Фильмы о славянах
Валентин Дмитриевич Иванов был достаточно известным писателем, молва о котором широко разнеслась после трёх его исторических романов, объединённых затем в трилогию — «Повести древних лет» (1955), «Русь великая» (1961) и «Русь изначальная» (1966), действие которых рассказывало о жизни древних языческих славян. По мотивам романа «Русь изначальная» впоследствии в 1973 году был поставлен мультфильм «Детство Ратибора», а в 85-м — двухсерийный полнометражный фильм «Русь изначальная».
Историко-приключенческая драма создана с завидным усердием и самоотдачей. Почти сказочный колорит древних воинов, своеобразная речь, запоминающиеся образы и типажи, красота с ширью русской природы делают фильм крайне смотрибельным и приветливым. Это лучше всяких американских исторических блокбастеров с огромными бюджетами. Здесь присутствует определённая духовность и душевность, язычники кажутся чуть ли ни идеализированным отображением своих реальных прототипов — доблесть, честь, героизм, гордость, свобода, любовь к родной земле и устою, жизнь в мире с природой, кажется, что сквозят из каждого кадра. Вот вопрос с природой также полновесен и, хотя авторы прямо вроде не говорят об этом (за исключением может начального монолога бородатого старейшины), её широким видам радуешься и даже приучаешься её ценить и наблюдать за ней. Также в картине видится немалый потенциал и для подрастающих зрителей, но вот только в этом смущают небольшие сцены «обнажёнки». Первоначально я вообще и думал, что фильм ориентирован именно на такое поколение, но сверкающей груди красавицы-хазаринки всё-таки можно было избежать.
VI век нашей эры. В землях славянских царствует язычество, а роды племенные ещё разрознены, объединяясь лишь для совместного отбития наступающей общей угрозы. Суровая жизнь и природа научает народ жить в содружестве и чуткости с окружением и быть сильными не только мужчинами, но и женщинами (вспоминаем вторую серию, сцену, когда Всеслав просит стариков, женщин и детей уйти в лес, опасаясь нападения на город хазар, но те остались и защищались). Ратибор растёт сильным, ловким и смелым ратником. Но однажды, в местах здешних и родных, случаем он встречает красавицу-хазаринку, в которую влюбляется с первого взгляда, а затем крадёт из стана хазарского, но шальная стрела смертельно ранит девушку. Ратибор решает сжечь тело иноземки в общем погребальном костре, что вызывает негодование у соплеменников. С этой личной трагедией приносится и другая нехорошая весть — хазары близко и что-то замышляют. Ратибор не находит успокоения в жене-красавице-славянке, но под давлением могучего Всеслава и родной матери мысли о хазаринке вскоре улетучиваются.
В это же время византийский император Юстиниан испытывает серьёзное давление мятежников, которое вскоре хитроумным планом было подавлено. В его интересах продвижение своей власти и сфер влияния на языческий север, к варварам-славянам, как он их называет. Для этого сооружается христианская экспедиция в качестве миссионера, которая предстаёт перед зрителем и язычником озлобленной, жёсткой и жестокой, а также на Русь натравливаются три хазарских хана. В непримиримой битве хазары пали, войско Ратибора в негодовании за отравленного Всеслава направляется на Константинополь. Юстиниан снова, как и при мятеже, показывает свою трусость. Стороны получают пакт о мире.
Снятый в 1985-м году фильм, мне кажется, смотрится более лучше и интереснее современных исторических блокбастеров, он затягивает и в нём есть энергетика, присутствует нечто родное и близкое. Здесь героизм и доблесть созданы без широкоэкранного пафоса и громкости, но они ещё более выглядят настоящими. Когда языческое войско начало разъезжать на лошадях и снимать с себя одежду, а на вражеский вопрос «что они делают ?» последовал ответ «готовятся к смерти», это было действительно круто. Ратиборское войско применяет тактические приёмы и приводит врага врасплох, как в случае защиты родного града, так и осады византийской крепости. При этом высокозрелищными эти действия трудно назвать и в фильме нет серьёзных постановочных боёв, но это как-то и не замечается, это даже и не особо требуется.
Что глубоко запомнилось и запало в душу — это музыка, она чудесна и полностью соответствует и соотносится с текущими кадрами. Это был какой-то ориентированный на природные образы эмбиент. Несколько восторженных, но далеко не пафосных эпизодов, наблюдаются превосходно — речь Феодоры на пике мятежа в этом красном свете, который отражает близкий, но ещё не свершившийся конец, царствования Юстиниана передаёт атмосферно; смерть матери Ратибора словно гипнотический ритуал, я таких раздирающих смертей вообще не припомню; совет глав языческих племён в лесном капище пред идолами языческими; хождения и речи склизкого и трусливого Юстиниана, за которым движется его вылизывающая зад свита (у него даже специальный человек есть, который с своим посохом всегда молча указывает на определённую формальность — где надо остановиться перед августейшим и божественным, а где преклонить колено). Наконец кадры природы взывают к чему-то родному, к знакомому ощущению, к успокоению и величию. Даже смена окружения на степи и византийские скалы изменяет и атмосферную обстановку.
В общем-то фильм можно было бы назвать наивным и слишком идеализированным к образу языческих славян, но в этом и есть его притягательность и привлекательность. Добро, любовь к природе, а вместе с этим величие и доблесть язычников, притягивают. На фоне простого ратника из дружины Ратибора христианский миссионер кажется злым и отягчающим жизнь, несущим что-то скользкое и увиливающее.
Польша, Речь Посполитая, Поляна — оплот западных славян, центр Европы — имеет богатейшую и драматическую историю, одно время бывшая мощнейшим государством мира и рассыпавшаяся из-за раздрая гонорливого шляхетства.
Что же было каких-то 11 веков назад? В заповедных пущах, на поймах рек, на полянах и лугах оседали славянские рода. Молились своим богам, охотились и воевали с соседями.
Ежи Гоффман на примере правления князя Попела показывает картинку жизни языческих племен. Временно правивший князь (Б. Ступка) должен передать власть своему племяннику, а не хочется. Яд, меч, заложники — все идет в дело.
Певец баллад и легенд, умудренный опытом и славой, Ежи Гоффман погружает нас в мир капищ, приворотных чар, разрушающего огня и свиста мечей. Осада княжеских палат, поединок ярла и Зимека, похороны кмета — поданы ярко и красочно, живым кадром, с минимумом спецэффектов.
Главный герой Зимек Михала Жебровски — воин-одиночка, который согласно легендам объединит роды и положит начало династии, повернувшую княжество к христианству. Брутален и харизматичен.
Боевой вождь Пястун (звезда польского кино Даниэль Ольбрыхски) — воплощение разума среди гонористых кметов, кичихся своими усами и плодовитостью рода. Собрал всех воедино, победил и передал право управлять другому. Сугубо положителен.
Коварный князь Попел (звезда украинского кино Богдан Ступка) — под пятой у своей жены-невольницы. Творит явный беспредел, умерщвляя родню и ища защиты то у викингов, то у саксонцев.
Красавица лесов Дзива (Марина Александрова) вынуждает главного героя пасть перед голубоглазым колдовством. Призвана служит богам местного разлива, но выбирает княжеский путь.
Ярки и запоминающи и актеры второго плана. Сцена приворота с Милой (Катажина Буякевич) украшает лирикой фильм, хоть и не совсем гармонирует с сюжетом, интриги княжны (Малгожата Форемняк) и забавы наследника, самоубийство варягов придает картине шарм буйных времен, где грань между владыкой и слугой стирается за одну кровавую ночь.
Но поляки не были поляками, если бы не кусанули восточных соседей. В сцене, где Пястун уговаривает Зимека присоединится к войску, он в сердцах посылает его к трусам, на Русь. Киевскую Русь можно было упрекнуть в чем угодно, но в трусости в последнюю очередь. Тот же Пястун при осаде повторяет приём княгини Ольги (в чем сам и признается). Да и походами к Царьграду западнославянские князья похвастать тогда и не мечтали. А вот к саксонцам (Германия) и викингам (Скандинавия) чувствуется явное почтение.
Да и на роль главного злодея выбран украинец. Поручить изобразить шкодливого князька своей звезде Даниэлю Ольбрыхскому, к примеру, польские кинематографисты, конечно, и не думали, хоть и по типажу он со Ступкой похож.
В 1979 г. на советские экраны вышел музыкальный фильм Игоря Масленникова под названием «Ярославна, королева Франции», снятый по мотивам романа Антонина Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции». Хотя роман я и не читал, но зато про те события знаю из истории. В основу сюжета этого фильма лежит исторический факт — свадьба дочери Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анны с французским королем Генрихом I. Нетрудно догадаться, что поездка девушки к жениху занимала большое количество времени (учитывая состояние дорог и расстояние между Киевом и Парижем). Вот поэтому Игорь Масленников и решил нам показать в какие приключения попадал этот свадебный кортеж по дороге во Францию, и какие трагические моменты пришлось пережить Анне Ярославне.
Однако, несмотря на интересную задумку, фильм получился не таким интересным, как хотелось бы. Да, режиссура Масленникова неплохая. Да, композитор Владимир Дашкевич написал замечательную музыку к фильму, а Юлий Ким (он же «Ю. Михайлов» в титрах) стихи к песням. Удачно получилось совместить на экране вокал Михаила Боярского с хриплым голосом Василия Ливанова. Игра актеров порадовала. Считаю, что роль монаха Даниила в фильме в карьере Виктора Евграфова одна из успешных (помимо Мориарти в «Шерлоке Холмсе»). Игорь Дмитриев в роли подлеца был убедителен. Неплохо справились со своей работой и польские актеры. Но вот образ Анны Ярославовны подкачал. По истории Анна была красивой, величавой сдержанной женщиной с длинными волосами. А в фильме Елена Коренева обыкновенная простушка с мальчиковой стрижкой. Анна была одной из образованнейших женщин на Руси (благодаря воспитанию отца, который сам знал несколько европейских языков), а у Кореневой получилась какая-то уличная девчонка, которая хоть и грамотная, но не умеющая себя вести в обществе. Понятное дело, что «Ярославна, королева Франции» не исторический фильм, а скорее костюмированный киномюзикл с элементами приключений и мелодрамы. Это вольная трактовка событий тысячелетней давности, которая не претендует на историчность. К сожалению, сам фильм портит затянутость в каждом кадре. Отсюда и ощущение скуки у зрителя.
Фильм «Ярославна, королева Франции» не является образцовым советским фильмом. Будучи несколько «сыроватым» этот водевиль не всем зрителям придется по душе. Хотя ряд актеров из этого фильма в дальнейшем снимутся у Масленникова в его сериале про Шерлока Холмса (Василий Ливанов, Виктор Евграфов, Игорь Дмитриев, Николай Караченцов, Сергей Мартинсон), что стоит определенно того, чтобы его посмотреть хотя бы раз.
Князь Даниил Романович Галицкий — одна из наиболее ярких, но неоднозначных фигур в истории России. Ведь в отличие от Александра Невского, Даниил не воевал с Западом, а наоборот — приложил все усилия, чтобы найти там союзников в борьбе с монголо-татарами, но, как и Невский Даниил признал себя вассалом хана Батыя. И поэтому такая политика «и нашим и вашим» до сих пор ставит исследователей в тупик, и кем был этот известный князь понять трудно.
В 1987 году, когда в эпоху Перестройки возник интерес к отечественной истории, уже кинематографисты решили обратиться к такой известной исторической личности, как Даниил Галицкий. Однако я не могу сказать, что остался доволен результатом.
Что касается сценария и идеи фильма «Даниил — князь Галицкий», то тут все понятно — создатели решили не «очернять» князя, а наоборот — наделить мудростью великого стратега. В принципе, такая точка зрения авторов вполне имеет место быть. Ну а то, что Даниил искал помощи у католиков, вместо того, чтобы объединять русские княжества, дабы противостоять Золотой Орде еще не говорит о том, что он изменник. Просто это был один из возможных способов ведения войны — что, собственно, и было отражено в картине.
Другое дело — малый бюджет картины, который испортил впечатление от просмотра. К сожалению, скудность финансирования видна невооруженным глазом, начиная от затянутых кадров, и кончая невразумительными батальными сценами. При этом мне не нравилось, что порой в фильме в помещениях не хватало свеч — все смотрелось как-то тускло.
Актеры сыграли неплохо (а иначе в советское время быть не могло). Больше всех меня, конечно же, удивил Виктор Евграфов. Конечно же, роль профессора Мориарти в сериале про приключения Шерлока Холмса стала для актера и каскадера «визитной карточкой». Но и Даниил Галицкий, на мой взгляд, в его исполнении был очень даже неплох. Порадовал так же и Богдан Ступка, сыгравший отрицательную роль (хоть и второго плана).
В конце концов, я не скажу, что фильм плохой. Просто обилие разговоров и мельтешение перед камерой массовки темной ночью, которое выдают за батальную сцену, стали главной претензией к этой картине. А так, в целом, нормальный исторический фильм получился.
30 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Но меня в детстве больше интересовало чем это, в славной советской правовой действительности, кончилось для мужика задавившего воров!
Хотя при чём тут фильмы о преданьях старины глубокой?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена