Павшие цитадели: о чём рассказали следы древних осад
Слоёный каменный пирог
Археологи нередко находят свидетельства штурмов и осад, как это было, например, в Нуманции, Иерусалиме или Масаде: следы пожаров, наконечники стрел и снаряды, выпущенные пращниками…
Города с большой историей, как правило, неудобно раскапывать. Во-первых, мешают люди, которые там живут. Конечно, можно всех их выселить, чтобы не путались под ногами у археологов и не мешали докапываться до Истины, но это может обойтись очень дорого.
Во-вторых, любой такой город представляет из себя «слоёный пирог» различных эпох. Каждый из них — лабиринт фундаментов разрушенных временем зданий и всякого мусора. Раскапывая один такой слой, археолог неизбежно уничтожает предыдущий. Так Генрих Шлиман уничтожил значительную часть той Трои, которую он искал. В Риме, при раскопках античных слоёв Вечного города, археологи неизбежно уничтожают Рим средневековый. В «живых городах» раскопки носят очаговый характер и археологи, как в Иерусалиме, вынуждены решать головоломки, пытаясь обнаружить какое-то историческое здание. Так, лишь сравнительно недавно была найдена Акра — селевкидская крепость на территории этого города. Некоторые слои не обнаружили либо точно не определили до сих пор, хотя Иерусалим копают уже довольно давно.
Культурный слой в старых городах может достигать толщины в 20-30 метров. К сожалению, пока нет никаких рентгенов и томографов, которые бы позволили заглянуть вглубь такого слоёного пирога, не раскапывая его.
Поэтому для раскопок удобны города, разрушенные вследствие какой-то катастрофы (например, землетрясения или извержения вулкана) или брошенные людьми после захвата врагами.
(Раскопки Трои)
Следы древних осад
(Ассирийский рельеф, изображающий осаду Лахиша, из книги И. Финкельштейна и Н.-А. Зилбермана «Раскопанная Библия»)
Какая из осад, следы которых обнаружили археологи, самая древняя? Ну, что произошло с Троей, не совсем понятно — битвы за этот город продолжаются.
Ассирийский царь Синаххериб в 701 году до н. э. осаждал в Иудее город Лахиш. На раскопках нашли большую осадную насыпь, построенную ассирийскими воинами. В ней обнаружили наконечники стрел, которыми обстреливали осаждающих с крепостной стены. Со своей стороны осаждённые внутри города также строили насыпь. Но ассирийцы в этом соревновании одержали победу — и взяли Лахиш.
Персы продолжили славные традиции. Во время подавления греческого восстания на Кипре в 498 году до н. э. они также при помощи насыпи взяли город Палео Пафос («Древний Пафос», ныне он носит название Куклия). Описания этой осады не осталось, и мы можем судить о ней лишь по находкам.
Во время раскопок в Куклии обнаружили большую осадную насыпь, заполняющую ров и поднимающуюся к крепостной стене. Осаждённые пытались вести подкопы, чтобы разрушить её. Но это им не удалось. Персы атаковали город не только по насыпи. Возле ворот было найдено много наконечников стрел и копий — свидетельство ожесточённого боя. Город пал.
(Осада персами Палео Пафоса в 498 году до н. э. из книги Д. Кэмпбелла «Искусство осады».)
Но эти осады у нас малоизвестны. А что насчёт знаменитых, вошедших в учебники? Например, дамба, которую построил Александр Македонский при штурме Тира в 332 году до н. э. Этот памятник осадного искусства изменил береговую линию. Осадочные породы со временем превратили дамбу в перешеек, а остров, на котором стоял Тир, — в полуостров.
(Осада Тира)
За несколько десятилетий до этого при штурме города Мотия (на западе Сицилии) дамбу построил сиракузский тиран Дионисий. Её, правда под водой, видно до сих пор.
Масада: крепкий орешек
В 66 году н. э. в Иудее вспыхнуло восстание, но римская армия подавила его. После взятия римлянами Иерусалима в руках восставших остались три крепости. И самым «крепким орешком» из них стала Масада.
Эту крепость около Мёртвого моря перестроил и укрепил Ирод Великий. Он готовил её как last station на случай какой-либо опасности. Это был комфортный оплот — на территории крепости возвели два дворца. Однако в этой цитадели Ироду обороняться не пришлось.
Описание осады крепости оставил Иосиф Флавий. Чтобы взять твердыню, римляне окружили её стеной, а также возвели рядом несколько укреплённых лагерей. Поскольку крепость продолжала сопротивляться, римляне начали вести к ней огромную насыпь, по которой придвинули к стене осадную башню, а затем проломили стену.
Однако осаждённые построили ещё одну. Легионеры подожгли её деревянные конструкции, но пламя, раздуваемое ветром, едва не перекинулось на осадную башню и не стало причиной катастрофы и для осаждающих.
Когда на следующее утро римляне решили продолжить штурм, выяснилось, что гарнизон крепости… покончил жизнь самоубийством. За исключением нескольких человек, которые спрятались в подземных цистернах.
(Один из римских лагерей возле Масады)
Пустыня хранит следы — и римские лагеря в окрестностях разрушенной цитадели чётко видны и сейчас. Хорошо различимы и остатки осадной насыпи, возведённой легионерами. Раскопки хорошо подтверждают описание осады, сделанное древним историком.
Осадные насыпи встречаются нередко. Сохранилась одна из них, построенная римлянами при осаде Иотапаты (ранее, во время подавления того же восстания в Иудее). Римляне первоначально собирались возвести её до высоты крепостной стены. Но восставшие надстроили стену, поэтому насыпь пришлось использовать, как платформу для тарана. Эта осаду также описал Иосиф Флавий.
(Осада Веспасианом Иотапаты из книги Д. Кэмпбелла «Искусство осады»)
Схватка в тоннеле
Более интересные находки предоставила римская крепость Дура-Европос, стоявшая на берегу Евфрата.
В 256 году н. э. город осаждали персы. Так как с трёх сторон его прикрывали ущелья, бои развернулись на западной стороне, которую защищали стена и крепостной вал. К сожалению, у нас нет письменных источников с подробным описанием той осады. И здесь историкам приходится решать «головоломки».
Персы подвели к крепостной стене возле башни № 15 осадную насыпь. Кроме того, археологи обнаружили целый лабиринт подземных ходов, которые создавали как осаждающие, так и осаждённые.
Персы сделали подкоп под башней № 19, но осаждённые подвели контрмину — встречный подкоп. В тесном пространстве подземного туннеля (шириной менее полутора метров и высотой около 1,7 метра) произошла ожесточённая схватка. После обрушения стенок тоннеля в братской могиле осталось около двадцати тел. Среди них — как минимум один персидский и несколько римских воинов, а также рабочие, которые вели подкоп. Тела лежали буквально грудой, в несколько слоёв.
Далеко не всё понятно с экипировкой и принадлежностью тел, поэтому есть несколько объяснений того, что же там произошло без малого 18 веков назад.
По одной из версий, защитники крепости задохнулись в тоннеле, отравленные дымом горящей соломы, которую подожгли персы. Выбраться римляне не могли — выход из тоннеля в город был (в панике?) завален.
(Схема подкопа и контрподкопа)
Но более убедительной представляется следующая версия. Персы смогли одержать победу в тесной подземной схватке, отравив воинов горящей серой (её следы удалось обнаружить на стенках). Персидский тоннель был ниже, поэтому образовалась тяга и ядовитый дым заполнил тоннель.
Химическое оружие впервые успешно применили вовсе не на Ипре…
Римляне не решались вновь вернуться туда — и лишь стреляли из луков в тоннель. После чего персы, которые почему-то смертоносного дыма не боялись, вернулись в подкоп, зайдя со своей стороны. Они сложили в тоннеле тела римлян в качестве баррикады, прикрыли её трофейными щитами — и под этим прикрытием подожгли деревянные стенки тоннеля.
Правда, в таком случае непонятно, почему не вытащили тело персидского воина. Возможно, его несли, но по какой-то причине бросили. Персов, павших или раненых в тоннельной резне, могло быть и больше, но их тела, возможно, забрали наружу.
(Встреча персов и римлян в тоннеле)
Стенки тоннеля сгорели, однако персы своего не добились. Крепостная стена просела, но устояла. Осаждающим пришлось заново начинать работу. Они сделали подкоп под башней № 14, в этот раз сделали его широким — около трёх метров. Возможно, чтобы прорваться за оборонительный периметр либо чтобы крепостная стена всё же рухнула.
Второй тоннель повредил башню № 14 — она осела, но не рассыпалась. Римляне смогли укрепить её.
Мы не знаем обстоятельств, но крепость пала — и её разрушили. Это был лишь один из эпизодов ожесточённых римско-персидских войн. И погибшие в тоннеле воины — её молчаливые свидетели…
МИХАИЛ ПОЛИКАРПОВ
Комментарии эксперта читайте в первоисточнике
Источник:
5 комментариев
6 лет назад
Тут уж выбор небольшой - либо копать либо не копать.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время этих понятий не стерло.
Нужно только поднять верхний пласт..." (с) В. Высоцкий
Удалить комментарий?
Удалить Отмена