Реставрация знаменитого фонтана «Золотой колос» и применение технологии с двухтысячелетней историей
Для начала, а что за фонтан? «Золотой колос» - это один из трех главных фонтанов ВДНХ, его высота 16 метров и из него бьют 66 струй воды, высота которых достигает 25 метров, а это уже чуть меньше 9 этажного дома. Царь-фонтан, прямо не колос, а Колосс? На самом деле нет, самый высокий фонтан в мире поднимает воду на 312 м, но наш «колосок» наверняка вошел бы в десяточку самых высоких.
Изначально, в 1939 году фонтан был выполнен из меди – что предопределило его судьбу, ведь металл от постоянного контакта с водой темнел и разрушался. Проработало чудо инженерной мысли всего несколько лет, а в 1949 году его и вовсе разобрали.
И уже в 1954 году на сцену выходит смальта – новую версию фонтана, фактически современную, потому что именно её и реставрировали, выполнили из железобетона, покрытого ей родимой.
Итак, смальта – это непрозрачное стекло, выплавляемое с добавлением оксидов металлов, а потому обладает широчайшей цветовой гаммой. Характерная особенность – добавление соли калия, вместо натрия, что придает получаемому стеклу особенную стойкость и прочность. В частности, золотая смальта, это конечно же не с добавлением оксида золота (который в природе не встречается), а фольга, запрессованная между стеклянными пластинами.
Родилась эта технология в Древнем Риме за два века до начала нашей эры – для декорирования интерьеров вилл патрициев и латифундистов. Сегодня разработаны методы промышленного производства этого ценного материала (не всегда верьте Википедии!), но, конечно, сохранились и ручные производства – уверен, это придает индивидуальности работе и конечно же увеличивает цену. Мозаичная работа при этом также сложна и затратна. Но результат того стоит!
Настоящего расцвета выплавка смальты и мозаичная техника достигли в правоприемнице Рима – Византии. При строительстве христианских святынь смальта использовалась обязательно – это и картины изображающие библейские сюжеты, и разнообразные орнаменты, и отделка стен, окон и дверей, особой «фишкой» стало применение золотой смальты как фона для изображений. Мастерских по изготовлению было не счесть, а количество цветовых вариаций превышало сотню!
В третий Рим эта технология, к сожалению, перешла не сразу. Сначала её украли, как и многое другое после падения Константинополя, итальянские торговцы. Но технология оказалось через чур затратной и популярности не получила. А вскоре и вовсе была скрыта итальянскими мастерами и получила статус элитарной и недоступной.
Заново открыл для человечества эту технологию гений из России – тот самый Михаил Ломоносов! Три долгих, но увлекательных года, ученый проводил опыты, и после 4000 попыток научился производить смальту практически любого цвета. А потом построил фабрику по её производству. И хотя после его смерти производство сошло на нет, все достижения были задокументированы, и заняли своё место в наследии Ломоносова. Ниже фото лабораторных образцов.
Следующий бум применения смальты – послевоенное время в советском союзе. Мозаики применяются повсеместно: монументальные панно, станции метро, общественные здания от остановок до детских садов. Особое направление – как раз оформление фонтанов.
Такой выбор не случаен – смальта водо- и морозостойка, а также чрезвучайно долговечна – некоторые образцы из Древнего Рима пережили два тысячелетия. Что примечательно – обсуждаемый тут фонтан потребовал реставрации уже через два десятка лет. Но я почему-то уверен, что это вообще не из-за смальты. Смальта выбор серьезных мужчин, облицуйте ваши жилища смальтой – не прогадаете! Если, конечно денег хватит.
Спасибо за внимание!
34 комментария
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена