Достопочтенные господа журавли
Они гораздо ближе к коростелям, лысухам и дрофам, чем к аистам, хотя сходу и не скажешь. Длинные ноги? Имеются. Длинная шея? На месте. Вытянутый клюв? «Виновны» по всем пунктам. Только скреститься не получится никак. Различий между двумя видами тоже немало, но тут уже надо смотреть внимательней.
Журавли гнездятся только на болотах и только на земле, аисты не против любых водоемов и строят гнезда на деревьях. Пронзительное журавлиное курлыканье известно по всему миру, аисты предпочитают выразительно молчать. Журавли летают клином, аисты — беспорядочно, журавли танцуют, аисты — нет. Наконец, в журавлей превращаются погибшие солдаты, а аисты приносят детей, хотя это уже из области фольклора.
Всего журавлей насчитывается пятнадцать видов, причем половина из них занесена в Красную книгу. Зато в целом семейство неплохо устроилось, расселившись почти по всей планете за исключением Южной Америки и Антарктиды.
Журавлей условно делят на три группы по размеру. Самые крупные — японский, индийский, австралийский, американский и серёжчатый журавли, средние — серые, канадские, черношейные, даурские и стерхи. Небольшие — красавки, райские, черные, венценосные и восточные венценосные. Любопытно, что некоторые виды журавлей практически идентичны, даже если обитают на разных континентах.
Наш родной серый журавль чуть крупнее канадского собрата, но в остальном они почти не отличаются. Обоих венценосных можно различить лишь по оттенку окраски, а индийский настолько похож на австралийского, что их долгое время считали одним видом. Они же, кстати, носят гордое звание самых высоких летающих птиц в мире.
Рост индийского журавля достигает 180 сантиметров (при этом вес — лишь около 7 кг) с размахом крыльев в 2,5 метра. Красавка, самый маленький представитель семейства, в два раза меньше — 90 см в высоту. Они же, кстати, единственные из всех других видов, не зацикленные на болотах и отдающие предпочтение степям.
С невероятной красотой и грацией журавлей сложно поспорить, но «в быту» эти длинноногие птицы не отличаются изысканными вкусами. Для начала, болота — это не самые романтические территории, а именно на них обитает подавляющее число журавлей.
Может, они придерживаются какой-то особой диеты? Нет, разве что хорошо знакомого принципа: «Все полезно, что в клюв полезло». Клубни и стебли водных растений, насекомые и черви, корнеплоды, ягоды, лягушки, ящерицы, мыши, ракообразные, рыба — все, что может предложить щедрое болото, исчезает в прожорливых желудках прекрасных птиц.
Если рядом с гнездованием находятся засеянные поля, стоит присмотреть за зерном, а то журавли с удовольствием «уберут» часть урожая, невзирая ни на какие пугала. Подобная наглость удивительным образом сочетается в них с пугливостью и осторожностью — в поле наведываются, но только до появления людей.
Еще одна противоречивая особенность — социальные навыки. С одной стороны, журавль кажется общественной птицей высшего порядка, на это намекает и продвинутый «язык», состоящий из курлыканья различной громкости и тонов, и огромные стаи, доходящие иногда до 10 тысяч особей, и потрясающие брачные танцы.
С другой стороны, как только журавль заводит семью и строит гнездо, он тут же превращается в законченного индивидуалиста, способного терпеть лишь полового партнера и птенцов. Самцы, охраняющие территорию, кидаются не только на конкурентов из своего вида, но и на дроф, гусей, уток и вообще кого угодно, пересекшего невидимую черту журавлиной границы.
Конечно, подобное поведение зависит от конкретного вида, те же серые журавли значительно менее конфликтны, чем все остальные. Зато канадский и японские виды с отчаянной храбростью атакуют хищников, ошеломляя их криками и хлопаньем огромных крыльев. Такой вот символ мира: шумный, прожорливый, перепачканный в болотной тине и местами не в меру агрессивный.
Впрочем, чтобы испортить себе репутацию у людей, журавли должны были бы «постараться» значительно сильнее. Нельзя сказать, что сегодня они бешено популярны, но если о них вспоминают, то только с нежностью и теплом. В России образ журавля всегда был романтичным и таинственным, ему посвящали стихи Фет, Блок, Есенин, Рубцов, а в древности этих птиц ценили как символ удачи и хорошего урожая.
В Европе геральдический журавль со змеей в клюве был символом отваги, борьбы со злом, очищения. Журавль с камнем в клюве или лапе — разумная осторожность, «золотое молчание», бдительность. В древней Греции журавлей почитали как спутников Аполлона, Гермеса и Деметры, наделяли исключительно благородным и милосердным характером. В одной легенде, правда, в журавля превратили некую возгордившуюся барышню Герану, но это скорее исключение из правил.
В Китае журавли перевозили по воздуху святых и праведников, считались посланцами богов и символом долголетия. Естественно, особенно ценились белые журавли, хотя и черных тоже уважали. В даосизме восемь легендарных «бессмертных» героев прочно связаны с журавлями.
В Японии изящных птиц почитают за священных чуть ли ни по сей день, едва не истребив подчистую пару веков назад. К ним обращаются не иначе как «достопочтенные господа журавли». В Индии с журавлиной головой изображалась Багаламукхи, избавляющая от негативных мыслей, гнева, депрессии, дарующая железную логику и ораторское искусство. Наконец, журавль был тотемом множества североамериканских, канадских и сибирских племен, а также любимцем египетских фараонов.
Учитывая привередливость журавлей в выборе мест обитания, сокращение популяции половины видов вполне ожидаемо. Это только кажется, что болота легко возникают и разрастаются, на самом деле уничтожить их гораздо легче. Но если мы и осушаем некоторые исконные журавлиные территории, то, по крайней мере, не трогаем самих птиц, а некоторым даже содействуем в выживании.
Выращивать редкие виды журавлей — занятие, мягко говоря, не из простых. Проблема в том, что они слишком умные и склонны крепко привязываться к своим воспитателям. Пытаясь отучить журавлят следовать за людьми, орнитологи даже переодеваются в костюмы журавлей и имитируют их крики с помощью заранее заготовленных записей.
Другая беда возникла уже с оперившимися птенцами: они слишком редко выживали во время первых дальних перелетов. Соответственно, было решено направлять их на место зимовки с помощью человека на мотодельтаплане, также «загримированного» под лидера стаи.
Эту технику разработали американцы, затем переняли и российские орнитологи. Работает с переменным успехом, хоть и лучше, чем стандартный выпуск птиц. Может показаться, что вести за собой журавлей на дельтаплане — чересчур специфическое занятие, но почему бы и нет? Журавли радовали человечество сотни лет, самое время и нам в кои-то веки помочь им.
Источник:
24 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена