Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)
Фотоальбом Спальня Екатерины II. Ныне не существующий интерьер, на плане 50
Его сооружение было закончено архитектором Ч. Камероном… Проект Опочивальни, выполненный Камероном, Екатерина также предпочла фельтеновскому, для которого уже была сделана модель. Отделка Опочивальни началась в декабре 1781 года и закончилась в феврале 1783.
До настоящего времени у исследователей нет единого мнения об авторстве интерьера Опочивальни императрицы. Аналогичным было убранство несохранившихся Синего кабинета (Табакерки) и Зеркального кабинета. Архивные свидетельства в пользу того, что автором этих интерьеров был Чарльз Камерон, не бесспорны. Оригинальность и цельность декоративного убранства, творческая манера и стилистические особенности говорят о том, что здесь работал блестящий профессионал. Эти работы могли выполняться Ю. Фельтеном в соавторстве с И. Нееловым.
Ряд связанных с ними документов относится к периоду, предшествующему приезду в Петербург Чарльза Камерона. Так, например, до 1941 года в Екатерининском дворце-музее сохраняли модели: «7.) бывшему дивану государыни серебряной фольги; 8.) неизвестной комнате под красным лаком с золотыми орнаментами и колоннами; 9.) неизвестной же комнате под палевым лаком с золотыми орнаментами, голубыми колоннами и зеркалами». Рабочие записи свидетельствуют, что по чертежам и моделям исполнялось: «золочение подле Опочивальни Ея Величества в покое, который называется Диван, обойных брусков, золота матового 14 книжек». Эти работы выполнялись за 3 года до приезда Камерона в Царское Село.
Несколько позже последовало распоряжение «при строющемся новом флигеле, где была Парадная лестница [… ] отделать Зеркальный кабинет. [… ] потребны вместо рам резные пальмовые деревья, которые должны быть серебрены, а потом зеленою краскою прикрыты [… ] Арх. И. Неелов, октября 11 дня 1779 году. Этих деревьев необходимо сделать 31 по чертежу деланному архитектором; эту работу в одном кабинете к построенным зеркалам из самой лучшей липы по чертежу делает наподобие пальмовых дерев резные рамы мастер Франц Брилло»; также «[...] потребно для делания в опочивальне алькова, для подготовки в диван под серебряные обои липовых досок (в Табакерку. — Л. Б.). Арх. И. Неелов, ноября 9 дня 1779 г.».
Имя Камерона впервые упоминается в переписке Екатерины II с ее постоянным корреспондентом бароном Мельхиором Гриммом 23 августа 1779 года. Осенью того же года шотландский архитектор появился в Царском Селе.
Зубовский флигель, опочивальня Екатерины II. Автохром А. Зееста, 1917. Коллекция гМЗ Царское Село
Опочивальня невелика, в ней как бы две части — большая с камином и диваном и меньшая — с альковом. Здесь Камерон впервые так широко использовал стекло. Лиловое и молочно-белое для облицовки стен, плафонов, колонок, для создания совсем особенного интерьера. Он добился исключительного эффекта.
Стены, двери, падуги к потолок сплошь облицованы тонкими пластинами молочно-белого полированною стекла. Пластины разного размера: совсем маленькие между колонок, большие в бронзовых золоченых рамах над зеркалами, на панелях и на потолке. На стекле — маленькие позолоченные розетки — декоративные шляпки так называемых «римских» гвоздей, которыми через специально просверленные отверстия крепились пластины.
На белом фоне стен резко выделяются сдвоенные лиловые тонкие стройные стеклянные колонки с бронзовыми позолоченными базами и капителями. Таких колонок удлиненных пропорций тридцать девять, изнутри они были посеребрены, чтобы лиловое стекло, или «аметистовое», как писали в XVIII веке, переливалось, искрилось. Такое же стекло было на плафоне, на камине и на дверях. Стекла крепили очень осторожно, подкладывая белую фланель, чтобы белизна молочного стекла стала еще интенсивнее.
Поверх белых стекол стены украсили удивительные по тонкости исполнения, нежнейшие накладные золоченые арабески из бронзы. Особо выгнутые стекла для облицовки падуги и стекла для облицовки стен изготовили и отполировали русские мастера на Петербургском стекольном заводе в Озерках,— он славился отменным качеством работ, считавшемся одним из лучших в Европе. Стекла привозили в Царское Село большими одинаковыми пластинами и здесь уже разрезали по указанию Камерона.
Зеркала и стекла для плафонов изготовили на Петербургской зеркальной фабрике. На консоли у зеркала модель скипетра, вырезанного из слоновой кости в 1789 году в Петербурге.
Опочивальню императрицы украшал камин белого мрамора. На камине эмалевая миниатюра, изображающая Екатерину II, в бронзовой рамке, на которой вычеканены даты наиболее крупных событий ее царствования. Камин украшали часы, изготовленные в 1792 году в Париже мастером П.-М. Баранкуром (в настоящее время находятся в собрании музея-заповедника), а стены — четыре бра золоченой бронзы на две свечи, исполненные во Франции в 1770-х годах (утрачены в годы Великой Отечественной войны).
Высокая панель, облицованная белым и лиловым стеклом, служила опорой для колонок, сдвоенные колонки чередуются с зеркалами. Широкий фриз и падугу украсили бронзовые позолоченные гирлянды.
В Опочивальне два плафона, большой и малый — над альковом. Плафоны тоже стеклянные, облицовка потолка была сделана из зеркальных и лиловых стекол. Отделка и мебель из стекла свидетельствовали о фантазии и чрезвычайной смелости Камерона.
Кроме того, он применил здесь, тоже впервые в интерьерах дворца, тончайшие работы Веджвуда, которые очень любил, в ту пору они были характерны для убранства английских дворцов. Интерьер Опочивальни украсили двадцать девять произведений Веджвуда. Это необычайно интересная коллекция. Все они с голубым фоном. На первый взгляд это кажется странным, так как Веджвуд изготовлял фаянсовую массу фиолетового цвета, а в Опочивальне колонны лиловые. Но, по-видимому, Камерон выбрал диски именно с голубым фоном. Он помещает их на фоне белого стекла так, чтобы они лучше выделялись, сразу обращали на себя внимание. Сюжеты барельефов разнообразны: на дверями в Серебряный кабинет и Табакерку — «Аполлон и музы» и «Музы»; над камином и на противоположной стене — «Танцующие менады», в алькове — «Жертвоприношение Бахусу» и «Вакханки».
Шесть больших круглых медальонов, «диски для большого холла», как они значатся в каталоге Веджвуда, украсили стены Опочивальни над узкими зеркалами. Все они выполнены по моделям английского скульптора Д. Флаксмана. Одна — «Фаэтон» работы Стуббса — находилась меж окон.
Пятнадцать маленьких медальонов Веджвуда украсили камин. В Англии диски обычно украшали фриз камина, а Камерон расположил их «вокруг комелька», отверстия очага, притом на фоне золоченой бронзы. Сюжеты у них античные: «Геркулес», «Медея», «Диомед», «Филея соф», «Диана», «Ганимед», «Весталка», «Эскулап», «Музы», «Изобилие», «Жертвоприношение», «Читающий философ».
Все эти произведения Веджвуда были приобретены в 1780—1781 годах. В отчете Конторы Царского Села сообщается, что «за барилиевы (барельефы) из аглицкого фарфора во вкусе антика» заплатили 1760 рублей. Цены за каждый диси проставлены отдельно. Скорее всего, они приобретались не сразу. Несомненно одно — Камерон выбирал их сам, а некоторые, может быть, заказывал специально.
Скорее всего, эти произведения покупали через английских купцов, торговавших с Россией. Один из них Кannep, в переписке с Веджвудом упомянул заказ «художника на службе двора», другой, Оксфорд, писал Веджвуду, что он «старается представить несколько новоримских барельефов в Царском Селе» и надеется в этом преуспеть.
В 1781 году несколько дисков Веджвуда продал в Петербург купец N. Как установила английский искусствовед Алиса Келли, это был Георг Нейнберг из Корнхилла. Ниже удалось разыскать в реестре купца Оксфорда наименования дисков для Опочивальни — «Жертвоприношение Бахусу», «Аполлон и музы» и «Фаэтон».
Отделка комнаты отличается характерной для классической архитектуры симметрией — орнамент, расположение зеркал и пр. повторяются в трактовке противоположных стен. Строгий рисунок плафона повторен в рисунке паркета, набранного из клена, амаранта, красного дерева и груши.
Опочивальня совсем невелика, но казалась несколько больше — зеркала словно раздвигали стены. Особенно эффектной она была вечером, когда зажигали свечи, в люстрах-фонариках играли, переливались хрустальные бусы и гирлянды из хрустальных «слезок».
Строгая симметрия, изящество, тонкость и изысканность, цветное стекло и матовые барельефы Веджвуда — вот характерные особенности этого удивительного интерьера Камерона.
Мебель для Опочивальни была изготовлена из дуба и индейского дерева» с накладками из золоченой бронзы, мрамора и стекла.
На некоторых фотографиях интерьера, мы можем видеть уникальный перламутровый стол, стоявший в спальне Екатерины:
Уникальный столик, вся поверхность которого облицована пластинами перламутра, а набор на крышке в виде розы и меандра выполнен из панциря черепахи, повторяет европейский тип стола для карточных игр. Отличие заключается не только в необычном для европейской мебели оформлении, указывающем на неординарность изделия, но и в том, что внутренняя сторона, обычно обтянутая сукном и предназначенная для игры, также полностью покрыта перламутром. За этим столом не предполагалось вести карточные игры.
Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата — дорогой подарок, предназначавшийся монаршей персоне. Дворцовая легенда называя этот предмет «старой константинопольской работой» объясняет его появление в Царском Селе как подарок Екатерине II от турецкого султана.
Роза на столешнице — не просто декоративный мотив, а символ, который был понятен и европейцам. Ж. Делиль с своей знаменитой, многократно цитируемой уже современниками поэме «Сады» писал:
«Киоски их (красавиц) манят, иль рощицы прельщают;
Лес розовых кустов у входа в грот возрос;
Везде, всегда цветы: восток есть царство роз»
Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата — дорогой подарок, предназначавшийся монаршей персоне. Дворцовая легенда называя этот предмет «старой константинопольской работой» объясняет его появление в Царском Селе как подарок Екатерине II от турецкого султаны.
Документов о происхождении перламутрового столика обнаружить не удалось, однако известны свидетельства о подарках, которые готовил русский двор в ответ на поднесенные дары. Так, в 1792 году придворному художнику Г.Козлову был заказан рисунок «вышивок для подарка в Турцию» и два рисунка пером «для сына турецкого султана». Также в перечне значились рисунок турецкой крепости, три рисунка церкви Св. Софии в Константинополе, 3 цветных рисунка мечетей турецких с планами, табакерки с бриллиантами, золотые часы и другие ювелиизделия, отправленные в 1780-1790-х годах в Царицын для подарков.
Д.Григорович, следуя традиционной легенде, отмечает столик как «старую константинопольскую работу". (Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. 1762-1796).
Кровать, которая помещалась в глубине комнаты, за зеркалом, не сохранилась — супруга императора Александра II, Мария Александровна, которая занимала в середине XIX в. комнаты Екатерины I, парадную опочивальню Екатерины II использовала как гостиную, а свою спальню разместила в Уборной Екатерины, декорированной живописными медальонами.
1782. Решетка к межоконному зеркалу. Россия. Санкт-Петербург. По рисунку Г. И. Козлова. Мастер Роман Гнидин, мастера Тульского ружейного завода. Сталь, бронза; ковка, полирование, синий лак (под воронение), литье, чеканка, золочение. 90 х 163 х 31. Подробнее
Решетки апартаментов Екатерины II более строги, чем в аппартаментах Павла Петровича: гладкие стойки вверху украшены акантом, а в нижней части — розетками и жемчужником.
К сожалению, за исключением нескольких фрагментов отделки, от интерьера ничего не сохранилось. Фашисты разбили и разграбили Опочивальню. Ныне она не существует.
39 комментариев
6 лет назад
Почему не могут этих "девушек на вечер" убрать??!!..
Кто сайтом командует??
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена