Опасный пассажир
Мужчина в костюме занял свое место на борту «Боинга-727», заказал бурбон и содовую. Казалось бы, ничего примечательного в этом не было, но именно так начался единственный в истории коммерческой авиации США нераскрытый случай угона самолета. Обычно авиапират быстро попадает в тюрьму или на тот свет, однако почти полвека назад неизвестный просто выпрыгнул из летящего самолета с деньгами и исчез.
Прошло 47 лет, дело официально сдано в архив, но есть энтузиасты, которые считают, что расшифровали секретные послания, наконец-то докопались до правды и установили личность загадочного угонщика. «Лента.ру» изучила невероятную историю, к которой могли приложить руку американские спецслужбы.
Обычный спокойный пассажир
Около полудня 24 ноября 1971 года ничем не выделяющийся мужчина подошел к стойке авиакомпании Northwest Airlines в аэропорту Портленда в штате Орегон. За наличные деньги он купил билет на имя Дэна Купера на рейс номер 305, направляющийся в Сиэтл (штат Вашингтон). В тот раз самолет был заполнен примерно на треть: шесть членов экипажа плюс 37 пассажиров. Полет должен был занять около получаса.
Поднявшись на борт, Купер занял свое место — 18С, в конце самолета. Это был тихий мужчина в деловом костюме, белой рубашке и черном галстуке, ростом около 180 сантиметров, на вид около 45 лет — вполне типичный бизнесмен. В ожидании полета он заказал себе выпить и вроде даже закурил, а буквально через десять минут после того, как самолет оторвался от земли, передал сидевшей неподалеку бортпроводнице клочок бумаги. Та решила, что это номер телефона одинокого предпринимателя, а потому убрала ее не читая. Однако тот вновь привлек ее внимание: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».
Купер вынудил шокированную стюардессу сесть рядом, а затем приоткрыл свой портфель. В нем она увидела провода и красные блоки и убедилась: «бизнесмен» не шутит. Через нее он передал свои требования капитану самолета. Список был короткий: четыре парашюта и 200 тысяч долларов. Впрочем, он уточнил: парашюты должны быть не военными, а гражданскими, без автоматического раскрытия, а деньги — 20-долларовые купюры без отметок. А еще авиакомпания должна дозаправить самолет по прилете.
По тем временам сумма в 200 тысяч была огромной: автомобиль продавался в среднем за 3,5 тысячи, а галлон бензина стоил 36 центов. С учетом инфляции запрошенный выкуп в 2018 году составил бы немногим более 1,2 миллиона долларов. На требования Купера согласились, экипажу посоветовали выполнять все приказы злоумышленника. Кстати, бортпроводницы описывали мужчину, сразу же надевшего солнечные очки, как спокойного, вежливого и начитанного, в отличие от захватчиков «отвезите-меня-на-Кубу». По их словам, он легко узнавал местность, над которой пролетал самолет.
Купер хотел, чтобы все запрошенное уже ждало его на аэродроме, поэтому пассажирам объявили, что придется некоторое время кружить над аэропортом «из-за технической неисправности». Купюры собирали по всем банкам Сиэтла, и «Боинг» приземлился лишь через пару часов.
После приземления самолет встал на отдаленной, но освещенной части полотна. Свет внутри приглушили, шторки на окнах опустили, опасаясь снайперов. Деньги и парашюты Куперу принес сотрудник авиакомпании, и после их проверки пассажиры и две бортпроводницы были отпущены. Оставшимся террорист не давал расслабиться: с обещанной дозаправкой затянули из-за поломки, и он тут же напомнил о бомбе.
Оставшись с командиром, вторым пилотом, бортинженером и стюардессой, Купер выдвинул требования для нового полета: он хотел добраться до Мехико. Однако сделать это нужно было не как обычно, а при определенных условиях. Так, лететь следовало как можно медленнее и ниже — максимум на высоте в три тысячи метров, хотя стандартно полеты на длинные дистанции проходят примерно на 10-11 тысячах. Также он потребовал не убирать шасси, опустить закрылки на 15 градусов, и чтобы кабина не находилась под давлением. Задний трап самолета (а у «Боинга-727» он располагается под хвостом) должен был быть опущен. От последнего условия угонщика вынудили отказаться: слишком рискованным был бы взлет. Поскольку при выполнении остальных требований топлива до Мехико не хватило бы, Купер согласился сделать еще одну дозаправку в городе Рино, штат Невада.
Самолет взлетел почти в восемь вечера. Его сопровождали два военных истребителя, причем летели они над и под «Боингом»: так их было невозможно заметить из салона. После взлета Купер приказал единственной оставшейся с ним стюардессе запереться в кабине с пилотами, а затем самостоятельно опустил задний трап. К тому времени уже стемнело, лил дождь. Минут десять ничего не происходило, затем задняя часть самолета дернулась, и экипажу пришлось стабилизировать воздушное судно. Через два часа борт приземлится в Рино, его обыщут полицейские, но ни Купера, ни денег там уже, конечно, не будет.
Угонщик Шредингера
В современном мире подобная ситуация кажется абсурдом: ну как человек без документов мог купить билет на самолет, да еще и пронести бомбу в портфеле? Однако в начале 1970-х аэропорты не слишком отличались от нынешних автобусных станций: не было ни пристально следящих за всем служащих транспортной безопасности, ни вынюхивающих взрывчатку собак, ни даже рамок на входе. Постепенно охрану усиливали, но зайти внутрь мог кто угодно: к примеру, люди, пытающиеся стрельнуть у пассажиров мелочь. А сообщения о захвате самолета в той или иной стране появлялись почти ежемесячно.
Благодаря этому Дэну Куперу и удалось провернуть свой план. Кстати, в историю из-за ошибки СМИ он вошел под именем Ди Би Купер (D.B. Cooper). Оба эти имени, впрочем, оказались фальшивыми. Считается, что имя могло быть взято из комикса про канадского военного летчика.
Как бы ни звали угонщика, сразу после произошедшего на него началась настоящая охота. Ее масштабы поражали: целые районы прочесывались как с земли, так и с воздуха, проверялись все дома и квартиры, агенты ФБР даже имитировали полет самолета и скинули с него 90-килограммовый груз, изображавший преступника. Предполагаемым местом приземления преступника были окрестности озера Мервин в штате Вашингтон, однако никаких следов его присутствия там не обнаружили.
После себя мужчина оставил в самолете лишь неиспользованные парашюты, галстук с зажимом и 66 отпечатков пальцев. Однако, как выяснится через много лет, практически все они были непригодны для опознания. Впрочем, с зажима затем получат образцы ДНК, но они не совпадут ни с одним из подозреваемых. В ФБР позднее поясняли, что частички могли вообще не принадлежать угонщику: он мог одолжить галстук у кого-то или купить подержанный.
Зацепкой были и приходившие в первое время письма, якобы отправленные угонщиком в разные газеты. В них неизвестный писал, что Дэн Купер — вымышленное имя, что он жив и смог победить систему и «глупое правительство».
«Я должен был как-то применить то, чему меня научил дядя [Сэм], и вот он я — очень богатый человек», — говорилось в одном послании. Однако выяснить ничего не удалось. Отмечали и еще один момент: на фотороботах был темноволосый и темноглазый мужчина среднего возраста, а некоторые очевидцы говорили о неестественных волосах — то есть парике и даже макияже.
Первоначально спецслужбы считали, что таинственный Купер имел опыт прыжков с парашютом или был десантником. На этом строился и список подозреваемых. «Через несколько лет мы пришли к выводу, что это не так. Ни один опытный парашютист не прыгнул бы в темную-темную ночь с дождем и ветром, который бьет в лицо со скоростью 320 километров в час, в мокасинах и пальто. Это было слишком рискованно», — рассказывал агент Ларри Карр, отвечавший за это дело с 2006-го по 2016 год.
В результате в ФБР начали склоняться к версии, что угонщик не выжил при прыжке и либо разбился, либо утонул: парашютом практически невозможно было управлять, а одежда была неподходящей для грубой посадки, особенно в лесистой местности. Эта теория получила косвенное подтверждение через девять лет. В 1980 году ребенок нашел на берегу реки Колумбия пакет с полусгнившими 20-долларовыми купюрами (всего 5,8 тысячи). Следствие по серийным номерам банкнот подтвердило: это часть суммы, затребованной Купером. Остальные деньги до сих пор не обнаружены.
Сыщики-любители находили в горной местности инструкцию, в которой говорилось, как опустить задний трап «Боинга». Исследовались и обнаруженные в районе поисков Купера останки, которые в итоге признали не принадлежащими ему.
В общем и целом расследование дела под названием NORJAK (сокращенно от Northwest hijacking — «угон самолета Northwest Airlines») продолжалось до 2016 года, когда было решено сдать его в архив. Дэна Купера так и не нашли.
16 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена