Месть Екатерины Великой
Ф. Рокотов (?). Портрет Екатерины Великой.
Императрица Екатерина II, как вы увидите из нижепреведенного случая, явно отличалась садистскими наклонностями. Это ж надо так мужчине отомстить! Не каждая сумеет.
Когда она завела себе милого юношу по имени Сашенька Дмитриев-Мамонов, ей было всего 57 лет. Ему было уже 28.
Он был похож на Шайю ЛаБефа безвольным подбородком и поисками своего места в жизни, носил напудренный парик, румянил щеки и иногда наклеивал мушки
М. Шибанов. Портрет А. Дмитриева-Мамонова
В признательность за то, что дядюшка Потемкин (по слухам, тайный муж Екатерины) обеспечил ему положение комнатного мальчика императрицы, Дмитриев-Мамонов подарил ему золотой чайник с надписью «Ближе по сердцу, чем по крови». Ми-ми-ми.
Первое время Дмитриев-Мамонов не играл видной роли, но в 1787 году Екатерина взяла его с собой в путешествие в Крым (ну, в честь присоединения его к России, был такой нерукопожатный казус в ее биографии), и ему пришлось участвовать в беседах императрицы с разными сановниками и, наконец, присутствовать при её свиданиях с императором Иосифом II и польским королём Станиславом Августом.
Бедняжке приходилось думать!
Зарплата, впрочем, была на этой фаворитской работе неплохая, почти как у современного футболиста.
Благодаря жалованиям императрицы он стал обладателем одного из крупнейших в России состояний (в числе подарков получил в 1788 году орден Святого Александра Невского с бриллиантами стоимостью 30 тысяч рублей, и бриллиантовые аксельбанты стоимостью около 50 тысяч рублей). Доходы с поместий достигали 63 тысяч рублей в год, а различные выплаты по званиям и должностям превышали 200 тысяч в год.
Екатерине тем временем исполнилось шестьдесят.
И. Б. Лампи-Ст. Портрет Екатерины Великой. 1790-е.
При императорском дворе в то время крутилась одна девица, Дарья Щербатова.
Девочка-сирота была взята Екатериной во дворец и воспитывалась на половине фрейлин, потом, когда повзрослела, получила фрейлинскую должность. Вскоре вскрылся ее тайный роман с английским министром-резидентом Фитцем Гербертом (шпионил через нее небось!). Екатерина очень расстроилась.
Потом выяснилось, что Щербатова, состояния у которой не было, каким-то образом умудрилась наделать огромные долги.
Императрица расстроилась еще больше. Тем более, что девица показывала характер.
Ф. Рокотов. Портрет Дарьи Щербатовой. 1780-е
Сашенька тем временем стал привередлив, как содержанка, отказов не переносил, бриллиантовых орденов требовал сам. Однажды, не получив именины орден Александра Невского, сказался больным, заперся в комнате и не удастаивал императрицу своим вниманием несколько дней. Пожилую возлюбленную соизволил простить только когда она сняла орден с Николая Салтыкова, подвернувшегося ей под руку, и послала награду Дмитриеву-Мамонову. (Надеюсь, Салтыкову компенсировали утрату).
С Дмитриевым-Мамоновым у данной фрейлины, как сообщал Потемкину соглядатай, "небольшое махание" происходило давно, но в вялотякущем режиме. А тут вспыхнула страсть, и начался роман. Встречались они тайно.
Чтобы отлучаться от двора ради встреч с возлюбленной, Дмитриев-Мамонов разыгрывал спектакли: изображал приступы удушья — "ах, подвески в вашей дворцовой карете чересчур мягкие, мне от них плохо... дозвольте мне ездить в своей собственной". Так он с огромным трудом отвоевал у императрицы право пользоваться своей же личной каретой и своим кучером, и стал ездить в ней к любимой на свиданки.
Тайный роман тянулся около двух лет, то есть начался, когда Дмитриев-Мамонов оттоптал на постельной службе около года. Так бы все, может и длилось, но тут в 1789 году ВНЕЗАПНО фрейлина Дарья Щербатова оказалась беременна.
Видимо, брюхатая Щербатова надавила на любовника, чтобы он сам признался императрице. Фаворит решил объясниться с Екатериной и поставить точку. Но этот тряпка, вместо того, чтобы повести себя достойно и признаться в романе, не сказал о Щербатовой ни слова. Зато начал упрекать императрицу в невнимании и холодности. А еще "меня окружают завистники с подлыми интригами". Вдобавок, Сашенька заявил: "мне давно пора жениться, да не знаю на ком". В общем, устроил истерику на пустом месте. Хлопнул дверью и отправился домой.
Неизвестный художник. Портрет Екатерины Великой в старости
Екатерине к этому моменту, видимо, доложили о беременности фрейлины Щербатовой. Поэтому она написала фавориту письмо: мол, так и так, понимаю, что нашим отношениям конец. Раз решил жениться, я выбрала тебе невесту — дочь Якова Брюса, хорошая девушка. На следующей неделе вызову ее ко двору.
(Тут еще и маленькая внутренняя шутка: ровно десятью годами ранее другой молодой фаворит императрицы, Римский-Корсаков, был застукан ею в объятиях маменьки предполагаемой невесты — Прасковьи Брюс, к тому моменту, правда, замужней. А тут такой мини-реванш вырисовывался).
У Дмитриева-Мамонова все-таки хватило храбрости написать в ответном письме, что никакой Брюс ему не надо, а вот есть некая княжна Щербатова, "которую ему очень хорошо рекомендовали", вот можно ее. И закончил письмо Екатерине словами "Я целую ваши ручки и ножки и сам не вижу того, что пишу".
И как поступила Екатерина Великая?
Страшная, страшная месть!
Она оставила бывшего возлюбленного наедине с его собственными демонами: «…Перед вечерним выходом сама её величество изволила обручить графа А. М. Мамонова с княжной Щербатовой; они, стоя на коленях, просили прощения и прощены». Жениху пожалованы подарки и приказано на другой же день после свадьбы 12 июля выехать из Петербурга.
Николай Аргунов. Портрет А. Дмитриева-Мамонова на фоне бюста Екатерины II
Молодожены уехали в Москву. В последующие годы несчастный Дмитриев-Мамонов, глядя на бриллиантовый дождь, сыпавшийся на его преемника, дико завидовал и скучал. Жена быстро стала ему не интересна — супружеское сожительство это вам не тайные свидания, никакой романтики. Тем более, что она родила 4 детей (2 выжило), а это всегда дурно влияет на внешность и характер женщины — главное, чем Щербатова превосходила императрицу.
Какой-то лайфньюс 18 века пустил сплетню, что императрица подослала к сопернице переодетых в женское платье приставов, которые ее сначала высекли, а потом вообще изнасиловали, причем в присутствии мужа. Но это реальный бред (грязные сплетни сексуально неудовлетворенных французских революционеров). Екатерина действовала тоньше.
Сашенька неоднократно обращался к Екатерине II с просьбой разрешить ему вернуться в Петербург, но сразу получал автоматический отказ настроенного автоответчика в почтовом ящике гугла. Современник писал о нем: «Он был ни тем, ни сем, и ничем-либо вообще; у него было лишь одно развлечение — изводить свою жену, которую он без конца обвинял в том, что она является виновницей его полного ничтожества». В конце концов супруги разъехались.
Дмитриев-Мамонов ненавидел себя за промах до конца жизни.
А что Екатерина? Екатерина завела себе 22-летнего красавчика Платона Зубова.
Крутая месть, правда?
И. Б. Лампи-Ст. Портрет Платона Зубова -- нового фаворита императрицы
Источник:
19 комментариев
7 лет назад
Он столько блага России принесла, что на её женские слабости можно закрыть глаза.
Великого ума тётка была!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена