Жизнь после нефти
Обнаружив в кладовых природы нефть (смесь соединений с уникальными свойствами), он научился пользоваться ей в своих интересах. Человек и не заметил, как нефть стала кровью современного мироустройства, и теперь цивилизации требуются все новые ее вливания. Но что если источник «крови» иссякнет?
20 апреля 2010 года все выпуски новостей во всем мире начинаются с одних кадров – случилась крупнейшая за всю историю человечества экологическая катастрофа. На буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, которую использовала одна из ведущих в мире нефтедобывающих компаний British Petroleum, произошла страшная авария. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.
Александр Хаустов, профессор кафедры прикладной экологии Экологического факультета РУДН, рассказывает о своем пребывании на месте происшествия: «Мне «посчастливилось» побывать там. В случае шторма большое количество пленочной нефти плавающей на поверхности должно было быть выброшено на берег Мексиканского залива. С тем чтобы это не произошло, применили такое вещество, как кориксид 930-950. Это очень токсическая жидкость, универсальный растворитель, который растворяет практически все вещества. Эти вещества должны были растворить пленочную нефть, которая очень прочно удерживается на поверхности, и опустить ее на дно. К сожалению, этого не произошло».
Позже выяснить, что причиной пожара, взрыва и беспрецедентной по масштабам утечки нефти стали ошибочные действия персонала. Горение продолжалось более 35 часов, справиться с ним пожарные суда так и не смогли. 22 апреля платформа затонула в одах Мексиканского залива. В результате аварии 11 человек пропали без вести, 115, в том числе 17 раненых – были эвакуированы с платформы. Позже мировые информагентства сообщили, что при ликвидации аварии скончались еще двое. Но трагическая гибель людей – это лишь первые последствия катастрофы. Ее реальные масштабы мы пока не в силах и, вряд ли, сможем оценить.
А. Хаустов, профессор РУДН: «Применяли не свойственный океану биологические сообщества, которые сформировали некий субстрат, состоящий из нефти, бактерий и ПАВ, типа кориксид. Эти «блин» мощностью до 8-12 метров и площадью до 30 км в нестоящее время перемещаются по всей толщи Мексиканского залива. Мониторинг их не ведется, но уже есть последствия, считается, что он привел уходу дельфинов и медуз из акватории залива. Это признак того, что новая зарождающая жизнь чужда экосферы Мексиканского залива».
Ни богатейший опыт авторитетнейшей в добывающей отрасли компании, ни передовые технологии, ни все необходимые меры безопасности не смогли предотвратить гибель людей и глобальный вред экосистеме. Хотя специалисты знали о рисках и должны были быть к ним готовы. Ведь с учетом потенциальной опасности нефтедобычи в принципе – условия бурения в Мексиканском заливе были особенно трудными: под водой, на глубине 1500 метров. Почему осознавая угрозу, человечество продолжает добывать нефть любым даже потенциально опасным путем.
Все просто. Наиболее доступные в экономическом и техническом смысле месторождения углеводородов либо исчерпаны полностью, либо будут освоены в ближайшем будущем. По оценкам некоторых экспертах при существующих объемах потребления нефти с учетом разведанных запасов ее хватить примерно на 50 лет. И в поисках сырья человечество уже обращает свои взоры к самым плохо доступным регионам.
Виктор Гаврилов, заведующий кафедрой геологии РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина: «Был такой знаменитый танкер, он развалился у берегов Аляски. Было это несколько десятилетий назад, так до сих пор в донном грунте присутствуют остатки этой катастрофы, которые сдерживают развитие многих организмов. Это очень большой вред. Все передовые наши технологии действуют в определенных пределах. Хорошо, что Мексиканский залив – это теплые воды, быстрее разлагаются нефтяные соединения. А если это случится в Арктике? То есть это будет катастрофа, которая может повлиять на существование всей биосистемы Арктики».
Так неужели мы настолько зависим от нефти, что готовы добывать ее несмотря ни на что, рискуя погубить все живое на планете? Хватит ли запасов черного золота нашим детям, внукам, правнукам? И если нефть все же кончится, сможем ли мы обойтись без нее?
Чтобы однозначно ответить на эти вопросы, нужно найти ответ на самый главный — тот, что волнует человечество с момента открытия нефти – откуда она берется?
Один английский нефтепромышленник сказал: «Скорее выкачают последний галлон нефти, чем узнают о ее происхождении».
Сырая нефть из поверхностных залежей была известна еще древнему человеку. Раскопками установлено о существовании нефтяного промысла еще во времена шумеров, до вавилонян и ассирийцев, населявших территорию между Тигром и Ефратом. Они применяли смолообразный нефтяной битум как вяжущее и уплотняющее вещество для строительных кирпичей из глины и гравия. В древнем Египте нефть использовали для бальзамирования покойников, в Древней Греции черным золотом топили. Около 2000 лет назад упоминается о залежах нефти в Сураханах около Баку. В то время нефть поднимали из глубины 10-30 метров ведрами и другими примитивными способами, собирали и отправляли на продажу. Тогда цена на нефть была очень низкая.
Почти сразу как человек открыл нефть, обнаружились ее лечебные свойства. Город Нафталан построен на месте маленького селения с тем же названием, происходящим от сорта нефти черно-бурого или коричневого цвета со специфическим запахом. Она имеет большую вязкость, кислую реакцию, высокий удельный вес. Уже несколько тысяч лет назад здесь лечили воинские раны. Нафталан вывозили Караванскими путями в Киевскую Русь, центральную Азию, Афганистан, Индию, страны Персидского залива. Известный средневековый путешественник Марко Поло назвал Нафталан волшебной мазью, помогающей от кожных болезней.
— В общей сложности, у нас 18 скважин, нефть поступает в резервуары. Сейчас здесь хранится около полутора тысяч тонн, а уже отсюда мы развозим ее в здравницы. Это одна из 18-ти скважин, нефть идет самотекам по трубе в нефтехранилища, поэтому все оборудование снято уже давно, вышка не работает, — рассказывает Дуньямала Бадалов, начальник Нафталанского Нефтеперерабатывающего комбината.
Первую буровую скважину заложили здесь в 1890 году и построили фабрику по изготовлению мази. И в 21 веке люди продолжают успешно лечиться нефтью. Биологическое действие Нафталана на организм заключается в том, что его биоактивные компоненты приникают через кожу, стимулируют биосинтез гормонов надпочечников, влияют на иммунологические процессы в организме. Нафталан обладает обезболивающим и противовоспалительным действием, что способствует рассасыванию воспалительных инфильтратов и улучшению обмена веществ в тканях.
С конца 19 века опубликовано более 1600 научных работ и монографий о чудесных свойствах Нафталанской нефти. Ученые выяснили, она содержит высокий процент нафтеновых углеводородов, происходящих из ископаемых рыб. Они являются основным действующим началом лечебной нефти и делают ее схожей по составу со многими ферментами, гормонами и другими физиологически активными веществами. Высокая эффективность при многих заболеваниях твердо доказана и на практике. Сейчас на реконструкции находится знаменитый музей Нафталана, где в качестве экспонатов костыли пациентов местных здравниц, оставленных за ненадобностью.
С помощью Нафталанской нефти можно избавиться от «букета» болезней, она обладает сосудорасширяющим и антиаллергическим действием, стимулирует трофические функции, интенсивность обменных процессов, ускоряет процессы сперматогенеза, овуляции и овогенеза. Подобный эффект делает нафталано-терапия незаменимым методом лечения, с помощью Нафталана лечат около 70 заболеваний, особенно костно-мышечную систему (суставы и около суставные мышечные ткани), периферийные сосудистые, кожные, гинекологические и урологические заболевания, ЛОР, стоматологические заболевания, аллергические проблемы и т.д.
Но если одних нефть лечит – других калечит. Кажется, жители городов с активным трафиком уже привыкли к выхлопным газам, но это только иллюзия. Мы живем в стремительном ритме и машина для каждого члена семьи это уже не роскошь, а средство передвижения. У нас нет ни времени, ни желания задумываться о том, чем мы платим за этот комфорт. Это кумулятивный эффект, который может длиться годами. Сейчас список опасных стойких органических загрязнителей возрос до 31, а замеряют показатели только одного вещества – бензпирен. Это вещество, кроме влияния на генную структуру, является признанным возбудителем раковых заболеваний. Бензпирен образуется при сгорании всех видов углеводородов, при сжигании бензина, что является причиной высоких показателей по раковым заболеваниям в городах в сравнении с сельской местностью. Это выявленный медицинский факт, связанный с полиадическими углеводородами.
Но отапливать дома дровами и пересесть с железных коней на обычных, жители современных городов, увы, уже не готовы, даже под страхом смерти. Выход один – с возникающими проблемами нужно бороться. Ведь, в конечном счете, любое достижение прогресса имеет побочные эффекты.
Самая лучшая добавка к бензину – это свинцовая добавка. Во многом благодаря ней можно было не возводить на заводах целый ряд нефтеперерабатывающих установок. Но когда установили, что свинец не выводится из организма, приводит к циррозу печени, онкологии был наложен официальный запрет. Мы говорим «нефть, продукты из нефти и газа отравили всю атмосферу», но и до ее использования люди сталкивались с проблемами. Например, сто лет назад главной проблемой был навоз, который заполонил города, и не было возможности его вывести.
Так или иначе, при условии, что объемы добычи нефти продолжат падение, вернуться к истокам все же придется. Если постоянно черпать из колодца рано или поздно вычерпаешь все. Можно спорить о сроках, но когда-нибудь природные недры опустеют. Или все-таки нет? Ответ нужно искать в происхождении нефти.
Большинство специалистов полагают, что это органическое вещество, перерабатываясь без кислорода, например на дне древних океанов, оно превратилось в нефть. Но есть схемы абиогенного происхождения, которые поддерживал Д.И. Менеделеев: из глубин земли идет примерно около 5 млн. тонн углеводорода, и, проходя через соответствующие породы, превращается в углеводород. Но все это требует значительного времени, время образования нефти определяется многими тысячами и сотнями тысяч лет. Хотя, есть многие фантазии о том, что она и сейчас может быстро образоваться.
Но как тогда объяснить тот факт, что отработанные скважины вновь наполняются нефтью на протяжении одной человеческой жизни. Такие примеры в мировой истории встречаются довольно часто.
Опыт Великой Отечественной войны показал, когда Н.К. Байбаков получил приказ от И. В. Сталина законсервировать или уничтожить грозненские скважины (их все-таки законсервировали), после освобождения и их расконсервации, они заработали «второй жизнью». То есть процесс переупаковки, перестройки месторождений произошел за годы, она заработала и приобрела «новую молодость». Такой факт имел место в истории.
Второе дыхание наблюдается на одном из крупнейших в мире Ромашкинском месторождении в Татарстане, где нефть добывается уже 60 лет. Практика показывает, что при разработке месторождение в первую очередь отдает легкие фракции, а тяжелые выкачивают последними. Поэтому в недрах Ромашкинского месторождения нефть с повышенной вязкостью, преобладанием тяжелых фракций. Но целенаправленное изучение физико-химических свойств местных нефтей за последние 10 лет показало, что на фоне общего увеличения плотности в ряде скважин отмечено поступление легкой газированной нефти.
Периодически дебиты скважин то возрастают, то снижаются, на это обращали внимание геологи из Татарстана во главе с профессором Муслимовым. Но они считают, что это результат глубинной миграции из мантии. Вступила в силу программа по изучению глубинных слоев земной коры, так называемого фундамента, было пробурено несколько скважин с проходкой по этому фундаменту в несколько километров. Залежи внутри фундамента не были найдены, но были обнаружены признаки нефти, что говорит о движении и соответствующих процессах протекающих в недрах.
Кроме того многие залежи, где судя по прогнозам все балансовые запасы уже должны быть извлечены, добыча нефти продолжается. Например, два мелких месторождения в районе Цхенисцкали на границе Грузии и Азербайджана эксплуатируются с конца 19 века, еще со времен Нобели и до сих пор дают нефть.
Споры ученых о происхождении нефти продолжаются. Но что будет с человечеством, если сбудутся самые пессимистичные прогнозы? Несмотря на слова Менделеева о том, что «сжигать нефть все равно, что топить печку ассигнациями», львиную долю нефти мы расходуемы на энергетику. Примерно 95% добываемой нефти во всем мире по-прежнему сжигается, только в разных топливах – бензин, керосин, дизельное топливо, мазут.
По мнению экспертов, в перспективе ситуация должна существенно измениться, тем более что у человека есть альтернатива: атомная, ветровая, гидро- и даже биоэнергия. Все они имеют свои плюсы и минусы, но что называется «варианты возможны». Специалисты считают, что гораздо разумнее расходовать на нужды энергетики природный газ. Он высококалорийный, легче транспортируется и на планете его запасов гораздо больше, а нефтяные ресурсы использовать иначе, более эффективно, например, развивать нефтехимию.
Все с чем сталкиваемся в быту, так или иначе, имеет отношение к нефти. Сегодня из нее получают около 2000 наименований сырья для множества товаров – от зубной щетки до крупных деталей автомобилей. Почти вечные трубы из полимеров помогут решить многие проблемы системы ЖКХ, нефтепродукты могут спасти человечество от голода. Переработка всего 2% от объема ежегодно добываемой нефти позволяет произвести до 25 млн. тонн белка.
Практически все натуральные волокна, материалы и смолы сегодня имеют искусственные заменители, производство пластмасс развивается гораздо быстрее, чем металлов, каждый год в мире выпускают около 180 млн. тонн пластмассы. По прогнозам экспертов до 2017 года их производство будет расти в среднем на 2,4% в год. Пластмассе пророчат блестящее будущее, но каким будет будущее планеты погрязшей в пластмассе?
Полимеры опасны тем, что они очень трудно разлагаются в природе. Чтобы обычный пластиковый пакет разложился в естественных условиях потребуется 100 лет. В связи с этим необходимы принципиально новые полимеры. Пересмотр коренной политики использования таких полимеров – это возврат к старым технологиям, переход на многоразовую посуду, на бумажные пакеты.
Первая в мире добыча нефти из буровой скважины состоялась в 1848 году на Биби-Эйбатском месторождении вблизи Баку. Тогда мало кто предполагал, что это событие сродни мировой революции. И спустя 150 лет человечество уже не сможет представить жизнь без нефти и продуктов ее переработки, мы хотим все больше нефти и пропорционально росту наших потребностей в ней создаем себе проблемы. Вопрос «кончится нефть или нет?» задавать себя надо, а ответ зависит от нас самих.
Тот постулат, который сейчас доминирует о невозобновляемости ресурсов нефти и газа, он ложный. Т.е. мы более 150 лет развития нефтяной промышленности «исповедовали ложную религию» в этом отношении, нужно переломить в этом вопросе свое сознание. Мы можем взять месторождение, которое истощилось остановить и 5 лет не разрабатывать его, за это время оно естественным образом восстанавливается, и через 5 лет начинаем новую добычу, еще через 5 лет разработка прекращается. Таким образом, освоение месторождения происходит по принципу севооборота, естественным путем поддерживается «тонус» скважины и, в принципе, добывается такая нефть бесконечно.
Если эта гипотеза верна и нефть действительно возобновляется – повод ли это для оптимизма? Ведь продолжая ее добывать и перерабатывать, мы продолжим приносить себе и планете вред, конечно, если человечество радикально не пересмотри свой подход к экологии мировой нефтяной экономики. Нефть – уникальная смесь, данная нам природой, и еще один ее феномен заключается в том, что, будучи бесценной, она может быть и смертельно опасной. Главное не переступить эту тонкую грань.
8 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена