Загадка саркофага молодой женщины времен Римской империи. Расследование Лысого Камрада
Почему ее похоронили именно так? Почему кости женщины перемешаны?
Был ли саркофаг ограблен мародерами? Можно ли, хотя бы предположительно, указать причины ее смерти?
Мы с вами вместе попытаемся ответить на все эти вопросы.
Саркофаг нашли недалеко от немецкого города Зюльпич, рядом с древней римской дорогой.
Эта дорога носила имя Агриппы и вела от Кёльна до Трира через римский городок Толбиак (современный Зюльпич). Аэрофотосъмка показала наличие рядом римского поместья. Наткнулись на саркофаг рабочие, когда рыли дренажную канаву. Открытие держалось в секрете целый год во избежание нашествия искателей кладов.
Саркофаг изготовлен из массивного блока песчаника, как и его крышка. Размер крышки – длина 2,3 метра, ширина – 1,1 м.
Поскольку по всем признакам саркофаг не скрывался, археологи решили, что с высокой вероятностью это нетронутое грабителями древнеримское погребение.
Перевозка саркофага в музей.
Первое фото после вскрытия. Обратите внимание на влажный блеск и расположение мелкого мусора в саркофаге. В нем явно была вода, и он до сих пор очень влажный. Отметим для себя на будущее – это важно!
Датировка саркофага и его содержимого – III век нашей эры, то есть примерно 1700 лет назад.
В саркофаге оказался скелет молодой женщины в возрасте от 25 до 30 лет. Много украшений, но особенность именно этого захоронения – большое количество туалетных принадлежностей, духов и посуды для косметических масел.
Ее явно снабдили всем необходимым для наведения красоты в ином мире. Видимо, все эти вещи были очень важны для нее.
Стенд в музее с находками из саркофага, мы видим расческу и другие туалетные принадлежности
Бронзовый кувшинчик для косметического масла с пробкой, сделанной из коры пробкового дуба. Масла в нем уже нет.*
Флаконы для парфюма (духов)
Стеклянная бутылка с надписью utere felix - «используй и будь счастливой» (лат.)
Косметическое стеклянное блюдце, украшенное голубой глазурью, с ручкой. Возможно, использовалось для смешения масел и духов.
Серебряное зеркало с ручкой сзади в виде двух пальцев увитых листьями
Возможно, кто-то выскажет сомнение в том, что это именно зеркало. Мы привыкли к зеркалам с ручкой внизу для удобства, а вот держать такое зеркало как на фото, кажется, крайне неудобно.
Но это именно «кажется», подсказка в самой ручке зеркала в виде пальцев. Можно просунуть под них ладонь и держать зеркало не боясь, что оно выскользнет из рук.
Кроме того, такое зеркало могла и должна была держать служанка, пока госпожа наводила красоту.
Римский барельеф из музея Трира, III век нашей эры. Госпожа за туалетом в окружении служанок. Обратите внимание как держит зеркало одна из служанок – явно за ручку на задней поверхности зеркала.
А вот абсолютно замечательная вещь - в предыдущей публикации его назвали "складным ножом с деревянной ручкой в виде фигурки Геркулеса". На самом деле это не нож.
Древние римляне умели делать прекрасные складные ножи, даже «мультитулы». Вот ниже прекрасный пример такого ножа, слева реальный – справа его современная реконструкция, в правом нижнем углу еще один складной нож-вилка. Как видите там лезвия ножей весьма обычны.
Зачем же нужен загнутый конец у «ножа» римлянки?
Встречный вопрос, а зачем в наборе туалетных принадлежностей вообще нужен нож?
Дело в том, что это не нож, а … скребок для тела. Римляне после купания и бани умащали тело косметическими маслами и удаляли излишки масла с тела вот именно такими скребками.
Второе замечание - ручка не деревянная, она сделана из потемневшей от времени слоновой кости!
Сравните с куклой из предыдущей моей статьи про погребение другой римлянки:
Невеста из древнего Рима (смотрите список моих публикаций серии "Тайны истории" в комментариях).
Дерево бы просто истлело во влажном саркофаге. Впрочем, можете возразить, что это моренный дуб, не боящийся влаги, но структура и цвет моренного дуба совсем другие.
Далее, давайте посмотрим – булавки и игла из слоновой кости. Некоторые из головок булавок украшены золотой фольгой, изначально, думаю , все головки были покрыты золотом.
Кстати, тот же материал - слоновая кость, тот же цвет и фактура.
Косметическая палетка на которой растирали краску, возможно пудру, румяна, краску для подводки губ и глаз
Вот это ожерелье в рунете называют «жемчужным». Абсолютная чушь!
Черный жемчуг чрезвычайно редок и дорог, никто бы не стал его портить, вырезая из него маленькие диски бусинок. Кроме того, век жемчуга недолог – максимум два-три столетия при надлежащем уходе и хранении, после этого он умирает – тускнеет и превращается в белесый осыпающийся камешек.
Ошибка возникла из неправильного перевода - “jet” переводят как «черный жемчуг» или «черная яшма». На самом деле ни жемчугом, ни яшмой этот полудрагоценный камень не является. Этот минерал – гагат, по сути разновидность каменного угля, темно-бурого почти черного цвета. Им и сейчас украшают драгоценности, обычно обрамляя его в серебро, выгодно подчеркивая его глубокий черный цвет.
Вот про эти кольца было сказано для разнообразия, что они «из черного янтаря и золота». Как всегда мимо!
Это снова гагат и одно тоненькое серебряное колечко. Золота в погребение только два маленьких кусочка фольги, покрывающие головки булавок.
А теперь настало время вопросов.
Когда я прочитал, что археологи называют данное погребение "нетронутым захоронением богатой римлянки", у меня сразу возникло чувство протеста.
Да, захоронение явно очень богатое – об этом говорит саркофаг, изысканный набор туалетных принадлежностей, украшения. Тот же гагат римляне использовали не как мы в серебре, а предпочитали оправлять его в золото.
Вот например:
Так где же тогда все золото?
Золотые кольца могли позволить себе даже небогатые римлянки, это было вопросом престижа. Как сегодня в Индии – живут в трущобах впроголодь, но вот золотые украшения у женщины просто обязаны быть, пусть даже недорогие.
Так же смещение костей скелета и черепа в саркофаге вызывали вполне разумное возражение: если погребение нетронуто, кто же тогда перемешал кости?
Еще один вопрос, который явно напрашивается, почему нет имени на саркофаге?
Почему он не находится в семейном склепе, как принято у богатых римлян, а закопан в землю?
Вот как раз на последний вопрос у меня есть ответ. В прошлом году в Англии нашли очень похожий массивный саркофаг из грубо обработанного песчаника так же без имени.
Вот он:
Подобных саркофагов в Англии до этого еще не находили.
Он был так и найден со сдвинутой крышкой, полностью заполненный землей. На крышке есть трещина, возникшая, видимо, когда сдвигали крышку саркофага. Археологи пришли к выводу, что данный саркофаг ограбили, скорее всего, в XVII веке, именно тогда здесь велись земляные работы.
Внутри саркофага нашли женские кости в кучке в одном из углов, рядом с саркофагом в земле - кости маленького ребенка с римским бронзовым браслетом. В самом саркофаге, просеяв почву, так же нашли кусочек золотой сережки.
Обратите внимание, это означает золото в этом саркофаге было! Просто мародеры ограбили погребение дочиста.
Почему же нет золота в нашем саркофаге?
Археологи датировали британский саркофаг началом IV века нашей эры. Они предположили, что изначально саркофаг находился в семейном склепе и лишь позже был закопан в землю.
А вот с этим я, пожалуй не соглашусь. Если бы он изначально находился в фамильной гробнице на нем просто должно быть написано имя владельца, но оно отсутствует!
В свете новой находки в Германии логично предположить, что в третьем веке нашей эры традиции богатых погребений в далеких провинциях Рима изменились. Это было время беспрерывных гражданских войн, нашествий варваров, распада великой империи.
Лишь в конце третьего, в начале четвертого века нашей эры императору Диоклетиану, а затем Константину Великому удалось восстановить могущество Римской империи, реформировав ее политический строй, установив новый способ правления – доминат,отныне император не первый среди равных, а господин (доминус) всех римлян, получивший свою власть от бога.
В условиях беспрерывных набегов варваров и политической неустойчивости, богатые римляне в провинциях на границе империи отказались от фамильных склепов, служивших приманкой для грабителей, и стали хоронить своих близких в безымянных могилах в саркофагах-сейфах. Конечно, наверху были надгробия с именами, но в случае опасности их было просто убрать в другое место, дабы грабители не получили указание на погребение.
Итак, почему римлянка была захоронена в массивном саркофаге без имени мы разобрались. Глупо писать имя на саркофаге, который закапывают в землю, но как же быть с золотом?
Британский римский саркофаг IV века уже в музее
Все же, давайте для начала разберемся, почему перемешаны кости в нашем саркофаге из Германии.
Помните, я говорил, что в саркофаге явно была вода. Вновь внимательно посмотрим на фото, с содержимым саркофага.
Красным я отметил изменение цвета саркофага изнутри, что это?
Это уровень грунтовых вод, затопивших саркофаг!
Хорошо, скажет дотошливый читатель, пусть в саркофаге была вода. Что это меняет?
Допустим даже, что череп и какие то высохшие кости, склянки всплывали на поверхность, но ведь по мере высыхания саркофага, все должно было опуститься на свои места, максимум, что могло произойти череп и склянки, поменяли бы свою ориентацию, но опустились точно на то же самое место. Ведь саркофаг, как мы видим, лежит горизонтально и никаких течений в нем не должно быть.
И был бы готов с вами согласиться, но… смотрите снова.
Видите трещину и следы влаги на дне саркофага?
А вот здесь хорошо видно, что угол не просто треснул, а попросту отвалился!
А значит вода из саркофага, когда уровень грунтовых вод упал вытекала с одной стороны саркофага. Это объясняет почему, всплывший пустой череп сдвинулся в эту стороны, гораздо больше чем другие кости, лежащие на дне.
Вот и объяснение того, почему кости и склянки оказались перемешаны – их сдвинула вытекающая из саркофага вода!
Но что же с золотом, почему его нет внутри, если его не вскрывали?
Погодите, я ведь сказал вам, что саркофаг не грабили, но не говорил, что его не вскрывали.
Золото в нем без всякого сомнения было, золотые головки булавок явно на это указывают. Не может богатая дама быть похоронена лишь с тоненьким серебряным колечком, все роскошное убранство говорит об обратном.
Грабители бы совершенно точно не стали бы заморачиваться с возвращением крышки саркофага на место, скорее всего, они бы просто сдвинули крышку, не заботясь о ее целостности и выгребли бы все драгоценности оттуда, включая серебряное зеркало и прочие безделушки.
Кто мог не торопясь аккуратно вскрыть саркофаг, забрать только самое ценное и не менее тщательно вернуть крышку на место?
Правильно – лишь тот, кто точно знал, где находится погребение и что в нем есть немалые ценности, причем этот человек позаботился о том, чтобы останки были снова надлежащим образом преданы земле.
Это мог быть лишь хозяин поместья или его управляющий. Это произошло вероятно вскоре после погребения, вряд ли через сотни лет, скорее, максимум, через пару или несколько десятков лет спустя. Были взяты лишь золотые драгоценности – самые ценные, оставив на месте дорогие безделушки в погребении нетронутыми.
Было ли так все на самом деле?
100%-й гарантии не могу вам дать, но, как мне кажется, это самый вероятный вариант событий.
Помните, я обещал вам попробовать найти причины смерти женщины?
У меня есть подсказка – необычное обилие черных камней (гагат) в погребении, такого нет ни в одном римском погребении. Этому должна быть логическая причина.
Нет, конечно, можно предположить, что она фанатела по черному цвету, но это было бы весьма странно.
Первая мысль связана с трауром, так, например, английская королева Виктория в XIX веке, после смерти мужа всегда ходила в темном, пользуясь драгоценностями с гагатом, подчеркивая свой траур.
Логично предположить, что молодая женщина-римлянка став вдовой носила траур.
У древних римлян траур действительно выражался темными одеждами, чаще темно-синими или фиолетовыми, и у женщин, кстати, тоже.
Правда есть одно существенное НО, в императорском Риме, в отличие от республиканского богатые женщины в знак траура носили… белые одежды – цвет целомудрия. Этим они подчеркивали отказ о плотских радостей в знак траура.
Значит в нашем случае траур точно не причем.
И вот тогда, я полез за информацией в инет, а что собственно значил гагат для древних римлян, какие именно приметы и суеверия они с ним связывали.
Фотография камеи из гагата. Голова Горгоны Медузы. Найдена в Англии, датировка I-IV нашей эры.
Гагат применялся от дурного глаза, охранял от змей, мог помочь определить девственность (как?! хрен его знает, если честно), дым от сжигания гагата, должен был разоблачить человека, симулирующего болезнь…
Все пока мимо, нам не очень подходит, от дурного глаза поможет камея с Медузой Горгоной (таких камей из гагата, кстати, было множество – найдено несколько), защита от дурного глаза, по мне так, не объясняет такого количества гагата.
Ага, вот что интересно - гагат применялся при лечении «женских» болезней. Кажется, мы с вами нашли наиболее вероятное объяснение!
Учитывая высокую смертность рожениц, можно предположить, что после родов у женщины началось маточное кровотечение, которое долго и безуспешно в течение нескольких недель пытались лечить гагатом и другими лекарствами.
И снова – это всего лишь мое предположение. Просто, как мне кажется, вероятность такого объяснения выше вероятности других вариантов, но уж абсолютно точно не является истиной в последней инстанции.
* * *
Расследование вместе с вами провел сегодня Лысый Камрад.
* * *
Выкладку закончил, можете комментировать, задавать вопросы, по возможности обязательно вам отвечу.
В комментариях смотрите ссылки на мои предыдущие публикации серии "Мумии и скелеты - загадки истории".
25 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена