Три кровавые ночи в истории
Толедская ночь
Древняя столица Испании Толедо сегодня больше напоминает музей под открытым небом. Город неоднократно переходил из рук в руки, поэтому его крепостные стены сохранили черты римского, вестготского, арабского и испанского стилей.
В годы, когда практически весь Иберийский полуостров находился под властью арабов, Толедо негласно считался столицей Реконкисты — движения за освобождение от мусульманского гнета. То и дело здесь вспыхивали волнения, которые поначалу не представлялись халифу серьезной проблемой.
По разным источникам, первое крупное толедское восстание произошло в период с 797 по 812 год. Был убит Юсуф бен-Амрюк — толедский вали (административная должность, функции которой можно сравнить с наместником провинции), отличавшийся крайней жестокостью. Новым наместником стал Амрюк аль-Льериди, отец убитого Юсуфа. Он сам попросил эмира назначить именно его новым вали. Несмотря на опасения толедцев, никаких карательных мер Амрюк не предпринял. Напротив, правил он на удивление мягко и охотно прислушивался к мнению аристократии — той самой, которая была ответственна за гибель его сына.
Амрюк даже пригласил практически всех представителей толедской знати на пир в честь приезда в город наследника эмира. По разным оценкам, на этот роскошный прием позвали от 400 до 700 семей. Амрюк приказал пропускать гостей за стены замка по одному. Делалось это не для оказания особенных почестей — это была ловушка: как только человек оказывался внутри крепостных стен, ему отрубали голову и бросали ее в специально выкопанную яму.
Кровавая расправа «погасила» очаг неповиновения Кордовскому халифату. Выражение же «толедская ночь» стало синонимом неприятного сюрприза или тяжелой, бессонной ночи, полной страшных событий или переживаний.
Ночь печали
Реконкиста завершилась в 1492 году, когда пала Гранада — последний оплот мусульман в захваченных ими землях. Вместе с капитуляцией города закончилось и арабское присутствие на Иберийском полуострове, которое длилось без малого 800 лет. Практически сразу после возвращения территорий пиренейские христиане решили присоединить к ним новые — в 1492 году состоялась экспедиция Колумба в Новый Свет. В 1519 году в Мексику отправился и Фернандо (Эрнан) Кортес — небогатый, но знатный идальго, до того участвовавший под руководством Веласкеса в покорении Кубы.
Завоевание Мексики было личной инициативой Кортеса: к тому моменту его отношения с Веласкесом стали слишком напряженными, и в 1518 году он покинул Кубу со своей немногочисленной армией, состоявшей из 300−400 человек. Впрочем, он пополнил ряды своих единомышленников за счет примкнувшей к ним в Тринидаде команды племянника Веласкеса Хуана де Грихальвы. В феврале 1519 года эскадра Кортеса отплыла в сторону Юкатана: путешествие заняло почти 10 месяцев, и в ноябре испанцы вошли в столицу ацтеков. Взяв в заложники их короля Монтесуму II, Кортес попытался упрочить свою власть на земле, которую пришел завоевывать, колонизировать и христианизировать. У Кортеса и его отрядов были почти все преимущества — в том числе и превосходство вооружения, — однако не было главного — единства планов и стратегии.
Летом 1520 года появились слухи, что Веласкес отправил к Юкатану отряд Панфило де Нарваэса для ареста Кортеса. Оставив верных людей под командованием Педро де Альварадо в Теночтитлане (городе, стоявшем на месте современного Мехико), Кортес отбыл в Веракрус, чтобы попытаться провести переговоры и переманить Нарваэса на свою сторону. Однако вскоре после этого к Кортесу прибыл гонец, который сообщил, что у местного населения и гарнизона Альварадо в Теночтитлане произошел серьезный конфликт — люди Альварадо ворвались в храм ацтеков во время праздника, посвященного главным идолам Уицилопочтли и Тескатлипоки. От рук испанцев пали видные военачальники и жрецы, поэтому ацтекам пришлось защищаться.
К моменту возвращения Кортеса конфликт перешел в открытую фазу. Ацтеки орудовали дротиками, камнями и стрелами, тогда как у испанцев было огнестрельное оружие. Несмотря на это, колонизаторы оказались в окружении на собственной базе и почти три дня безуспешно пытались дать отпор.
Стало очевидно, что из осажденного города нужно выбираться. Однако сделать это было не так-то просто, учитывая, что Теночтитлан, где базировался Кортес, располагался на небольшом острове, соединенном с городом сетью дамб. Ацтеки разрушали мосты и перерезали каналы, вынуждая испанцев отвлекаться от боя и строить временные переправы на скорую руку. Индейцы, вдохновленные предчувствием возможного освобождения от колонизаторов, не знали пощады и одинаково хладнокровно уничтожали как самих испанцев, так и их союзников — тлашкаланцев.
Эти события получили в испанской, а позже и общеевропейской историографии название Ночь печали, поскольку количество погибших было на тот момент беспримерным. Оценки жертв колеблются в районе 2500−4000 человек.
Кортесу удалось выбраться из Теночтитлана, а после взять жестокий реванш, окончательно покорить Мексику и уничтожить государственность ацтеков.
Хрустальная ночь
События 9−10 ноября 1938 года известны также как Ночь разбитых витрин, или Ноябрьский погром (в дословном переводе с немецкого). Это была первая скоординированная волна антиеврейских атак, которая прокатилась по Германии, части Австрии и Судетской области. В нацистской Германии их назвали стихийными народными волнениями, однако последующие исследования показали, что это была хорошо срежиссированная и разыгранная в соответствии с намеченным планом акция.
Поводом для серии погромов послужило убийство немецкого дипломата Эрнста фом Рата — в Париже в него выстрелил Гершель Гриншпан, еврей польского происхождения. Это событие совпало с очередной годовщиной Пивного путча — неудачной попытки государственного переворота, предпринятой Адольфом Гитлером и генералом Людендорфом 9 ноября 1923 года.
Немалую роль в событиях, предшествовавших Хрустальной ночи, сыграл Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии. С его подачи в СМИ широко освещалось убийство фом Рата, а Гриншпан представал в нужном руководителям НСДАП свете. Броские заголовки и лозунги подогревали и без того царящие в обществе антисемитские настроения.
К слову, Геббельсу уже за несколько лет до этого удалось сформировать механизмы общенациональной ненависти к евреям. Также принимались антисемитские законы и предписания, проводилась массовая депортация евреев польского происхождения из Германии. Для пущего эффекта нужен был предельно простой и наглядный повод для легитимной вспышки насилия. Им и стало убийство фом Рата: всего через несколько часов после преступления переодетые в штатское солдаты штурмовых отрядов, а также юноши из гитлерюгенда поджигали и громили синагоги, еврейские лавки, вламывались в жилища, грабили, убивали и мародерствовали. К утру улицы были усыпаны стеклом, поэтому эту страшную ночь и называют Хрустальной.
Примечательно, что практически из всех зданий, пострадавших от погромов, незадолго до этого были вывезены ценные документы и архивы, число арестованных евреев не превышало количества свободных мест в тюрьмах, и ни один иностранец не пострадал — все это подтверждает, что стихийные народные волнения были не совсем стихийными и народными. В ходе Хрустальной ночи было убито более 90 евреев и еще 30000 арестовано и отправлено в концентрационные лагеря. Пострадали дома, магазины, школы и больницы, многие были разграблены, а что нельзя было украсть — просто уничтожалось. Ущерб оценили в 25 млн рейхсмарок, пятая часть которых приходилась именно на разбитые витрины.
Хрустальная ночь стала своего рода точкой невозврата — вектор расовой политики нацистской Германии был определен, а еврейский вопрос окончательно решен. Многие историки считают эту дату началом Холокоста. В память о событиях Хрустальной ночи 9 ноября ежегодно празднуется Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма.
7 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена