Правда и вымысел о «потемкинских деревнях»: рождение и разоблачение мифа
Князь Г. Потемкин и Екатерина II
И. Б. Лампи. Портрет князя Григория Потемкина-Таврического, 1788-1790. Фрагмент
Деятельность Потемкина получила достаточно противоречивые оценки: кто-то восхищался его работоспособностью и находчивостью, кто-то обвинял его в лени, отсутствии методичности и растратах. Особое положение князя Потемкина при дворе и широта его полномочий у многих вызывали зависть. У него было много недоброжелателей и соперников. В их числе называют канцлера А. Безбородко, князя М. Щербатова и графа П. Румянцева. Именно они и были причастны к созданию мифа о «потемкинских деревнях», как считают современные историки.
Князь Г. Потемкин и Екатерина II. Работы неизвестных художников
О бутафорских постройках стало известно благодаря свидетельствам Г. фон Гельбига и воспоминаниям И.-А. Эренстрема, ставшего очевидцем тех событий: «От природы пустые степи были распоряжениями Потемкина населены людьми, на большом расстоянии видны были деревни, но они были намалеваны на ширмах; люди же и стада пригнаны фигурировать для этого случая, чтобы дать самодержице выгодное понятие о богатстве этой страны».
Неизвестный художник XIX в. Князь Г. А. Потемкин-Таврический
Однако этот миф возник еще до начала путешествия Екатерины из Петербурга в Крым. Недоброжелатели начали распускать слухи о том, что дела на вверенных Потемкину территориях идут из рук вон плохо. Фаворита императрицы обвиняли в растратах. Екатерина решила проверить эти слухи во время запланированной на лето 1787 г. поездки.
Неизвестный художник. Встреча Екатерины II с *амазонской ротой* вблизи Балаклавы в 1787 г.
Еще в 1786 г. Потемкин начал подготовку к встрече императрицы. Размах, с которым велась работа, действительно был впечатляющим, иногда даже доходившим до самодурства. Это подтверждает история с «амазонской ротой». Однажды в разговоре с царицей Потемкин сказал, что в Крыму в греческом полку исправно служат не только мужчины, но и женщины. После чего был вынужден распорядиться о немедленном создании женской роты, чтобы доказать свою правоту. В результате в Балаклаве Екатерину встречали «амазонки» в невероятных костюмах и с ружьями.
Неизвестный художник. Фейерверки в честь Екатерины, ок. 1787
Во многом Потемкин действительно рассчитывал исключительно на внешний эффект – он потратил внушительные суммы на фейерверки и иллюминацию и старательно поработал над декором фасадов. Губернаторов обязали выбелить дома по пути следования императрицы, отремонтировать крыши и заборы, украсить цветами окна. В описаниях путешествия Екатерины о декорировании вспоминали неоднократно: «Города, деревни, усадьбы, а иногда простые хижины так были изукрашены цветами, расписанными декорациями и триумфальными воротами, что вид их обманывал взор, и они представлялись какими-то дивными городами, волшебно созданными замками, великолепными садами», – утверждал граф Сегюр. Однако дома с разукрашенными стенами были не нарисованными, а настоящими.
Г. А. Потемкин. Гравюры
Даже один из создателей мифа о «потемкинских деревнях», И.-А. Эренстрем, был вынужден признать тот факт, что на территории пустынной степи были построены крепости, деревянные и каменные дома и т.д. Академик РАН А. Панченко уверен в том, что слухи о бутафорских деревнях распространяли посланники европейских держав, которых Екатерина пригласила с собой в путешествие для демонстрации своего могущества и грандиозных планов, а они в свою очередь не хотели верить в возможность их осуществления. Их скепсис разделили конкуренты Потемкина, подхватившие слухи о сознательном обмане императрицы. Именно так, по мнению А. Панченко, и возник миф о «потемкинских деревнях». Этой точки зрения придерживается и В. Лопатин, автор книги «Потемкин и его легенда».
Современные *потемкинские деревни*
И если раньше было принято употреблять фразеологизм «потемкинские деревни» в значении чего-либо, «специально устроенного для создания ложного впечатления видимого, показного благополучия, скрывающего истинное положение, состояние чего-либо», то в наши дни историки предлагают интерпретировать это понятие не как попытку имитировать реальность, а как стремление ее приукрасить.
Источник:
3 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена