных орбитальных станций, запускавшихся СССР с 1971 года. Но если "Салют" служил научным целям, то растворённый в их череде "Алмаз" был фактически обитаемым спутником разведки, который в случае ЧЕГО мог стать орбитальным командным пунктом. Фактически "Алмазами" были "Салюты" №2, 3 и 5, причём "Салют-3" (1975) был ещё и первым в истории боевым космическим кораблём - на нём стояла автопушка, модифицированная для стрельбы в вакууме и даже сделавшая несколько экспериментальных выстрелов при сходе с орбиты. К "Алмазам" прилагался одноимённый "транспортный корабль снабжения" - вот эта странная "бутылка" на переднем плане ни что иное, как его спускаемый бытовой отсек. Впервые запущенный в 1975 году "Протоном", 21-тонный ТКС мог возвращать на Землю до полутонны грузов, а сам его бытовой отсек стал первым в истории многоразовым космическим аппаратом, рассчитанным на 10 полётов. Но увы, у "Энергии" лобби было сильнее, да и "Протон" демонстрировал недостаточную надёжность, поэтому несколько полётов до 1987 года ТКС совершил в беспилотном режиме, как большой космический грузовик. В "старом" музее на ВДНХ есть подлинный ТКС, а вот для Павильона НПОмаш изготовил специальные макеты двух Челомеевских детищ. Конкурентоспособнее всех же оказался "Союз" из Королёва, и его маленькая капсула, явно бывавшая в космосе, здесь же лежит по соседству:
Рядышком - чуть более ранняя эпоха "лунной гонки", проигранной не в последнюю очередь из-за конфликта конструкторов. Поближе - УР-700, ещё один невоплощённый проект Челомея, для 1960-х годов по меньшей мере революционный. Во-первых, за 20 лет до "Энергии" и за полвека до наработок SpaceX она проектировалась по модульной схеме - пучок её боковых ступеней был несколькими Ур-100. Во-вторых, одной из "фишек" Челомея была работа с экстремально токсичным топливом: его ракеты любили гептил, но с Ур-700 он пошёл ещё дальше. Если американский "Сатурн-5" использовал в качестве горючего и окислителя жидкие водород и кислород, то Челомей решил окислять водородное топливо фтором - газом столь агрессивным, что при контакте с ним горит даже вода. Фторо-водородный двигатель - потенциально самый мощный, но вместе с тем и очень опасный, однако при в полтора раза меньшем размере (длина 79 метров) и чёрт знает во сколько раз меньшей стоимости Ур-700 выходила чуть мощнее "Сатурна". К 1965 глду фторовый двигатель сочли слишком опасным, да и поддержка властей при Брежневе вернулась от Челомея к Королёву, и УР-700 быть хотя бы построенной и испытанной оказалось не суждено. Поэтому за ней - Н1, лунная ракета Сергея Королёва и Николая Кузнецова, в которой было 105 метров длины и всего 70 тонн грузоподъёмности. Правее - и сами её двигатели НК-33: при создании Н1 Королёв ещё и насмерть поссорился с главным двигателистом Валентином Глушко, и эти моторы создавал Николай Кузнецов, более известный двигателями для реактивных самолётов и военных ракет. И сами двигатели оказались хороши, да только было их в одной лишь первой ступени 24 штуки. Тогдашняя электроника не позволяла их синхронизировать - и потому все 4 запуска Н1 кончились грандиозными взрывами.
Победил же всех в итоге Глушко, в 1974 году возглавивший бывшее КБ Королёва и к середине 1980-х создавший "Энергию" - шедевр ракетостроения СССР. Здесь, как и в прошлой части, её двигатель РД-170 от химкинского завода "Энергомаш", мощнейший в истории человечества:
Он, впрочем, стоит по другую сторону станции "Мир", делящей эллинг павильона практически надвое. "Миры" я видел в нескольких музеях - в Калуге, в "старом" ВДНХ, в "Энергии", но только - её центральный жилой модуль. Здесь станция "Мир" представлена не во всей полноте, но по крайней мере на 3/4, однако внутрь неё зайти по крайней мере в конце апреля возможности не было. Впрочем, как и в случае с "Салютом" из прошлой части, рассказ о "Мире" я оставлю на отдельный пост о Домах-на-орбите:
Левая лоджия посвящена межпланетной космонавтике, стенды и шарики-"залы" повествуют о разных планетах Солнечной системы, а над лестницей висит макет ядра кометы Чурюмова-Герасименко, на которую недавно садился европейский зонд "Филы".
Межпланетный отдел Павильона - пожалуй, самый слабый. Скромная коллекция реплик межпланетных станций типа "Марса-5" (1973):
Или неотправленного "Лунохода-3" (тут см. пост про Химки, где все эти аппараты делались):
Да макет проекта лунной базы, в котором есть что-то как от орбитальных, так и от полярных станций. А что? Слышал, что санно-тракторные поезда Крайнего Севера и Антарктиды разрабатывались именно для лунных условий:
Но самый ценный экспонат едва ли не всего Павильона - вот. Это 55 лунного грунта-реголита, доставленные в 1972 году автоматической станцией "Луна-20". Шарик, в котором он прилетел на Землю, я также показывал в Химках, ну а сам реголит... В Калуге и в "старом" музее на ВДНХ тоже есть лунный грунт - однако по десятку песчинок под лупой, здесь же это полноценная горсть серой пыли. И легко представить, как она разлеталась бы на фоне чёрного неба под сапогом космонавта в скафандре "Кречет", одиноко бродившего по Луне, пока единственный напарник ждал его на лунной орбите...
По другую сторону "Мира" на левой лоджии, в отдельном шарике - о космических технологиях на Земле. Сублимированные продукты, очистка питьевой воды, инструменты на аккумуляторах - множество вещей вошло в наш быт из быта космонавтов и астронавтов. А вот тефлон, молнии и липучки были изобретены раньше, но именно космонавтика ввела их в широкий обиход:
В конце левой лоджии - ещё немного материалов и приборов:
Например, передатчик "Коспас" для поиска космонавта в случае его посадки в нештатном месте:
А между "приборных отсеков" на двух лоджиях - ещё один космический пласт: ракетопланы. То есть многоразовые космические корабли, взлетавшие как ракета и садившиеся как самолёт. Как например американский "Шаттл" или наш "Буран", представленный здесь лишь уменьшенным макетом на спине "Атланта", которого я, кстати, издали видел в Жуковском:
Там же, в Жуковском, я уже показывал "БОР-4" - "беспилотный орбитальный ракетоплан", прототип "Бурана" размером с легковой автомобиль. Только у батюшки Николая из храма Святого Пантелеймона "БОР" ошкуренный, но зато реально летавший в космос, а здесь - целый, но макет.
А вот чего в других музеях не увидеть - это МАКС. Так называется авиасалон в том же Жуковском, но речь в данном случае не про него: "многоцелевой авиационно-космический комплекс" разрабатывал в 1980-х годах дворянин-технократ Глеб Лозино-Лозинский параллельно с "Бураном". МАКС с мощным одноразовым топливным баком, как у "Шаттла", должен был стартовать не с ракеты-носителя, а с тяжёлого самолёта типа "Атланта" или "Мрии". Но власть отдала предпочтение "Бурану", а от МАКСа здесь представлено лишь оперение и уникальный трёхкомпонентный (!) двигатель РД-701, где в качестве окислителя использовался жидкий кислород, а в качестве горючего - и керосин, и водород, подававшиеся в разных пропорциях по ситуации.
Под "Миром" и "Алмазом" и среди ракетопланов - ещё одна коллекция макетов (например, маленькие "Союз-Аполлон") и приборов:
На кадре №13 была приборная панель "Востока", а вот такая она у "Союзов":
А этот пульт - от систем орбитальной станции:
Двигатель мягкой посадки "Союза", которому обязан своим появлением НИИ Робототехники в Петербурге:
И многое другое. Экспонатов в Павильоне всё же меньше, чем в Музее, однако если Музей даёт исчерпывающее описание космической отрасли, то Павильон - скорее яркий её пунктир, дающие общие очертания и интерес.
Но при этом некоторые направления космонавтики тут не представлены вообще - например, ракетные двигатели выше первой ступени и разгонные блоки открытого космоса.
В конце эллинга на левой лоджии и в центральном зале - внушительная коллекция спутников. Причём не исторических, как в Калуге или "старом" музее, а в основном вполне современных. Вот например спутники дистанционного зондирования Земли - слева направо российско-британский "Канопус-В" (1:2), "Ионосфера" (1:2) и гидрологический "Метеор-В" (1:5). Первый был запущен в 2012-м году, последний готовят на 2021-й:
В конце эллинга - целое ожерелье спутников связи, в основном с Завода Решетнёва в Сибири. Справа налево "Экспресс-1000" (1994, один из первых в России негерметичный спутник с устойчивой к космическим условиям электроникой), советские "Прогноз" и "Молния", современный "Глонасс-М" и "Экпресс-АМ" (2005).
"Глонасс-М" и "Экспресс-АМ" поближе:
А это что за спутники уже практически под куполом - я так и не нашёл табличек:
Спутники связи Россия делает на мировом уровне, а вот по спутникам зондирования - отстаёт, в первую очередь из-за недостаточно защищённой и компактной электроники. Но количество космических запусков во всём мире неуклонно уменьшается потому, что с каждым поколением спутники делаются всё компактнее и долговечнее, современные кубсаты (наноспутники) по размеру могут быть не крупнее смартфона. И раньше ракета выводила один спутник, который прослужит год, теперь - десяток со сроком службы в десять лет у каждого.
Но как тут не вспомнить известное наблюдение: фантасты не предвидели интернета и мобильных телефонов, но предрекали, что в 2000-х годах мы будем летать к другим звёздам рейсовым транспортом. Фантасты были романтики, а жизнь взяла своё. Люди посылают технику в космос, чтобы смотреть из него на Землю. Но всё же подиум под куполом наполнен романтикой футурологии:
Под куполом пустовато, хотя при желании здесь можно было разместить ещё столько же, сколько в эллинге, да и ракету поставить в полный рост:
Сталинские интерьеры с силуэтами заводов и гербами ССРов удивительно органично смотрятся среди космических экспонатов. Потому что советская власть начиналась с Великой Мечты, и сквозь кровь, пот и слёзы коллективизации и индустриализации, сквозь отчаяние голода, подлость репрессий, ужас войны, "по колючему пунктиру, по глазам вождей, там наруже мёртвой стужей по слезам дождей" советский человек таки прорвался к звёздам.
А над всем этим мерно крутится Земля, напоминая о том, что мы все - её экипаж:
В целом, я бы сказал, новый Павильон "Космос" удался. Наряду с Музеями космонавтики в Калуге и Москве и ведомственным музеем и демзалом "Энергии" он один из самых интересных, и определённо - с большим отрывом самый зрелищный. Таблички поменять - дурацкое дело нехитрое в сравнении с той работой, которая уже была сделана. Так что могу смело рекомендовать новинку к посещению.
Напоследок - "Буран", стоящий по соседству с 2014 года. Я уже писал о нём подробнее, а вот так он выглядит без снега:
В следующей части заглянем в ещё один музей, который прежде я несправедливо обделил своим вниманием - в Монино.
Автор VARANDEJ
6 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена