«Боже, какой типаж!» Как жил и играл Михаил Пуговкин
Михаил Пугонькин — именно такой была его настоящая фамилия — родился в бедной семье из деревни Рамешки Костромской области. Сельская жизнь была тяжёлой, работать на поле и огороде мальчик начал даже раньше, чем пошёл учиться, а из-за необходимости постоянно помогать родителям бросил школу после третьего класса. Когда будущему актёру исполнилось тринадцать лет, его матери потребовалось длительное лечение, и семья переехала к родственникам в Москву. Прибавив себе два года, Пуговкин устроился на тормозной завод учеником электромонтёра, а после работы ходил в драмкружок при местном клубе. Именно там началась его счастливая актёрская судьба.
Однажды на спектакль драмкружка попал главный режиссёр Московского драматического театра — была такая практика: искать таланты среди любительских коллективов. Он заметил молодого человека и пригласил попробовать себя на сцене профессионального театра. Так Михаил оказался артистом вспомогательного состава театра на Сретенке. Почти сразу же им заинтересовался режиссёр Григорий Рошаль, увидевший в молодом актёре харизму разудалого купца и пригласивший в свой фильм «Дело Артамоновых» на маленькую роль Степаши Барского. Съёмки эпизода закончились 22 июня 1941 года, а через два дня актёр ушёл на фронт добровольцем.
Служил Пуговкин разведчиком в стрелковом полку, без единой царапины прошёл тяжёлые бои под Смоленском, а в 1942 году был ранен в ногу под Ворошиловградом. Ранение было серьёзным — началась гангрена и встал вопрос об ампутации. Ему удалось уговорить хирургов полевого госпиталя попытаться спасти ногу: «Я же артист! Как же я работать буду!». Ампутации удалось избежать, но на фронт он больше не вернулся — его сразу комиссовали. Из госпиталя Михаил вышел с фамилией Пуговкин — во врачебных документах была допущена ошибка.
В 1943 году Михаил Пуговкин вернулся в московский театр и поступил в Школу-студию при МХАТе. На экзаменах он читал лиричное произведение — пушкинскую «Ночь», и удивлялся, что приёмную комиссию его серьёзное исполнение очень веселит… Во время учёбы Пуговкин снимался в кино — с его участием вышли фильмы «Кутузов», «Свадьба» и «В шесть часов вечера после войны». Учёба давалась тяжело — сказывалось отсутствие образования. На втором курсе актёр «завалил» сессию — не сдал зачёты по марксизму, истории и французскому языку. За неуспеваемость был отчислен и отправился на службу в танковое училище, где стал ответственным за самодеятельность. Во МХАТе это засчитали за экзамены, и через год Пуговкин продолжил учёбу.
В 1947 году Михаил Пуговкин первый раз женился — его избранницей стала актриса Надежда Надеждина. Свадьбы как таковой не было, молодые супруги вернулись в общежитие и отметили это событие кастрюлей фасолевого супа. По распределению уехали работать в мурманский театр Северного флота, а через год у них родилась дочь Алёна. Спустя двенадцать лет супруги развелись — одной из причин была тяга актёра к алкоголю, которую с годами он поборол. К тому же Пуговкин оказался очень ревнивым человеком, и постоянно подозревал жену в неверности. Вскоре после развода Надеждина уехала работать в Омский драматический театр, а дочь осталась в Москве — жила в её комнате в коммуналке и поддерживала отношения с отцом. Актёрскую профессию Елена Пуговкина не выбрала.
В 50-х годах Пуговкин стал популярным актёром — он работал в Ленкоме и активно снимался в кино. Он очень часто появлялся на экранах в эпизодических и второплановых ролях, например, в массовке знаменитых «Кубанских казаков», но узнаваемость к нему пришла в 1955-м году после фильма «Солдат Иван Бровкин». За десять лет вышло более двадцати фильмов с его участием, и актёр понял, что совмещать театр и кино без ущерба у него не получится. Пуговкин принял решение оставить сцену ради экрана.
После увольнения из театра, Пуговкин был штатным актёром сначала студии «Мосфильм», а потом — киностудии им. Горького. Кино захватило его полностью — режиссёры бились за то, чтобы он снялся в их фильме. Но при этом почти никто не предлагал главных ролей… Зрители обожали его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Шельменко из «Шельменко-денщика» и других героев, а сам актёр считал самым счастливым творческим периодом работу с Леонидом Гайдаем — он снялся в шести его фильмах подряд.
Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм «Операция Ы, и другие приключения Шурика». Только что вышел детектив «Дело «Пёстрых», где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он сыграет хулигана Верзилу. Но когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник! Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл строгого прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актёра так: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть!».
Когда Гайдай взялся за «Двенадцать стульев», то опять просто прислал Пуговкину сценарий. Актёру такой подход вообще не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссёр не скажет, в какой роли его видит сам. Так Пуговкин и стал отцом Фёдором… На съёмочной площадке его нарядили в настоящую церковную рясу и надели крест. Актёр почувствовал себя неуютно и пошёл к режиссёру: «Я человек верующий, у меня даже похолодела спина…». На что Гайдай ответил, что он тоже верующий, поэтому «давайте перекрестимся и начнём снимать». Самой сложной оказалась сцена с разрубанием стульев топором — стулья оказались очень прочными и «отец Фёдор» шесть часов рубил их на берегу штормящего моря! На этой сцене его продуло так, что актёр несколько месяцев потом болел.
Съёмки комедии «Спортлото-82» тоже не обошлись без происшествий. Михаил Пуговкин ездил на съёмки с любимым литровым бидоном и кипятильником, и однажды он вскипятил воду и случайно вывернул весь бидон на себя. Съёмки остановили на три недели — именно столько актёр лежал в больнице. После выписки он приходил на съёмки забинтованным и поначалу не мог даже повернуться. Фильм «Спортлото-82» стал последним совместным фильмом Пуговкина и Гайдая.
В 1959 году актёр женился второй раз. Во время гастролей он познакомился с певицей Александрой Лукьянченко, в то время он был весёлым холостяком, она — замужней дамой на одиннадцать лет старше. Сопротивляться чувствам певица долго не смогла и вскоре ушла от мужа. Из роскошной квартиры в Каретном ряду она переехала к Пуговкину, в комнату в коммуналке. Они расписались и счастливо прожили более тридцати лет. В 1991 году Михаил Пуговкин стал вдовцом.
Актёр с удовольствием снимался у сказочника Александра Роу — сказочные герои вообще занимали отдельное место в его фильмографии. Он сыграл царей в фильмах «Огонь, вода и… медные трубы», «На златом крыльце сидели» и «Варвара-краса, длинная коса», Атамана в «Золотых рогах», Воеводу в «Финисте — Ясном Соколе». Роу очень сожалел, что они встретились только 1969 году — он был готов давать ему роли в каждом фильме, но успел снять только в четырёх. Режиссёр считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным!
Активно сниматься в кино Михаил Пуговкин закончил в 90-е годы, но тогда это была обычная ситуация для многих актёров. Ему предложили несколько сценариев, он по финансовым соображениям согласился сняться в паре фильмов, но удовольствия от съёмок не получил. Самым ярким проектом с его участием стали «Старые песни о главном», которые на время возродили эпоху советского кино и дали возможность Михаилу Пуговкину ещё раз сыграть одного из своих самых яркин персонажей — режиссёра Якина… В 1991 году актёр переехал в Ялту, где основал Центр Михаила Пуговкина. В Центре проходили кинопоказы и встречи местных жителей не только с самим Пуговкиным, но и с его друзьями-актёрами. Там же он женился в третий раз — его супругой стала администратор Союзконцерта Ирина Лаврова.
Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью! В одном из интервью он говорил: «Я со своими зрителями, почитателями дружу, стараюсь их не огорчать. Помню, стояли мы с одним известным актером, к нам, как водится, подошел какой-то благодарный зритель. А мой коллега как шуганет его: „Уйдите отсюда!“ Я поначалу опешил, а потом словно невзначай спрашиваю у него: „Вот курточка на тебе такая модная, кожаная, откуда она у тебя?“ — „Купил“. — „Так не забывай, что ты купил ее на деньги зрителей…“. Вот так я его, говоря шукшинским словечком, срезал. Кажется, он после этого что-то понял…»
Источник:
35 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
-Парижской... Богоматери.
)))
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена