Поездка в Освенцим: город с тысячей шрамов
Город Освенцим (Польша) – это совсем небольшой населенный пункт, расположенный в 60 километрах от Кракова. Население города едва превышает 40 тысяч человек. Однако, невзирая на это, название этого сонного городка хорошо известно далеко за пределами Польши.
Знаете, как это неудивительно современный Освенцим – город довольно яркий и интересный. Здесь есть несколько старинных костелов, симпатичных площадей и даже свой собственный замок, включенный в список национально-исторического наследия Польши. Даже без трагически известного лагеря Аушвиц здесь действительно есть на что посмотреть. Однако, как это ни удивительно, большинство туристов решающихся на поездку в Освенцим, об этом, как правило, даже не подозревает.
Так уж повелось, что мрачная слава всемирно известного Лагеря Смерти заслоняет собою все остальное. Как будто гигантская тень, прячущая весь город под собой. Как будто изъеденный тленом отпечаток великой трагедии, которая не забудется даже сотни лет спустя.
Как добраться из Кракова в Освенцим
Во-первых, начну с того, что в Кракове практически на каждом углу различные агентства предлагают специально подготовленные и составленные туры в лагерь Аушвиц. Подходящие выезды с обилием свободных мест есть практически ежедневно. Однако стоимость таких экскурсий довольно высокая – в районе 150 злотых (больше 40 долларов). Детям до 15 лет такая поездка в Освенцим обойдется в 80 PLN. Студентам – 115 PLN. В общем – все очень-очень дорого.
Особенно, учитывая тот факт, что доехать из Кракова в Освенцим самостоятельно совсем нетрудно. Билеты на пригородную электричку стоят всего 9,5 злотых (называется – сравните масштаб цен). Ехать в одну сторону – около двух часов. Как это ни странно, но в направлении Освенцима нас вез старый потрепанный вагон. А вот уже обратно в Краков – современный и новенький электропоезд. При этом билеты в оба конца стоили одинаково.
Доехать из Кракова в Освенцим можно и на автобусе. Два вокзала – автобусный и железнодорожный – расположены прямо друг напротив друга.
Что касается самого музея, то найти его, в общем, несложно. Находится он по адресу Wiezniow Oswiecimia, 20. В одноименном городе сюда ведут все дороги. По сути, после того как вы выйдете из здания вокзала, вам нужно постоянно идти прямо. Если сомневаетесь в себе или во мне – можете также предварительно проложить дорогу в сервисе Google Maps. Если финансы позволяют — можно также проехать от вокзала на специальном туристическом каре. Проезд стоит 5 злотых. Пешком это расстояние можно преодолеть за 15-20 минут.
Сам вход в музей абсолютно бесплатный. Однако тут есть одна довольно странная деталь: если вы попадете в музей в момент, когда там проходит экскурсия – за нее вам придется заплатить (25 злотых).
Экскурсии проводятся на нескольких языках — английском, немецком, польском, французском, итальянском, испанском и русском. Однако на русском языке каждый день проходит только одна экскурсия (начало — в 11.45). Поэтому покупать билеты лучше всего заранее, через Интернет. Иначе перед тем как попасть в музей вам придется отстоять просто гигантскую очередь.
Поездка в Освенцим: за воротами лагеря
Знаете, я, наверное, не открою вам чего-то нового, если скажу, что концентрационный лагерь Аушвиц полон огромного количества ужасов. Помещения бывших бараков сегодня превращены в выставочные павильоны. Однако ужасающая/пронзительная/щемящая атмосфера этого места все равно пробирает до дрожи. Никакие снимки не смогут передать этого.
Сказать по правде – в этом месте мне совсем не хотелось фотографировать. Как будто делать фото ЗДЕСЬ было чем-то неправильным или даже кощунственным. Такое же чувство у меня когда-то было на Лычаковском кладбище Львова. Но в Освенциме все это усилилось в разы.
Кроме того, стоит отметить, что в большинстве павильонов делать снимки со вспышкой и вовсе запрещено. Поэтому качество фотографий в любом случае оставалось крайне низким. Единственным местом, где мне действительно захотелось достать фотоаппарат, был национальный павильон, созданный при поддержке правительства России. В этом месте было очень много плакатов и инсталляций, которые вызывали во мне целую россыпь самых противоречивых чувств. Одни из них – пробуждали в душе неясную тревогу...
Другие (как этот) – почти вызывали смех.
Вообще, лагерь Аушвиц включает в себя огромное множество национальных павильонов. В «венгерском» блоке была воссоздана атмосфера рабочих шахт. А в павильоне, созданном при поддержке Нидерландов, мне особенно запомнились инсталляции, показывающие конструкции специально созданных убежищ, в которых прятались евреи во время немецкой оккупации этой страны.
Самым же пронзительным и атмосферным мне показался павильон, созданный благодаря финансовой помощи Израиля. Там звучала тяжелая молитвенная музыка. И от ее мелодии становилось действительно страшно.
Не знаю почему, но в этом павильоне я вдруг вспомнил о краковском Музее Шиндлера, о которым мы уже писали в одной из своих предыдущих статей. В этом месте была одна комната – с белыми стенами и потолком. А на этих стенах были выбиты слова бывших узников краковского еврейского гетто. Мне особенно запомнилась одна: «Мы пели от страха. Нас били, но мы продолжали петь. Ведь только это помогало окончательно не свихнуться».
... Из-за звучания тех мелодий в «израильском» павильоне эти слова всплыли в моем сознании необычайно четко…
Простите мне эту банальность – но музей Аушвиц – это действительно зрелище не для слабонервных. Газовые камеры, дыбы для наказания провинившихся и безумное бесконечное число фотографий, изображающих ужасы людей, которые, в отличие от нас, пришли сюда не по своей воле. Все это сложно забыть.
Камера смерти
Не знаю почему – но лично для меня самым тяжелым зрелищем стал огромный «аквариум» за стеклом, которого хранилось какое-то неисчислимое количество старых ботинок. Видя все это, я думал о том, что за каждой этой отобранной парой обуви стоит чья-то боль и чья-то покалеченная судьба. От подобных мыслей становилось не по себе. А Таня в этом месте вообще разревелась.
…За время существования лагеря Аушвиц в гитлеровских казематах было замучено и убито полтора миллиона (!) человек. Как рассказывают историки, во время Нюрнбергского процесса судьи падали в обморок, слыша слово «Освенцим», а советские солдаты не могли сдержать слез. В период с 40-го по 45-й год в этом месте работало около 7-8 тысяч немецких надзирателей. Десять процентов из них получили за свои преступления по 3-4 года тюрьмы. Все остальные, за исключением местного руководства, вернулись домой к нормальной жизни.
Знаете, Освенцим – это страшное место. Но у этого трагического музея есть и оборотная сторона. В летние месяцы здесь всегда много туристов. И этот факт превратил современный Аушвиц в бизнес-проект – с сувенирными лавками, дорогущими магазинчиками и толпами, иностранцев, которые впоследствии будут выкладывать свои снимки в Фейсбук* и Инстаграм*. Вид улыбающихся китайцев, делающих селфи на фоне, колючей проволоки как-то удивительно сильно диссонирует с общей атмосферой этого места. В подобных вещах есть что-то кощунственное, неправильное и даже глупое. По крайней мере, мне, пару раз отчетливо хотелось залепить им по жопе их же собственной селфи-палкой.
* Запрещены в РФ
Источник:
72 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена