Жил-был художник
«... Дома Алиса съела две тарелки пельменей, потом легла на диван и стала листать любимую старинную книжку из бумажных страниц с картинками, которые нарисовал художник Мигунов. Она всегда удивлялась, откуда художник Мигунов так хорошо знает жизнь конца двадцать первого века, если сам он жил на сто лет раньше?» (С.) Кир Булычев
Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года в семье служащего. В 1928 году поступил в школу № 12 Хамовнического района Москвы, затем вместе с наиболее успевающими учениками был переведен в Московскую Опытно-показательную школу им. Лепешинского (№ 32). После ее окончания в 1938 году учился в изостудии, работал по договорам, занимался на курсах по подготовке в ВУЗ при Московском кожевенном институте. В 1939 году поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерскую И.П.Иванова-Вано.
Во время сдачи вступительных экзаменов познакомился с А.П.Сазоновым, оказавшим большое влияние на становление Мигунова-художника и ставшего его соавтором. В конце июля 1941 года вместе со студентами и преподавателями ВГИКа Мигунов, несмотря на нездоровье, записался добровольцем в ряды Народного ополчения Ростокинского района и попал в места боев в район г. Вязьмы, откуда учащихся института к 1 сентября отозвали обратно в Москву для продолжения учебы.
Осенью 1941 года Мигунов возобновил обучение, проходил производственную практику на киностудии "Союзмультфильм" в группе И.П.Иванова-Вано (работал над политплакатом "Кухня вранья" в качестве художника-мультипликатора и декоратора). Принимал участие в эвакуации студии в Самарканд. В конце ноября вместе с институтом эвакуируется в Алма-Ату, где заканчивает обучение и в 1943 году получает из рук С.М.Эйзенштейна диплом художника-режиссера мультипликационного фильма. Дипломная работа Мигунова - разработка собственного сценария "Давайте посмеемся".
В 1943 году Мигунов возвращается в Москву и зачисляется на постоянную работу на киностудию "Союзмультфильм". Немного работает как художник-мультипликатор, около года возглавляет цех прорисовки. Как художник-постановщик первые работы делает совместно с А.П.Сазоновым - завершение картины И.П.Иванова-Вано "Краденое солнце", работа над фильмами "Зимняя сказка" И.П.Иванова-Вано, "Пропавшая грамота" сестер Брумберг, "Песенка радости" М.С.Пащенко (первый советский рисованный фильм, награжденный на международном фестивале).
С 1946 года Мигунов работает самостоятельно. Сотрудничает с режиссерами В.Г.Сутеевым ("Веселый огород"), Б.П.Дежкиным и Г.Ф.Филипповым (типажи к фильмам "Слон и муравей" без указания в титрах и "Кто первый?"), А.В.Ивановым ("Квартет", "Чемпион", "Полкан и Шавка", "Дедушка и внучек", "Трубка и медведь"), Л.А.Амальриком и В.И.Полковниковым ("Волшебный магазин"), М.С.Пащенко ("Когда зажигаются елки", совместно с В.Д.Дегтяревым, "Лесные путешественники"), И.П.Ивановым-Вано (короткометражный фильм "Песня о дружбе").
Процесс производства фильма «КАРАНДАШ И КЛЯКСА - ВЕСЕЛЫЕ ОХОТНИКИ» (1954г.) (Евгений Тихонович в центре)
С 1953 года перешел к самостоятельной режиссерской работе. Стоял у истоков возобновления производства кукольных фильмов (режиссерский дебют - "Карандаш и Клякса - веселые охотники"). Во всех своих режиссерских работах выполнял функции художника-постановщика, а часто - и сценариста. Картина "Карандаш и Клякса..." фактически явилась первым в истории "Союзмультфильма" авторским фильмом.
Снял рисованные ленты "Это что за птица?", "Знакомые картинки" (с участием Аркадия Райкина), "Ровно в три пятнадцать..." (совместно с Б.П.Дежкиным).
Снимался в эпизодических ролях в кино, создавал титры и оформление ряда игровых фильмов. В самом начале работы над фильмом "Маяковский - по бюрократам" (в ноябре 1960 года) был уволен со студии по причине "невозможности дальнейшего использования" (фактически - из-за кризиса отношений с начальником сценарного отдела Н.И.Родионовым и директором-временщиком К.П.Фроловым) и вынужден был прекратить работу в мультипликации.
По некоторым данным, в 1963 году участвовал в создании одного из номеров киножурнала "Фитиль". Периодически оформлял журнал «Советский экран».
С 1961 по 1966 год работал по договору в редакции журнала "Крокодил", редактировал серию брошюр "Библиотека Крокодила", разработав стилистику ее типового оформления, макетировал и оформлял журнальные рубрики, вскоре стал выступать как карикатурист, в этом качестве сотрудничал с журналом вплоть до 1987 года. С 1953 года работал в детской книге (не считая совместного с А.П.Сазоновым участия в оформлении первого сборника сценариев «Фильмы-сказки» в 1950 году), со второй половины 1950-х до конца 1970-х годов - в журнале "Веселые картинки".
С начала 1960-х годов - карикатурист и оформитель в "Литературной газете" а также газетах "Правда", "Советская культура", "Вечерняя Москва" и других.
20 апреля 1961 года в «Крокодиле», появилась одна из самых известных сатирических работ Мигунова:
Принимал участие в иллюстрировании детских журналов "Мурзилка", "Пионер", некоторых сборников и др. В детской журнальной графике создавал рисунки к произведениям Ш.Перро, С.Михалкова, В.Драгунского, Л.Лагина, Г.Цыферова и других, часто обращался к форме комикса ("рассказа в картинках"), для «Веселых картинок» сделал большое количество красочных обложек-«массовок» с изображением героев «Клуба веселых человечков».
Занимался оформлением обложек детских грампластинок фирмы «Мелодия».
Сотрудничал с издательствами "Малыш", "Детгиз" ("Детская литература"), "Молодая гвардия", "Московский рабочий", "Искусство" и прочими. В 1966 году перенес тяжелую операцию (ампутация ноги), после чего полностью перешел к договорной работе на дому.
Среди авторов, чьи книги иллюстрировал Мигунов, - Н.Носов, Е.Пермяк, В.Маяковский, Э.Мошковская, А.Шманкевич, Ю.Третьяков, С.Медынский, Г.Мамлин, М.Тарловский, Ю.Качаев, В.Лифшиц, Э.Руссо, Э.Киселева, М.Разумневич, Б.Шаховский, А.Мартынов, Н.Лесков.
Наибольшую популярность имеют иллюстрации Мигунова к произведениям А. и Б.Стругацких ("Понедельник начинается в субботу", "Сказка о Тройке", "Парень из преисподней"), Е.Велтистова ("Электроник - мальчик из чемодана", "Рэсси - неуловимый друг", "Победитель невозможного", "Новые приключения Электроника", «Золотые весла времени, или Уйди-уйди»), Кира Булычева ("Девочка с Земли", "Сто лет тому вперед" и др.), Ф.Кривина (сборники "Вещие вещи", "Вокруг капусты", "Полусказки", "Калейдоскоп", «Карманная школа»).
В серии "Библиотека Крокодила" Мигуновым были оформлены сборники Н.Старшинова, А.Раскина, М.Владимова, В.Масса, А.Карасева и С.Ревзина, С.Швецова и др.
В плакате, карикатуре, иллюстрации и др. областях творчества Мигунов часто применял коллажирование, аппликацию и другие нестандартные технологии. Многие детские книги, журнальные иллюстрации и плакаты Мигунов снабжал собственными стихотворными текстами ("0:0", "Зимние забавы", "Почему утенок гадкий?" и другие). Неоднократно выступал как оформитель книжных обложек («Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова, «Рисованный и кукольный фильм» С.Гинзбурга).
Мигунов создал известные детские диафильмы: "Чиполлино" (в двух частях), "Дядя Степа", "Дядя Степа - милиционер", "Мель-карамель", "Красная Шапочка", "Три поросенка", "Мое сочинение", "Робот, которому захотелось спать", "Почтальон и поросенок", "Птичий рынок" ("Смешинка №4") и другие.
Самостоятельно перерабатывал и дописывал сценарии четырехчастного диафильма по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города" (выпущено две серии из четырех: "Элли спасает Страшилу" и "Злая волшебница Бастинда").
В диафильме "Леса-чудеса" вновь применил коллажирование с использованием необычных фактур, диафильмы "Ищи ветра в поле" и "Три медведя" выполнил в технике полуобъемной (барельефной) иллюстрации с применением специального освещения. Участвовал в создании серии диафильмов "Мурашкина геометрия".
Мигунов - автор ряда шаржей и художественных поздравлений к юбилеям деятелей искусства, друзей, коллег, близких, к иным праздничным датам. На "Союзмультфильме" успешно оформлял праздничные интерьеры студии и Дома Кино, уличные демонстрации, прославился как мастер розыгрыша.
Е.Т.Мигунов был награжден орденом Отечественной войны II-й степени, медалями и нагрудными знаками: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "В память 800-летия Москвы", «70 лет Вооруженных сил СССР", "Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Народное Ополчение Москвы 1941 г.", "50 лет победы в Великой Отечественной войне" и другими.
Выступал в прессе с материалами, посвященными одноклассникам по школе МОПШК и однополчанам-сокурсникам.
В 1983 году Мигунов отмечен Золотой медалью за участие в международной выставке "Сатира в борьбе за мир". В 1987 году состоялась персональная выставка работ Е.Т.Мигунова в фойе кинотеатра "Фитиль", тогда же вышел его авторский сборник в серии "Мастера советской карикатуры".
В 1990-е годы был занят работой по иллюстрированию нескольких серийных изданий произведений Кира Булычева для издательств "Культура", "Хронос", "Армада". Всего Мигуновым проиллюстрировано около 26 повестей из цикла о приключениях девочки Алисы (не считая рассказов), сборники рассказов из серии "Великий Гусляр", а также восемь самостоятельных повестей и подборка стихотворений Кира Булычева. Для издательства "Армада" Мигунов иллюстрировал также произведения А.Саломатова.
Мигунов был инициатором нескольких произведений Булычева ("Гость в кувшине", "Алиса в Гусляре") и его имя даже упоминается не только в предисловиях, но и в текстах фантастических повестей. Остались неизданными иллюстрации Мигунова к "Сказке о курносом слоненке" Э.Фауса и задуманная им детская книжка «Забавный алфавит».
С 1999 года осуществляется фрагментарная публикация воспоминаний Е.Т.Мигунова и отрывков из его эссе об эстетике условных искусств. В основном публикуемые фрагменты относятся к работе Мигунова в анимационном кино. Они изданы в Каталогах-альманахах Тарусского (с 2002 года - Суздальского) Открытого российского фестиваля анимационного кино, в журналах "Кинограф", "Киноведческие записки" и некоторых других.
Тем не менее большая часть мемуарных записей, которые Мигунов вел в тетрадях под общим названием "О, об и про..." в 1979-2000 годах, (с литературными "портретами" кинематографистов, карикатуристов, актеров, писателей и других замечательных людей) остаются неопубликованными, как и его эссе о карикатуре ("Рисованное лекарство"), шарже ("Портреты в квадрате"), анимационном кино ("Где живет Баба-Яга?"), вопросах иллюстрирования фантастики, юмористической литературы и прочем. Всего же литературное наследие Мигунова занимает более 35 тетрадей "О, об и про..." (не считая отдельных эссе, перепечатанных автором, сценарных разработок, дневников, переписки и беллетристики - шуточных стихотворений и прозаических текстов).
С 1999 года Мигунов после нескольких инсультов был лишен возможности продолжения работы. Незадолго до этого он готовился к иллюстрированию произведений И.Ильфа и Е.Петрова ("Двенадцать стульев" и "Золотой теленок") и М.Булгакова ("Мастер и Маргарита").
Скончался 1 января 2004 года. Прах Е.Т.Мигунова похоронен на Миусском кладбище Москвы.
Лучшие работы — иллюстрации к книгам:
Кир Булычёв — Миллион приключений
Кир Булычёв — Девочка с Земли '1974
Кир Булычёв — Сто лет тому вперёд '1978
Кир Булычёв — Война с лилипутами '1995
Юрий Третьяков — Начало рыбачьего патруля '1962
Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана '1964
Евгений Велтистов — Рэсси — неуловимый друг '1971
Евгений Велтистов — Победитель невозможного '1975
Евгений Велтистов — Приключения Электроника '1983
Евгений Велтистов — Новые приключения Электроника '1989
Евгений Велтистов — Золотые весла времени, или Уйди-уйди
Евгений Велтистов — Глоток Солнца. Записки программиста Марта Снегова '1967
Аркадий и Борис Стругацкие — Понедельник начинается в субботу '1979
Аркадий и Борис Стругацкие — Парень из преисподней '1979
Аркадий и Борис Стругацкие — Сказка о Тройке
Феликс Кривин — Калейдоскоп '1965
Феликс Кривин — Вещие вещи
Феликс Кривин — Вокруг капусты
Феликс Кривин — Полусказки
Феликс Кривин — Карманная школа
Владимир Разумневич — Пароль «Стрекоза»
Владимир Разумневич — Про нашу Наташу
Владимир Разумневич — Истории про Власа — лентяя и лоботряса
Антон Мартынов — Здравствуй, мастер! '1989
диафильмы:
Чиполлино (в двух частях)
Дядя Стёпа
Дядя Стёпа — милиционер
Мель-карамель
Красная Шапочка
Три поросенка
Мое сочинение
Робот, которому захотелось спать
Почтальон и поросенок
Птичий рынок (Смешинка №4)
Леса-чудеса
Ищи ветра в поле
Три медведя
Мурашкина геометрия
Ну и напоследок - вкусненькое:
Использованы:
https://yandex.ru/search/?lr=11091&clid=2247
https://old-crocodile.livejournal.com/22907.html
https://picturehistory.livejournal.com/1759579.html
личный архив
51 комментарий
6 лет назад
В принципе, можно серию таких постов пилить, например: Юрий Георгиевич Макаров. Тоже нифига себе объемы творчества.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена