«А вам зачем знать, сколько мы получали и что сделали?»
Оказывается, скандал в Свердловской области по вопросам "молодежной политики" назревал уже давно.
Чиновники деньги, выделенные для молодежи, начали делить еще полтора года назад. Похоже - успешно разделили.
Кто и как осваивал деньги на «молодежную политику». Сегодня все они выключили телефоны 03.08.2017
Осенью на Среднем Урале начнется масштабная битва за кусок бюджета в 55 миллионов рублей, пишет «URA.RU». Деньги относительно небольшие, но для ограниченного круга лиц, десятилетиями зарабатывавших на молодежной политике, существенные. Тем более что средства на жизнь уже заканчиваются, как злословят инсайдеры: иным уже не на что заправить свой любимый спортивный байк, купленный за госсчет в прежние тучные годы.
Год назад в Свердловской области началась реформа всей системы работы органов госвласти с молодежью. При этом столкнулись интересы, с одной стороны, «ветеранов», среди которых такие известные в области «студенческие лидеры», как Лейла Расулова, Елена Зверева, Игорь Родобольский, уже несколько лет успешно осваивающие бюджетные средства, с другой — «молодых специалистов» во главе с руководителем недавно созданного департамента по работе с молодежью Ольгой Глацких.
Как работа с молодежью велась, по каким принципам строилась до сих пор — точно не знает никто. Известно лишь, что в области работали и продолжают свою деятельность порядка 5 тысяч различных организаций и объединений, так или иначе задействованных в этой сфере.
Прежде всего это 4,5 тысячи зарегистрированных общественных молодежных организаций. Начиная с известного детища Владислава Крапивина, клуба «Каравелла», продолжая различными поисковыми и волонтерскими отрядами и заканчивая образованиями вроде «Музея истории школы» и «Уголка боевой славы», тоже числящихся в официальных отчетах.
Финансирование им частично шло напрямую, частично — в виде выплат педагогам за внеклассную деятельность, частично — в виде грантов. Поскольку единого источника нет, все организации имеют разную структуру и разное подчинение — невозможно даже примерно посчитать расходы бюджета на содержание этой махины.
«Если мы не понимаем, кто эта молодежь, если мы не понимаем, какие некоммерческие организации участвуют, мы не ведем реестра — как мы можем оценить эффективность освоения денежных средств? Как мы можем оценить, в том ли направлении мы идем?» — задается сейчас вопросом глава департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких.
Для координации работы всех этих организаций в области в прошлые годы было создано два бюджетных учреждения: ГУБ СО «Региональный центр патриотического воспитания», возглавляемый ветераном Афганской войны Игорем Родобольским, и ГУБ СО «Дом молодежи» под руководством бессменного комиссара региональных студотрядов Лейлы Расуловой. Кроме того, задачей этих организаций является организация различных мероприятий, деньги на которые выделяются из областного бюджета. Общий бюджет — порядка 35 миллионов рублей в год.
При этом, если Дом молодежи по этим деньгам может хотя бы формально отчитаться фестивалем «Знаменка» и организацией поездок детей на различные форумы, то чем был занят все эти годы Центр патриотического воспитания — неизвестно совсем. Его руководитель также не смог этого объяснить:
«А вам зачем знать, сколько мы получали и что сделали?» — ответил Герой России Игорь Родобольский потом начал скандалить, угрожать судом, подуспокоившись, предложил созвониться через полчаса, но так больше и не взял трубку.
Наконец, частью работы с молодежью было распределение грантов через министерство спорта, порядка 15 миллионов рублей в год. Немногие приближенные к теме тогдашние студенты до сих пор вспоминают эти организации с тоской и благодарностью:
«Получали 60 тысяч рублей ни за что, многие до сих пор не могут привыкнуть, что этого больше нет», — сетуют инсайдеры, участники тех конкурсов.
«По грантам было много вопросов. Откровенно пустые проекты их получали, а организации, занимавшиеся достойными делами, „проходили мимо“. Мы пытались поднимать эти вопросы на общественном совете, выяснить, почему так, но в министерстве эту тему в штыки воспринимали», — рассказывает член общественного совета при министерстве спорта Иван Роженцев.
Год назад из министерства с небольшим скандалом был уволен отвечавший за распределение грантов замминистра Евгений Сильчук. А с конца 2016 года функции минспорта по всей работе с молодежью были переданы специально созданному департаменту.
В общих чертах начатая новой командой и правительством области реформа выглядит следующим образом. На первом этапе, весной этого года, департамент получил функцию «главного бюджетного распорядителя» — это означает, что он сможет самостоятельно тратить деньги. На втором — был подготовлен план реорганизации бюджетных учреждений «Дом молодежи» и «Центр патриотического воспитания» в единую структуру. «Поскольку они занимаются работой с одной и той же аудиторией, то их слияние — вопрос решенный. Как быстро оно произойдет, зависит уже от юрслужб», — заявила Ольга Глацких.
Что на этот счет думают «ветераны», узнать не удалось: Елена Зверева после звонка журналиста, так и не взяв трубку, на сутки выключила телефон, Лейла Расулова несколько дней просто не отвечает на звонки. Впрочем, она написала корреспонденту во «ВКонтакте», что потеря зарплаты в качестве руководителя «Дома молодежи» для нее не является критичной.
На следующем этапе, осенью, департамент объявит конкурс грантов на следующий год уже на новых условиях. В этот раз там будет разыграно в общей сложности 21,5 миллиона рублей — в полтора раза больше. Кто именно их получит и как эти деньги будут распределяться, это в настоящее время как раз и решается. Как пояснила Ольга Глацких, сейчас идет разработка проектов.
Завершится реформа в конце года — к декабрю департамент должен представить новую стратегию работы. Места для ветеранов в этих планах не нашлось.
«Я понимаю, что у нас есть ветераны молодежной политики, как бы это смешно ни звучало — такие люди, которые на протяжении многих лет формировали эту работу. Но запросы молодежи сегодня другие,
и по всем проектам, которые департамент на сегодняшний день придумывает, начинает — мы придумываем их с молодежью. У нас даже в департаменте сегодня все сотрудники моложе 35 лет», — подчеркивает Ольга Глацких.
В конечном же счете, по ее словам, перед департаментом в настоящее время стоят две задачи. Первая — выстроить четкую иерархию взаимодействия органов власти и всех общественных организаций, а также вузов и предприятий для реализации единой стратегии работы с молодежью. Вторая — добиться результата, при котором 100% жителей области в возрасте до 25 лет станут участниками тех или иных мероприятий. Правда, реализовать эту задачу планируется до 2025 года. Но первые результаты должны быть продемонстрированы уже в ходе кампании по выборам президента в 2018 году. После этого станет понятно: занимались ли «ветераны» молодежной политики Свердловской области реальной работой или без них стало лучше.
Источник:
18 комментариев
6 лет назад
Правда на днях заявила, что работают за трехкопеечные оклады. Получается остальные деньги насосала?
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена