У меня в детстве был друг: голос Высоцкого
Что-то завораживающее было в тех стихах и песнях. Как будто я не слушал, а смотрел увлекательное кино. Я тогда по детски почувствовал, что это был голос близкого друга:
“Послушайте все - ого-го! эге-гей!-
Рассказ попугая - пирата морей!”
Не могу объяснить почему, но я очень привязался к этому голосу и к тем историям, что он рассказывал. Было ощущение, что я обрел в свою жизнь человека, который понимал меня изнутри.
Взрослые говорили уважительно и даже с благоговением: “Это Высоцкий!”
Часто его песни раздавались из окон во дворе.
Я помню, что когда мне было около 8 лет (начался второй класс) у нас дома появился портативный магнитофон “Весна” и кассета с песнями Высоцкого.
Из той кассеты, я запомнил три баллады, что совершили переворот в моем детском мироощущении:
“ЯК истребитель”
“Спасите наши души”
“Еще не вечер”
Для меня это были даже не песни, а фильмы. Я воочию видел воздушный бой ЯКа истребителя; я был тем летчиком, “что ткнулся лицом в стекло”; я был Ведомым который: “задымился, кивнул и запел: Мир вашему дому”. Я был капитаном корсара:
“Но капитан нам шлет привычный знак: еще не вечер!”
И я точно знал, что когда я вырасту, я хочу быть как герои этих песен. Я тоже хочу борт у борт становиться с фрегатом в последней и неравной дуэли.
Странно то, что на той папиной кассете, песня “Еще не вечер” обрывалась на конце пленки на словах: “Но нет, им не послать его на дно…”. Я понимал, что это не конец песни, и что самое главное осталось обрезанным. Но что там было? Спрашивал у друзей в школе, но никто не знал.
И еще, меня мучал вопрос, что же произошло с командой подводной лодки? Спаслись ли они? Прав ли был командир?
Странно, что это были взрослые стихи и песни, но я их чувствовал их и жил ими. И как и многие мои сверстники, я почти все песни знал наизусть. Среди мальчишек ходили легенды про Высоцкого. За других сказать не могу, но меня его творчество завораживало и говорило с моей душой, как никто и ничто другое.
Я прослушивал песни Высоцкого огромное количество раз и совсем не уставал от них.
Меня особенно впечатлила песня “Горизонт” с непонятным концом: “Но тормоза отказывают, Кода! Я горизонт промахиваю схода”. Я до сих пор не понимаю, что же произошло с рассказчиком, но в душу врезалось:
Меня ведь не рубли на гонку завели,
Меня просили: - Миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел там, на краю Земли?
И можно ли раздвинуть горизонты?
И я хотел жить так как он. Вот вырасту, думал, и тоже зайду на гонку. Обязательно зайду!
…
Детство проходило во дворе между двух пятиэтажек. Летом мы играли в футбол, зимой в хоккей. Во дворе на площадке с утра и до вечера резвилась детвора. А вот одной осенью двор опустел. Никого не стало на улице. Это была осень 1979 года, когда по телевизору вышла премьера “Место встречи изменить нельзя”.
Фильм смотрели семьями. Я помню, что когда Шарапова начали бить, бабушка схватилась за сердце. В конце фильма мама с бабушкой плакали, а я не понимал: “Почему? Ведь же хорошо все закончилось?”
Все были в восторге от роли Высоцкого в этом фильме. Мальчишки до одури обсуждали это кино и все конечно же мечтали, что когда вырастут, то обязательно станут как Жеглов/Высоцкий.
“Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.”
И знаете, что теперь мне кажется странным? Что фильм вовсе не детский. И творчество Высоцкого детским тоже не назовешь, но дети смотрели и слушали. Может быть мы чувствовали, что это была настоящая поэзия добра, чести и доблести?
…
Следующий год запомнился олимпийским мишкой, разноцветными олимпийскими кольцами и радостным возбуждением от грядущего праздника. Мы жили на Камчатке. Это очень далеко от центра событий. Новости до нас доходили с опозданием.
Пронесся слух, что Высоцкий умер. Помню, как отец сказал: “Совсем молодым ушел; в 42 года.” А я подумал: “разве 42 года это молодой, это же старый?”
Я помню, как в тот день тем летом взрослые включили изо всех окон его песни. Во дворе опять никто из детей не играл. Было странно и почему-то страшно.
…
Потом дома появились кассеты с концертными записями. Помните такие? Там Высоцкий много рассказывал в перерывах между песнями, а потом говорил: “Я хочу показать вам песню”. Такая фраза звучала необычно, но это была правда. Песни были как фильмы.
Меня потрясла песня “О погибшем друге”. Это было как продолжение к песням “Як истребитель” и “Песня о воздушном бое”.
“Значит один из них спасся?”- думал я. А кто же? Ведомый или ЯК?
И я не понимал почему героя “жжет память и мучает совесть? Потом понял (для себя), что наверно его друг пожертвовал своей жизнью ради товарища… Кто знает?
Странные странные песни. Волшебные, глубокие, личные. Слова друга, советчика, старшего наставника.
Летело детство. В 15 лет я влюбился в девушку первой любовью и что, как это ни странно, именно в тот период я открыл для себя новые песни Высоцкого: из кинофильма “Баллада о доблестном рыцаре Айвенго.”
И еще раз и еще раз я понял, что это близкий моей душе друг. Те новые песни …. знаете, они настолько глубокие, настолько трогательные, что я даже не могу написать про них ничего, кроме того, что слушать их было больно, яростно и сладко.
Это были личные послания того Голоса специально для меня чтобы помогать мне жить, выживать и принимать правильные решения.
Я рос. Узнавал новых людей, новые песни, новые стихи.
И вырос. И мне довелось попутешествовать, выучить английский язык и познакомиться с английской поэзией. И знаете ребята, я был потрясен однажды, услышав песню Роджера Вотерса “Мечта пулеметчика” из альбома “Final Cut” (название не переводится двумя словами). И вот в той песне смертельно раненый пулеметчик, говорит по рации своему другу последние слова. И так же как и герой песни Высоцкого, выживший друг мучается и каждый день слышит слова своего погибшего товарища заново: “Ты живи, ты дотянешь.” Один в один причем, представляете? “Ты живи, ты дотянешь!”
И когда я увидел и понял эту песню, я эмоционально постиг, что мир людей един в своей доброй и трагичной красоте. И я заревел как баба навзрыд, от полного понимания того, что это мир друзей, которых я никогда не встречал, но они везде и со мной: в стихах, в книгах, в песнях всех народов и стран.
Ну а мой самый близкий друг это голос Высоцкого и его герои.
Для меня они реальны и близки: Капитан, который говорит, что еще не вечер, Канатоходец, Парашютист, совершающий затяжной прыжок…Волк бросающийся за флажки..
Мне сейчас 48 лет и я реже слушаю музыку. Стал больше предпочитать тишину. Но когда мне “надо выбирать и выбор труден” я слушаю любимые с детства песни любимого певца и поэта. Другого у меня нет и не будет.
Gorsh3000(c)
Источник:
29 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена