Первая грань гранёного стакана: Майк Науменко - рок-портвейн
Майк Науменко и Оля Першина. 1982
Майк Науменко - в миру Михаил Васильевич Науменко по тем советским временам был высокообразованным человеком, в частности в совершенстве владевшим английским языком, читавшим иностранную литературу и периодику, на слух переводившим песни, интервью рок-музыкантов всего англоязычного мира, свободно общавшимся с журналистами на английском. Музыкального образования не имел, более того, считал его вредным для рок-музыканта. Родом из очень интеллигентной питерской семьи. На первоначальном, юношеском периоде своего бытия, был известнейшим в городе на Неве рок-просветителем и рок-романтиком советской эпохи.
По мнению многих, человек №1 в нашем рок-н-ролле и ритм-энд-блюзе — Майк Науменко. Король, умерший в тесной комнатушке огромной ленинградской коммунальной квартиры, где громко топали тараканы. Он был слишком добр и слишком поэт.
Мое знакомство с творчеством Майка Науменко, а значит и "Зоопарка" состоялось достаточно поздно, примерно в 1981-82 годах. Общага мединститута, сокурсник и друг, Олег Сазонов - человек играющий, поющий и подозреваю, пишущий или писавший во всяком случае, поставил свои записи и.... Мы конечно пили портвейн, мы конечно молчали и слушали - потому, что подобного я, например, еще не знал...
Этот пост не считается авторским, здесь цитаты с других ресурсов, здесь моё личное восприятие
вперемешку с фотографиями и видео, вообщем довольно шаткая конструкция о почти моём поколении...
Кстати, как неожиданно переплетаются нити времени - наш мединститут в городе Барнауле, встреча и судьба родителей Майка в этом же городе в эвакуации.. Но обо всем по порядку или по хотя бы по подобию его:
Зоопарк - Уездный город N (LP, Винил) 1983
Майк родился 12 апреля 1955 г. в Ленинграде в "семье служащих". Его родители были коренными ленинградцами, отец - преподавал в техническом вузе; мать работала в библиотеке.
Студент Ленинградского инженерно-строительного института Василий Науменко был совершенно не во вкусе его сокурсницы Гали Брайтигам. Она любила бойких и остроумных шутников, а он читал ей Блока, провожая пешком сквозь барнаульские метели, куда ЛИСИ эвакуировали во время войны. В Ленинград, однако, вернулись уже вместе. В 1946 году сыграли свадьбу. Через год в семье Галины и Василия Науменко родилась дочь Таня. А еще через восемь лет, в апреле 1955 года, на свет появился сын.
Музыкой маленький Миша не занимался. Обожал листать энциклопедии и словари, разбирался в марках автомобилей, увлекался самолетами. Это останется у него на всю жизнь — итогом станет потрясающая коллекция моделей самолетов.
А школьником он вдруг взялся выпилить из дерева гитару. Бабушка Надежда Ивановна втайне от внука убеждала родителей в необходимости покупки инструмента. В конце концов то ли на четырнадцатый, то ли на пятнадцатый день рождения Михаил получил в подарок заветную гитару. Радости у него в тот момент было столько же, сколько у Малыша из "Карлсона", когда ему подарили щенка. Внук-меломан часто ставил Надежде Ивановне записи "Rolling Stones" и — удивительное дело! — ей, родившейся еще в XIX веке, очень нравилась рок-музыка.
— А мы мечтали, что он станет авиаконструктором, — вздыхает Галина Флорентьевна. — Нам казалось, что музыка отвлекает его от реальности.
После школы Михаил Науменко по настоянию отца поступил в ЛИСИ, где Василий Григорьевич читал лекции по гражданскому строительству. Но после четвертого курса бросил учебу и с головой погрузился в рок-н-ролл.
«Мы бродили без цели...»
Майк и легендарный питерский фотохудожник Андрей (Вилли) Усов познакомились в кафе "Сайгон". Тогда еще не было слова "тусовка". Все встречались в 18.00, выпивали по чашечке крепкого кофе и обменивались новостями. Науменко был младше всех.
В конце 70-х Майк играл с "Аквариумом". Не имея еще своего "Зоопарка", но желая все время звучать, он вписывался в самые неожиданные предприятия. Играл англоязычные рок-н-роллы, пел собственный репертуар.
— Счастливое было время, когда мы могли просто бродить по городу, — вспоминает Вилли. — Вели бесконечные разговоры, не помню о чем, но помню, что они были безумно интересными. Совершенно исключительным было в Майке знание западной литературы, которую он читал в оригинале. И еще — великолепное знание современной западной музыки.
Алексей Рыбин, первый гитарист "Кино":
— Когда мы познакомились, Майк был уже достаточно известен. А мы... мы с Цоем были очень удивлены, что в Ленинграде существует еще кто-то, кроме нас, кто играет и поет, поскольку сами мы считали себя лучшей группой города. С тех пор несколько лет подряд все написанные Витькой песни в первый раз исполнялись у Майка на кухне, и если Майк говорил, что это — говно, никогда больше не игрались.
Майк и Борис Гребенщиков. Фото: Андрей «Вилли» Усов
Майк Науменко и Виктор Цой.
«Кто живет по законам иным и кому умирать молодым…»
— В нашем городе в то время было два персонажа: Майк и Гребенщиков, хотя сами они близкими друзьями не были, — мы сидим с Игорем (Пиночетом) Покровским на скамейке во дворе БГ.
...Молодой человек в потертых, несколько коротковатых джинсах и клетчатой рубашке. Самопальная джинсовая кепка с длиннющим козырьком и сумка, специально сшитая так, чтобы в нее можно было складывать грампластинки. Таким был Майк в 1976 году. Больше всего его интересовали "диковинные рекорда". К нему приклеилась кличка Ленинградский Боб Дилан — из-за того, что у Майка была такая же манера говорить немного в нос. — Это был человек безумной коммуникабельности и жизненной активности, — вспоминает его друг Игорь (Иша) Петровский. — Ему постоянно хотелось куда-то бежать, с кем-то встречаться.
Майк бесконечно рассказывал какие-то истории: про "Rolling Stones", про "Led Zeppelin", про всех-всех-всех. Он был таким фасонным юношей, так манерно выражался! Его артистичность не оставляла равнодушным никого. Для Майка, как, впрочем, и для нас всех тогда, не было подвигом проехаться через весь город, чтобы послушать (даже не взять с собой, а послушать!) новую пластинку. С годами он здорово изменился... Не в худшую или лучшую сторону, а вообще.
Наташа
Наташа Кораблева поселилась у бабушки на Васильевском острове. Заглянул как-то двоюродный брат Вячеслав. Он играл тогда в малоизвестной ленинградской команде "Капитальный ремонт".
— Это Майк, — представил своего спутника.
Во всем Ленинграде, наверное, не было человека, который не слышал бы имени Майка Науменко.
Второй раз они встретились на свадьбе Вячеслава. В разгар торжества Михаил уехал на вечерний спектакль в Большой театр кукол, где в то время работал радистом. А потом неожиданно вернулся.
— Вот тут уж все удивились! — вспоминает Наташа. — А Майк пригласил меня на репетицию. Однажды Майк рассказал о новой пластинке Дэвида Боуи, и я пожелала немедленно ее послушать. Я даже настаивала... Майк, слегка удивившись такому нахальству, привел меня к себе. Плюньте в глаза циникам, утверждающим, что все рок-музыканты — самоуверенные бабники! Бывают юноши трепетные и прекрасно воспитанные...
Однажды летним вечером, когда Наташа и Майк любовались купчинскими домами с балкона Иши Петровского, Майк сказал: "Мечтаю поселиться с тобой в старинном замке, но могу предложить только квартиру с родителями и зарплату сторожа..."
Наташа устроилась на работу в "Теплоэнерго", где желающим предоставлялось жилье. Поздней осенью ей предложили комнату в коммуналке на Боровой. Майк переехал к ней в декабре.
Ему нравился этот район — "места имени товарища Достоевского". Труднее было приспособиться к коммунальному быту.
Мебель вполне соответствовала стилю квартиры. Диван Майк выменял на пластинку у Леши Рыбина. Были две большие белые табуретки, две маленькие, стремянка, которая служила одновременно буфетом и шкафом для одежды, катушечный магнитофон и старенький проигрыватель. А еще был телевизор. Его подарил друг Родион как вещь совершенно необходимую для семейного счастья. Майк тут же принялся смотреть все подряд, даже программу "Время". При этом спорил с гостями на кружку пива: что раньше скажут — "100 тысяч чего-нибудь" или "Леонид Ильич Брежнев".
— Если бы Бог был, — сказал Майк однажды, — то я дал бы ему в рожу за то, что здесь происходит!
Потихоньку обживались. Обои цвета малярии и гепатита скрылись под плакатами и фотографиями хороших людей. Напротив дивана висел большой постер Марка Болана. Марком звался и их будущий сын...
Фото из личного архива Натальи Науменко
Женька
В начале весны 1981 года Наташе пришлось лечь в больницу. Когда ее выписали, Майк потащил ее в загс. Свадьбу справляли весело и смело. Скромные работницы советского загса были шокированы: у брачащихся не нашлось ни одной свидетельницы, зато было целых два свидетеля — Иша и Родион.
После официальной части было решено переместиться в трехкомнатную квартиру друзей, где не было никакой мебели. В одной из комнат складировались ящики сухого вина. Майк встречал гостей около кафе "Сайгон". В пиджаке, с галстуком, в стильной рубашке, он был похож на Пола Маккартни в молодости.
Через несколько дней после рождения сына в гости к Майку почти в полном составе заявился "Аквариум" — поглазеть на малыша, выяснить, на кого похож, и выпить чего-нибудь крепкого за общее здоровье. Узнав, как рок-н-ролльные родители собрались назвать родившегося в "совке" кроху, Михаил Файнштейн покрутил пальцем у виска:
— С ума сошли! На меня посмотрите — мне фамилия всю жизнь испортила, а вы сына хотите Марком назвать! А если, Майк, у него нос как у тебя будет?
Родители одумались. На раздумья ушел месяц. Предлагаемые варианты — Артем, Михаил или Александр — не устраивали Майка. В конце концов Наташа не выдержала:
— Вот возьму и назову Евгением, раз ты ничего более подходящего не придумал!
— А что? Пусть будет! — согласился Майк.
В начале 82-го года у Майка поселились Цой с Рыбой. Ночевали в его комнатушке... под столом. Цою очень нравилось возиться с маленьким Женей.
— Меня всегда удивляло, с какой ловкостью Цой управлялся с Женькой, — улыбается Наташа. — Можно было подумать, что он уже вынянчил пару-тройку детишек или по крайней мере младшего братика...
Наталья с сыном Евгением. Фото из личного архива Натальи Науменко.
Майк Науменко - Моя сладкая N
На Боровой
Длинный, как в вагоне, полутемный коридор. С потолка мрачно свисают три пыльные лампочки, разделяя его на равные части. Три окна на правой стене, но солнечного света мало. С левой стороны то и дело открываются двери. Их семь. Ровно посредине — комната Майка. Сейчас здесь никто не живет.
Светлана, соседка из третьей комнаты, ставит передо мной тарелку с яичницей-болтуньей. Здесь, в Питере, даже еда отличается от московской.
— Ешь, ешь, — она кладет на стол вилку. — Майк очень любил яичницу с колбасой. Бывало, выйдет на кухню, поздоровается в сотый раз, приготовит себе и ребенку яичницу и опять скрывается в комнате вместе со сковородкой. А водку как он пил! В граненом стакане один к трем водой из-под крана разбавлял.
Он никогда не сидел с гитарой на кухне. Зато в комнате самого Майка постоянно происходили тусовки-гулянки. Почти каждый день приезжали поклонники из других городов. Прямо с вокзала приходили сюда. Всегда — с бутылкой чего-нибудь спиртного.
"Знакомцы приносят к тебе вино —
Им лестно с тобой пить.
И ты думаешь, что все они — хорошие люди,
Ведь иначе и не может быть.
И они приходят, и они уходят,
И их прощания безмерно пылки.
Но в конечном итоге тебе остаются
Лишь грязная посуда и пустые бутылки.
И потом они говорят о тебе:
"Он мой лучший друг, я с ним пил!"
А ты не помнишь имена этих "лучших друзей",
Они ушли, и ты их забыл".
(Майк Науменко, "Выстрелы")
«Каждый день — праздник в нашей жизни»
Рассказывают, Майк был подчеркнуто обходителен. Именно его невероятная тактичность порождала бесконечную вереницу гостей в четвертой комнате коммуналки на Боровой. Даже самые недостойные отлуп получали только в крайнем случае.
Никто не заметил, когда и почему Майк стал все больше времени проводить дома. В нем появились леность и апатичность. "Зоопарк" был самой гастролируемой в СССР группой. В перерывах между бесконечными поездками Майк любил лежать на диване и смотреть телевизор. Даже когда кто-нибудь приходил и Майку приходилось подниматься, он все равно никогда не выключал телевизор.
— Ему вообще никуда не нужно было идти: к нему все приходили сами, — рассказывает Марианна Цой. — В магазин за вином отправлялся, как правило, кто-нибудь из гостей.
— Когда мы утром просыпались и тянулись к бутылке, — с грустным смехом рассказывает Александр (Саша-с-Кримами) Старцев, друг и собутыльник, — Майк всегда говорил: "С праздничком тебя, Александр!"
По первости я всегда удивлялся:
— С каким это?
— Каждый день — праздник в нашей жизни, — отвечал Майк, и мы выпивали.
Майк погрузнел, потерял легкость и постоянное желание куда-то двигаться, которым так удивлял знакомых еще несколько лет назад. Говорят, Борис Гребенщиков, с которым они теперь почти не общались, поругивал его за такую "безалаберность".
— Если бы Майк не пил и относился внимательно к таким вещам, как социальный статус, — Марианна делает долгий глоток, — то развитие нашей музыки пошло бы совсем по другому пути, а именно — ритм-энд-блюза.
Его окружение просто не понимало, что творит. Очень многие приезжали издалека. Поглазеть на Майка, выпить с ним, чтобы потом всем рассказывать... Он был всегда согласным собутыльником. Друзья и "недрузья, незнакомцы" не желали ему зла. Такой был стиль жизни. Но каждый день пить с друзьями и поклонниками — и при этом переводить не только статьи в западных журналах, но и книги; быть начитанным настолько, что собеседники частенько тушевались; писать песни, которые до сих пор поет страна...
Зоопарк (Майк Науменко) - Шесть Утра
Майк и Кирилов, 1988 год. Фото из архива журнала «Штучка»
Владимир Полупанов, «АиФ» - из интервью с Натальей Науменко
- А много тогда выпивали?
- Думаю, да. Гости приносили и привозили. Цой пил мало, я вообще его не помню пьяным... Майк очень любил пиво. Какие напитки ему нравились — не знаю; выбор был убогим. Что принесут, то и наливали всем. Вообще, это больная тема...
- В последние годы жизни он вообще ничего не писал?
- Песни затормозились, сам он говорил о самоповторах, что теперь у него стихи лучше получаются... Я не врач, но сейчас мне кажется, что у него тогда начала развиваться депрессия...
- После вашего ухода от него он так и остался один?
- Наверное, просто не успел поменять жизнь. Мы развелись 15 августа 1991-го, а 27-го его не стало...
МАЙК НАУМЕНКО - Горький Ангел
«Мы молчали и слушали…»
Говорят, в доме Майка никогда не случалось срывов и драк. Потому что к нему приходили не выяснять отношения, а учиться рок-н-роллу.
— А для того чтобы научиться играть рок-музыку, — объясняет Алексей Рыбин, — нужно, как сказал профессор Преображенский в "Собачьем сердце", молчать и слушать. Мы молчали и слушали. Слушали Майка, который переводил нам статьи из "Melody Maker" и "Rolling Stone", и пластинки, которые он для нас ставил — T.Rex, Боб Дилан, Лу Рид, то, что он сам играл для нас и то, чего мы нигде не могли услышать, кроме как у него дома.
Временами Майк мечтал ходить во фраке, в чем-нибудь черно-бархатном. Вальяжность была ему к лицу.
— Всю свою жизнь он играл в звезду рок-н-ролла, — рассказывает Вилли. — Это проявлялось во всем: в рисуночках домашних, в манере говорить, причем говорить очень забавно. Меня он в разговоре все время называл на "вы". Например: "А знаете, Вилли..." Казалось, он чувствовал, что на него все время смотрят со стороны, и желал подать себя необычным образом. Театр одного актера. Как правило, такая манерность очень быстро надоедает и становится навязчивой, но фасонность делала его более интересным и еще больше привлекала.
Помимо того что Майк был интеллигентен, образован и непрактичен, он был еще и прекрасным поэтом и человеком, очень тонко и правильно чувствующим музыку. Чего нельзя сказать о 99% отечественных музыкантов.
Рок-н-ролл не был для него способом зарабатывания денег. Майк удивлялся, как ребенок: "Я занимаюсь любимым делом, а мне еще за это и деньги платят!"
Конечно, он мечтал об аппаратуре для группы, о хорошей гитаре, о студии.
Казалось, что еще чуть-чуть — и все будет. Но чуда не происходило. Деньги появлялись и исчезали, добрый дядя на горизонте не показывался, а как умудряются иметь хороший аппарат другие музыканты, Майк понимал с трудом.
Очень своеобразно Майк относился к иностранцам: словно боялся, что его могут заподозрить в корыстных интересах, и на всякий случай становился в позу.
Однажды приятель привел в гости барышень из Голландии. Майк читал, полеживая под одеялом.
— Ты бы встал, дамы все-таки, — попросила Наташа.
— Пусть думают, что такие наши русские обычаи!
Так и общался, и пиво из банки пил лежа.
В другой раз приехал американец — брать у Майка интервью. Разговор шел на английском, довольно долгий и интересный. Прощаясь, журналист протянул пачку дорогих сигарет.
— Спасибо, я курю только "Беломор", — отказался Майк вежливо, но в лице сильно изменился. Долго еще возмущался тем, как его унизили.
Майк Науменко и гр.Зоопарк. Гопники. Рок-Клуб 1987. LIVE
Король умер
Его друзья принимали правила игры, прекрасно вписываясь в новую жизнь. А он посиживал на белой полосе и смотрел, как
"... каждый спешит по делам,
все что-то продают,
все что-то покупают,
постоянно споря по пустякам..."
— Он достиг славы и успеха. Объездил весь Советский Союз. Больше ему ничего не хотелось,
— Старцев выпивает очередную рюмку разбавленного спирта за упокой души. — Майк не подсуетился вовремя. Он был рок-музыкантом, а не бизнесменом. Ему было все равно, будет у него "Мерседес" или велосипед, потому что он чувствовал себя рок-звездой, но при этом никогда не страдал звездной болезнью... У него перестали рождаться песни... Майк пришел в себя лишь к 91-му году — за несколько месяцев до собственной смерти. А до этого был бесконечный чес по стране: "Зоопарк" играл песни, написанные Майком несколько лет назад...
Александр Храбунов, гитарист "Зоопарка" и сосед по коммуналке:
— Я вернулся с работы часа в три дня, уставший как собака. Саша Марков, сосед из шестой комнаты, сказал мне, что Майк упал в коридоре. "Он до сих пор спит, и знаешь, мне кажется, лучше бы нам позвонить его маме!" Так мы и сделали. Но, видит Бог, никто из нас не предполагал, что с Майком может случиться что-то серьезное.
Голос Галины Флорентьевны немножко дрожит:
— Мы не знали о том, что сын сильно пил в последние годы. Наташа скрыла это от нас. Сказала, что не хотела расстраивать.
Когда Майк и Наташа расстались, мама предложила Мише переехать к ним.
— Он собирался переезжать, когда я выйду из отпуска. Поэтому я и позвонила в квартиру на Боровую 27 августа. К телефону подошел кто-то из соседей.
— Майк спит, — сообщили из телефонной трубки.
А через какое-то время Галине Флорентьевне позвонили со словами: "Вы знаете, Майк все еще спит и как-то странно храпит. Может быть, вам лучше приехать?"
Врачи "скорой" сказали, что пациент нетранспортабелен, и оставили хрипевшего Майка в покое.
Через несколько часов другая бригада констатировала смерть Михаила Васильевича Науменко "в результате кровоизлияния в мозг".
Одни считают, что с бросанием пития заканчивается творчество. Другие уверены, что с первой рюмкой наступает его смерть...
В любом маломальском городке с населением больше ста тысяч есть люди, которые начнут топать-хлопать-прыгать, стоит только запеть "Моя сладкая N" или "Пригородный блюз".
— Мы всегда называли его Мишей. Или Миней, — говорят Науменко-старшие. — Только сейчас, с очень большим трудом, мы начали называть его, как все, Майком.
Майк Науменко - Всё В Порядке (Старые Раны) [1980]
Майк Науменко - Жизнь в зоопарке
Спасибо, Читающим, Слушающим и Смотрящим !! Второй гранью, возможно, будет Пётр Мамонов, но не уверен - всё будет зависеть от вашего восприятия.
При создании поста использованы материалы свободного доступа с ресурсов:
1. http://rock.ru/rusrock/
2. http://www.aif.ru/
3. http://muzstorona.ru/
4. https://www.youtube.com/
36 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
В любом случае, это была особенная эпоха. Со своими легендами (в основном, уже мертвыми).
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Кстати, вот как специально наткнулся на соответствующую тему.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
:)Второй: интересно было ознакомится, спасибо за работу. С интересом читаю о том, что в своё время прошло мимо меня. Это о том, что обзывают "русским роком".
Первый: не совсем моё это, уныло, простовато. Может это моя беда как раз в том, что "я человек измученный нарзаном" - читай, воспитанный зарубежной классикой рока. А может сейчас время моё не для этого. В начале 80-х было пару лет увлечения "Машиной", "Воскресением", лет через десять "Чижом" и как-то фсё! В конце 70-х у меня и приятеля была хорошая коллекция маг.записей и немного винила. Помню, взяли на сутки пёпловский "Come Taste the Band", слушали подряд раз пять. ELP своими "Картинками с выставки", нам семнадцатилетним, башню окончательно снесли. Спроси тогда, что круче "White Album" или "The Magician's Birthday", Nazareth "Telegram" или Pink Floyd "Time", спора не будет, ответ такой: Наливай! . Мы не боялись смешивать жанры и алкогольные напитки и так приобретали жизненный опыт и музыкальный вкус. Ну а те, кто в это же время хотели стать звёздами советского, а потом русского рок-н-ролла, как-то мало старались (лично для меня) и потихоньку усредневали (во сказанул). Никольский, Чиграков, Шомахов, Шустарёв, вот это мне иногда интересно, причём Коха сейчас творит на пИке по-моему.
Майк Науменко теперь часть культуры нашей, а для кого-то ещё и музыкальный авторитет (в хорошем понимании этого слова).
Ну как то так:
"О вкусах не спорят: есть тысяча мнений -
Я этот закон на себе испытал,-
Ведь даже Эйнштейн, физический гений,
Весьма относительно все понимал."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена