Сестрорецк, ч.1 - завод у моря
Моим положительным впечатлениям от Сестрорецка способствовала далеко не только хорошая погода. Город действительно очень приятный, ухоженный, вычищенный, с большим количеством неплохо сохранившейся дореволюционной архитектуры:
Тут надо сказать, что он входит в состав Петербурга и расположен практически вплотную к границам основной его части, причём не самой простой. Со стороны Сестрорецка в Питере находятся дорогие районы у залива со множеством элитных жилых комплексов, будущим офисом «Газпрома» и легендарным Ольгино, которым пугают всю сетевую общественность.
Да и сам Сестрорецк, наполненный дорогущими коттеджами, является административным центром Курортного района, в подчинении которого находится в том числе и тот же Зеленогорск.
Сестрорецк сочетает в себе две казалось бы несочетаемых сущности - курорта и оборонного завода. Причём так было с самого начала и на протяжении всей его истории: моментом основания города считается 1714-й, когда Петр I приказал построить здесь летний дворец и разбить парк, а уже через семь лет рядом появился оружейный завод, корпусам которого будут посвящены следующие несколько кадров. И если сегодня курорт подзачах, а завод и вовсе остановился, благодаря чему такое соседство уже не кажется столь странным, то раньше оба они функционировали на полную мощь, обладая огромной значимостью, каждый в своей сфере.
Как это всё сочеталось представить непросто: по соседним улицам гуляли изнеженные курортники и прокопчённые рабочие. Думаю, что свои плоды это принесло: устраивать красивую жизнь богачей в изящных коттеджах, да ещё и рядом со столицей, прямо на глазах у не сильно довольного пролетариата было непредусмотрительно. В дальнейшем Сестрорецк стал одним из важнейших очагов революции.
Несмотря на широко растиражированное мнение о неприступности Невской губы Финского залива, Сестрорецку даже выпало однажды поучаствовать в военных действиях. Было это в годы Крымской войны, когда городу пришлось выдержать бомбардировку со стороны англо-французской эскадры.
В начале XX-го века у Сестрорецка была возможность разделить судьбу с большей частью Карельского перешейка и оказаться на пару десятков лет в другой стране. После присоединения Финляндии в 1808-м с лёгкой руки Александра I, желавшего задобрить новых верноподданных, вся его территория была передана в состав великого княжества Финляндского.
Подумаешь - перекинули землю между регионами в составе страны, на эти грабли Россия наступает регулярно. Но после революции Финляндия отделилась и перешеек оказался в другом государстве. К счастью, нашим правителям ещё в XIX-м веке хватило ума перекроить границы и вернуть Сестрорецк в состав Петербургской губернии. Свою роль сыграло наличие стратегического оружейного завода.
Как курорт сегодняшний Сестрорецк вполне функционирует, но не морской, а климатический. Купаться в Финском заливе в Ленобласти официально вообще почти нигде нельзя, но даже чтобы нарушить запрет Роспотребнадзора народ всё равно едет подальше - уж больно близок Сестрорецк к Петербургу.
Около дома с прошлого кадра - памятник Сергею Мосину, оружейному конструктору, создавшему знаменитую винтовку, названную в его честь. В Сестрорецке он также руководил оружейным заводом. Это голубое здание называют "домом Мосина". Предполагается, что именно здесь он и жил во время работы на Сестрорецком заводе. На нём, кстати, винтовку Мосина и производили какое-то время. В предыдущем посте про Алексин я показывал бюст Стечкина, создавшего известный пистолет. Да и Мосин в оружейной Тульской области бывал и работал. Занятные совпадения...
Памятник Сестрорецкому оружейному заводу, открытый к 275-летию основания предприятия. Состоит из бастиона, пушек и якоря:
В силу своей близости к мегаполису, сестрорецкий исторический центр сильно разбавлен постройками советского и современного периода. Из занятного - дом "на ножках", пара подобных которому есть в Москве:
Тут вообще что-то неординарное - обычный деревянный двухэтажный дом (в простонародье - барак) в 2014-м отремонтировали в стиле купеческого особняка. В нашей провинции как правило настоящие купеческие усадьбы-то сносят, а тут ровно наоборот. Респект!
Рядом с вокзалом - инфоцентр. Нечастый зверь в нашей стране, нужный как правило туристам. Жаль, был закрыт, не было возможности оценить:
В сквере за железной дорогой - памятник советскому футболисту и хоккеисту Всеволоду Боброву, прожившему молодые годы в Сестрорецке:
Неожиданная, но в то же время уже довольно известная достопримечательность Сестрорецка - один из частных коттеджей на парадном Дубковском шоссе. Он напоминает голову птицы. Фигура глаза встречается также на воротах приусадебного участка. Архитектора Бориса Левинзона уже окрестили "русским Гауди" (ну почему, блин, в нашей стране какие-то выделяющиеся объекты или личности обязательно сравниваются с чем-то западным и они не могут просто быть самими собой?).
У на редкость унылого концертного зала, больше напоминающего ангар или складской комплекс, стоит кованый дуб из Лукоморья. Взгляд на сказку Пушкина у кузнецов, подаривших инсталляцию городу, явно свой. Дуб тут угадывается очень отдалённо, конструкцию на верхушке сложно расшифровать, а кот-учёный издали и вовсе смахивает на эльфа из Гарри Поттера:
Интересно, кому в голову пришло на Рождество в качестве развлечения на массовых гуляниях устроить броски метлы в ступу? Даже фигуру Бабы Яги изготовили. Я-то не против, но у определённой части публики может бомбануть.
Как ни крути, а все дороги в курортном городе ведут в приморский парк. После неухоженного зеленогорского парка с замёрзшим морем сюда мы шли больше с экскурсионными целями - именно с высадки сотни дубов на побережье началась история парка «Дубки» и Сестрорецка в целом. Но здешний парк нас приятно удивил. Для начала, своими размерами и состоянием. До берега моря тут ещё надо дойти, и прогулка эта весьма приятна: парк такой, каким он должен быть - без шалманов, аттракционов и заборов, зато с вековыми дубами и поющими птицами.
Трансформаторные будки в «Дубках» украшены викторинами на тему местной природы. Снизу перевёрнутым шрифтом даны ответы. По-моему здорово:
В наше время в парке установили памятник Петру I в образе плотника, ведь именно по его воле появился Сестрорецк. У этой скульптуры был прообраз - памятник начала XX-го века, который смыло во время наводнения 1924-го года:
Ну а вскоре мы начали слышать всё нарастающий мерный шум. После увиденного пару часов назад замёрзшего залива в Зеленогорске мозг отказывался верить в наиболее очевидную версию, и мы гадали, электрички ли это или стройка.
Но это был шум моря. Волшебный, незабываемый плеск волн. Как в Зеленогорске был лёд до горизонта, так здесь была вода. А обманчивое солнце светило столь ярко и тепло, что о январе напоминал только холодный ветер у кромки воды.
Местных в парке было много. Они прогуливались вдоль берега медленно, степенно, словно не замечая ветра...
Вообще этот парк оказался таким, каким я всегда представлял себе побережье северного моря - благородным, красивым, холодным, но уютным. Всегда думал, что увижу нечто подобное где-нибудь в Норвегии или Голландии, а оказалось, что всё гораздо ближе, в не очень известном Сестрорецке.
Парк «Дубки» располагается на мысу, вдающемся в воды Финского залива. На самом кончике этого мыса сохранился ДОТ Карельского укрепрайона, поучаствовавший в боевых действиях Великой Отечественной. В отличие от соседнего Зеленогорска, Сестрорецк финско-немецкими войсками не занимался и находился в составе блокадного Ленинграда. В частности, из этого ДОТа отбивали атаки финских разведчиков.
Среди тихих кварталов за парком - сквер 60-летия Победы с камнем в честь его основания. Говорят, появился он здесь больше как инструмент борьбы против точечной застройки. Сестрорецк, как отдалённый и при том дорогой район Петербурга, застраивается очень бойко. Территорию исторического оружейного завода уже отдали под жилые комплексы, поэтому облик центра города мы скоро не узнаем. А вот конкретно на этом месте кто-то очень хитро предложил разбить сквер в честь 60-летия Победы. И правда: кто в наши дни осмелится такое оспорить? ЖК теперь здесь не построишь, по крайней мере десяток лет точно...
Через дорогу расположена детская библиотека им. Михалкова. Здесь тоже есть своя скульптура. Изображает она не Михалкова, как можно было бы подумать, а семерых довольно обаятельных гномов:
Там, где на исторический Сестрорецк вовсю наступает современность (а она тут тоже весьма неплоха), можно увидеть изящную деревянную беседку. Это копия исторической беседки, расположенной в курортной части города. Та хоть и пребывает в ветхом состоянии, пока ещё всё же сохранилась. Её фото и история, связанная с Шаляпиным, - во второй части. Новую же построили поближе к местам сосредоточения людей, а заодно и на случай если старая окончательно развалится:
Прямо в центре Сестрорецка - довольно мощная плотина, через которую вода из озера Разлив уходит в Водосливной канал. Это плотина, известная как плотина Гаусмана, - уже вторая в пределах прямой видимости. Правда предыдущая, Де Волана, была куда скромнее. Ограждения здесь отсутствуют, несмотря на бурлящий поток воды. Дети бегают у самой кромки:
Город, основанный Петром I на берегу моря, не может не иметь отношения к флоту. Одна из самых запоминающихся достопримечательностей Сестрорецка - макет «Потаённого судна», первой русской подлодки. Спроектирована она была сельским плотником Ефимом Никоновым в XVIII-м веке и представлена на суд лично первого императора России. К сожалению, ни одного из трёх испытаний на озере Разлив она не прошла, и её создатель был разжалован и отстранён от военно-морского дела. А идея-то была правильная...
Находящаяся здесь же Никольская часовня 2002-го года является частью мемориала и также посвящена подводникам:
Соседний Петропавловский храм 2009-го по сути новодел, причём не самый выдающийся, но уж больно хорошо он вписался в среду. Высокая церковь на берегу пруда отлично просматривается с совершенно разных точек и создаёт некую завершённость, кульминацию городского пейзажа:
Обойдя залив Разлива кругом, мы вернулись к началу маршрута - к сестрорецкой администрации. Рядом находится здание городского муниципалитета. Характерную позднесоветскую постройку венчает некая башенка, напоминающая таковые на современных католических церквях. Уж не было ли финнов среди архитекторов этого здания? Рядом - памятник токарному станку...
И рабочему Сестрорецкого завода. Образ получился характерный: мощный, брутальный, в кепке. Удивительно всё-таки, насколько близко в Сестрорецке существовали курортная и рабочая сущности. И недаром Сестрорецк стал одной из главных опор «Колыбели революции».
Наконец, здесь же - аллея 50-летия Победы с соответствующим памятным знаком, в дополнение к показанному выше скверу 60-летия Победы:
Большая прогулка по центру Сестрорецка подарила нам массу положительных впечатлений, а Сестрорецку - нашу глубокую симпатию. Казалось бы, на этом можно было поставить точку. Но в Сестрорецке ещё куча интересного! Для начала, курортная часть города, где собраны умопомрачительные модерновые дачи начала XX-го столетия. Потом грандиозный мемориальный комплекс в Разливе, где Ленин прятался от Временного правительства. Ну и множество всяких памятников, мемориалов, церквей и зданий, раскиданных по немаленькой территории города. Обо всём этом будет вторая часть рассказа.
Автор TS58

0 комментариев