Похороны Мао Цзедуна
После образования в 1949 году Китайской народной республики Мао Цзэдун до конца жизни фактически являлся лидером страны. Кроме того, политический деятель известен также как главный теоретик маоизма и создатель современного китайского государства.
Китайский диктатор Мао Цзэдун скончался 9 сентября 1976 года. Его смерть не была неожиданной. До этого он уже несколько месяцев не появлялся на публике. Во второй половине дня поступило официальное сообщение, началась траурная церемония. Она длилась девять дней. О том, что происходило между этими событиям, рассказывает Юрий Галенович в своей книге «Смерть Мао Цзэдуна»:
«В 0 часов 10 минут 9 сентября 1976 г. Мао Цзэдун умер. Седовласый, весь в белом врач вышел из спальни и сообщил членам политбюро ЦК КПК о смерти Мао Цзэдуна. Хотя морально все были готовы к этой вести, все замерли. Все демонстрировали скорбь, из глаз полились слёзы.
Затем члены политбюро вошли в комнату, где лежало тело Мао Цзэдуна. Они остановились перед ним, склонив в молчании головы. Конечно, эти опытные политики были давно готовы к уходу Мао Цзэдуна. Заранее были подготовлены и документы, определявшие церемонию прощания с усопшим вождем. Все члены руководства были давно уже нацелены на борьбу со своими политическими противниками за власть. Именно это занимало их мысли.
И всё же смерть есть смерть, и это был тягостный момент для тех, кто десятки лет следовал за Мао Цзэдуном. Естественно, возникла некая психологическая пауза. Однако она была быстро нарушена. В 3 часа ночи состоялось экстренное заседание политбюро. На повестке дня — вопрос о похоронах Мао Цзэдуна. Обсудили создание комиссии, обращение к народу, порядок прощания, порядок проведения траурного митинга. Заседание подходило к концу.
За все это время Цзян Цин (вдова Мао Цзэдуна) не проронила ни звука. Внезапно она попросила дать ей слово. Всем своим видом она подчеркивала своё особое положение. Тоном приказа она заявила: «Я считаю, что следует также обсудить вопрос о проводящемся в настоящее время массовом политическом движении; не следует сосредоточиваться только на организации похорон и пренебрегать критикой Дэн Сяопина. Судя по тому, как дело обстояло в предшествующий период, я считаю, что ЦК совершенно несерьёзно относится к вопросу о руководстве этим движением, совершенно не прилагает тут усилий!». Говоря это, она подняла голову и обвела всех присутствовавших, одного за другим, тяжёлым взглядом из-за толстых стёкол очков.»
Похороны Мао, которые были обставлены как национальная трагедия, но не слишком долго занимали умы его наследников. Еще не был решен вопрос о том, как поступить с останками - захоронить в земле, кремировать или забальзамировать, еще не отзвучали речи, посвященные погребальному ритуалу, как наследники попытались взять власть.
Как бы то ни было, но фактом является то, что авторитет Великого кормчего после его смерти не пошатнулся, а все абсурдные жестокости «культурной революции» стали ассоциироваться, главным образом, с именем его вдовы.
После смерти Великого кормчего множество женщин обратились в ЦК КПК с просьбой выдать им пособие на детей, отцом которых был Мао. Надо сказать, почти все обратившиеся пособие получили: члены Политбюро хорошо знали о привычках своего вождя. Женщины не лгали – они действительно растили детей Мао.
Падение Цзян Цин - "красной звезды" - было стремительным. Она враз потеряла все: власть, политический вес и, главное, заманчивую перспективу повторить судьбу жен императоров Китая, которые наследовали их корону, их деятельность, их культ. Поражение было тем обиднее, что переворот подавили без всякой борьбы. За арестом вдовы "красного солнышка" не последовало никаких потрясений ни в партии, ни в государстве.
В ноябре 1980 года начался процесс «банды четырех»: Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Ван Хунвэня и Яо Вэньюаня. По китайскому телевидению в течение многих недель вновь и вновь показывали документальные фильмы об ужасах «культурной революции». В прессе появились откровения когда-то обиженных Цзян Цин горничных, охранников. Были опубликованы и воспоминания доктора Ли Чжисуя.
Из них читатели узнали, что у Цзян Цин на правой ноге было шесть пальцев — существенный психологический нюанс, позволяющий многое объяснить в ее поведении с точки зрения комплекса неполноценности. Суд, впрочем, такие мелочи не интересовали. Согласно обвинению, подсудимые лично приговорили к смерти 38 тысяч человек, еще 730 тысяч китайцев в ходе «культурной революции» были безосновательно осуждены на разные сроки.
Когда судьи обвинили Цзян Цин в том, что с целью захвата власти она готовила заговор против Мао, вдова не выдержала. "Я делала только то, что говорил Председатель Мао! — кричала она в ответ на обвинения. — Я делала это из любви к Председателю. Я была его верной собакой — кусала тех, кого он приказывал кусать! "
Процесс завершился в январе 1981 года. «Банда четырех» была приговорена к смертной казни.
"Да здравствует Мао! " — единственное, что сказала Цзян Цин, выслушав приговор.
Пожизненное заключение она отбывала сначала в тюрьме, а затем в хорошо охраняемом особняке. Разрешили только встречи с дочерью. Возможно, именно она и рассказала Цзян Цин, что в стране уже открыто разрешено говорить о том, что подлинным автором кровопролитной «культурной революции» был Мао.
14 мая 1991 года вдова Мао сделала петлю из пояса халата и покончила жизнь самоубийством.
Среди ее вещей нашли короткую, как признание в любви, записку, написанную Мао незадолго до его смерти: «Я был несправедлив к тебе».
16 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена