Эль Сид Кампеадор
Междоусобная война
В легендарной «Песне о моем Сиде» говорится, что будущий герой Кастилии, а потом и всей Испании, происходил из дворянского рода. По одной из версий, его предок занимал высокую должность судьи. Дело в том, что в Кастилии существовала давняя традиция – все спорные моменты в жизни граждан решали два судьи. Соответственно, занять такую должность мог только знатный и уважаемый человек. Отец де Вивара Диего Лаинес всю свою жизнь посвятил охране границ Кастилии и Навары от набегов мавров.
Благодаря высокому социальному статусу Родриго был вхож в кастильский двор и получил образование в монастыре San Pedro de Cardena. После смерти отца воспитывался при дворе Фернандо I, а его лучшим другом стал старший сын короля – Санчо. В монастыре Родриго научили читать и писать. Причем последнее доказано, поскольку сохранилась подпись Эль Сида.
В 1065 году, когда умер король Кастилии Фердинанд I, королевство оказалось в пучине междоусобной войны. Дело в том, что Фердинанд I поделил обширные земли между тремя сыновьями. Сама Кастилия отошла к старшему – Санчо, Леон достался среднему – Альфонсо. Ну а младший, Гарсия, получил в свои владения Галисию.
В разгоревшемся конфликте успех сопутствовал Санчо II. Именно на стороне этого короля и воевал Родриго. Известность он получил благодаря храбрости и героизму во время многочисленных битв. В одной из них Эль Сид не просто разгромил армию неприятеля, но еще взял в плен короля Альфонсо. Благодаря этому Санчо II сумел взять под свой контроль земли, принадлежащие родственнику. По одной из версий, именно за этот подвиг Родриго получил прозвище Кампеадор. Это слово можно перевести как «рыцарь», «великий воин».
Но противостояние на этом не закончилось. В 1072 году Санчо II повел свои войска к городу Самора, в котором спряталась его сестра Уррака. Она помогла Альфонсо сбежать из плена и укрыться у эмира Мамуну в Толедо. Конечно, Санчо посчитал это предательством и решил расправиться с коварной родственницей. Жители Саморы героически держали оборону, хотя сил оставалось все меньше. И когда казалось, что город вот-вот падет, Санчо II погиб. Его убил лазутчик Велидо Альфонсо, который сыграл роль перебежчика и сумел таким образом проникнуть в лагерь короля Кастилии и Леона. После гибели Санчо на трон взошел Альфонсо VI.
Противостояние с Альфонсо
Став полноправным правителем обширных земель, Альфонсо VI повел себя мудро. Первым делом помирился с Родриго. Он не хотел обрести кровного врага в лице столь прославленного и уважаемого воина. Правда, по одной из легенд, Эль Сид потребовал от новоиспеченного короля поклясться в том, что тот непричастен к убийству брата. Впервые этот эпизод всплыл в середине 30-х годов 13-го века. Однако многие историки считают его авторским вымыслом, поскольку никаких документов, подтверждающих клятву, не сохранилось.
По большом счету, правда это или нет - неважно. Главное, Родриго Диас де Вивар встал во главе всей армии Кастилии. А затем женился на родственнице короля Химене Диас.
В те неспокойные времена правители раздробленной Испании не прекращали междоусобные войны. Причем ради победы или финансовой выгоды они не гнушались даже заключением краткосрочных союзов с главными врагами – маврами. Именно из-за такой стычки и пострадал Эль Сид. Объединившись с эмиром Севильи Аль Мутамидом, который, к слову, был союзником Кастилии, он в «чистом поле» сошелся с войском Абдуллы, правителя Гранады. Тот бой закончился победой Родриго и Аль Мутмида. Но радость от победы испортил один факт. Оказалось, в войске Абдуллы обнаружился граф Гарсия Ордоньес, находившийся под покровительством Альфонсо VI. Этот граф был взят в плен Родриго. А после этого Эль Сид еще опустошил земли Толедо, которые также находились под протекторатом короля Кастилии.
Надо сказать, Альфонсо VI довольно холодно относился к успешному полководцу. Мудрость, проявленная в начале, уступила место зависти и боязни потерять трон. Ведь Эль Сид был очень популярен в армии и в народе. Поэтому пленение Ордоньеса и налет на Толедо Альфонсо использовал с максимальной для себя выгодой. Эль Сид попал в опалу и в 1080 году был вынужден покинуть Кастилию.
Оказавшись ненужным Альфонсо, Родриго начал активный поиск нового столь же сильно и влиятельного покровителя. Первым делом он предложил помощь в борьбе с маврами графам Барселоны. Но те по каким-то причинам отказали Эль Сиду. И тогда Родриго переметнулся в стан врагов – встал «под ружье» к эмирам Сарагосы.
В то время это не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Обычная распространенная практика среди воинов-христиан, которые не смогли найти себе хозяина аналогичной веры. На службу к эмирам шли из-за острой нехватки средств к существованию или же по причине гонений на родине. Мавры, в свою очередь, стремились переманить воинов-христиан, поскольку те отличались дисциплиной и выучкой. Кроме того, у них не было родственников или каких-либо влиятельных друзей среди мусульман. А значит, в подковерные интриги они не лезли. Получалось взаимовыгодное сотрудничество в условиях непрекращающейся войны за освобождение Пиренейского полуострова от мусульман.
Находясь на службе Сарагоского эмира, Эль Сид вступил в борьбу с Барселоной. И в нескольких битвах сумел одолеть графов, которые не так давно отказали ему в покровительстве.
В 1086 году у христиан появился новый враг – по приглашению эмиров Севильи, Гранады и Бадахоса из Марокко в Андалусию вторглись войска Альморавидов. В одной из крупнейших битв за все время Реконкисты – сражение при Заллаке – испанские христиане потерпели сокрушительное поражение. Сам король Альфонсо VI чудом спасся с поля боя.
По одной из версий в той битве принимал участие и Эль Сид Кампеадор. И хоть сражение было проиграно, он сумел вернуть себе расположение короля Кастилии и вернулся на родину.
Спустя всего год Эль Сид вновь вышел на тропу войны. На сей раз конфликт разгорелся из-за Валенсии. Против Родриго выступил его старый противник – Рамон Беренгер, граф Барселоны, поддерживающий эмиров. Надо сказать, сам Кампеадор также выступал на стороне мусульман. В битвах за Валенсию сильнее оказался Эль Сид, и город перешел под протекторат Альфонсо VI. Король Кастилии ценил и ненавидел Родриго одновременно. Поэтому, когда тот отказался поддержать Альфонсо в набеге на мавров, правитель вновь изгнал Кампеадора.
Сам по себе
После очередной незаслуженной, по мнению Эль Сида, опалы, он начал работать исключительно на себя. Пользуясь огромным авторитетом, Кампеадор сумел завоевать земли Валенсии, добившись от эмиров признания его власти. Затем в очередной раз разбил войско Рамона Беренгера и сумел взять его в плен. За освобождение Родриго потребовал от врага раз и навсегда отказаться от претензий на земли Валенсии. Графу пришлось согласиться.
В 1094 году Эль Сид сумел подчинить себе и сам город. Альморавиды несколько раз пытались отбить у нег Валенсию, но все их попытки провалились.
Эль Сид, как и положено настоящему герою, умер не в собственной постели. По легенде, перед битвой с маврами его ранила отравленная стрела. Чувствуя приближение смерти, Родриго приказал жене облачить его в доспехи и посадить на коня, чтобы противник ничего не заподозрил. Химена выполнила пожелание своего мужа. Мавры, скорее всего, знали, что Эль Сид был смертельно ранен, поэтому его появление вызвало у них испуг, и они разбежались. Так, по крайней мере, написано в легендах.
Но когда весть о смерти Родриго распространилась по Испании, мавры с удвоенной силой стали пытаться завоевать Валенсию. Химена, как могла, обороняла город. Но спустя несколько лет, когда силы истощились, она попросила защиты у Альфонсо VI. Король Кастилии не стал связываться с маврами, а просто предложил жителям-христианам покинуть город. И вскоре Валенсию заняли мусульмане.
Эль Сид и его семья похоронены в монастыре Бургоса. На гробнице выбита эпитафия, сочиненная Менедесом Пидалем: «Здесь лежат Родриго Диас, Кампеадор, умерший в Валенсии в 1099, и его жена Химена, дочь графа Диего де Овьедо, королевского рода. Все они достигли чести и родились в добрый час».
Национальный герой
Благодаря характеру и великому множеству побед Эль Сида еще при жизни считали истинным воплощением кастильского духа. Поэтому он обрел бессмертие как национальный герой Испании в преданиях и песнях-романсеро. Например, «Песнь о моем Сиде», сочиненная в период с конца 12 до начала 13 веков. Ее считают образцом испанского средневекового эпоса.
Спустя несколько столетий о герое вспомнил писатель Гильена де Кастро, сочинивший пьесы «Юность Сида». Затем эту идею подхватил и развил драматург Пьер Корнель в стихотворной пьесе «Сид». И если творение де Кастро было, по сути, местечковым, за пределами Испании о нем никто не знал, то француз принес Родриго мировую известность. По пьесе композитор Массне сочинил оперу. А в начале 19-го века о Кампеадоре вспомнил поэт Роберт Саути из Англии, сочинивший «Хронику Сида». Не обошли эту тему стороной и киномастера – в 1961 появился голливудский фильм «Эль Сид», а в 2003 испанцы создали мультфильм под названием «Легенда о Сиде».
Клинок Родриго
«Песня о моем Сиде» прославила не только отважного Родриго. Известность получили и его клинки – Тисона и Колада. И, что очень важно, оба этих меча сохранились до наших дней. Один из них точно является современником Кампеадора. Это подтвердил химический анализ.
Как считают некоторые историки, после смерти Эль Сида его клинок оказался у предков будущего короля Фердинанда II Арагонского. Тот, в свою очередь, в начале 16-го века подарил оружие маркизу де Фальсес в знак благодарности за преданную службу. Как гласит легенда, король позволил выбрать де Фальсесу то, что он пожелает. И маркиз взял легендарный клинок вместо денег или замка.
В 2007 году владелец меча продал его региону Кастилия и Леон. После чего оружие поселилось в соборе Бургоса, где упоен сам Эль Сид.
Любопытно, что одно время ходили слухи, будто Тисона – подделка. Был проведена экспертиза. Она показала, что эфес меча изготовлен в 16 веке, а вот сам клинок датируется 11 веком. А вот второй меч Эль Сида – Колада – национальному герою Испании точно не принадлежал. Его выковали в 13-м веке.
50 комментариев
6 лет назад
Он не пытался объединять земли, изгонять чужеземцев, ни останавливать войны, а был продажным, ловким и удачливым!
Этакий Мазепа, но более коньюктурный.
За что ему всенародная слава и почет!
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена