Дыхание смерти: как был изобретён и впервые применён газ иприт
Горчичный LOST
У иприта не было одного отца, которому полностью принадлежала бы сомнительная честь такого открытия. Этот газ открывали долго — почти сто лет различные химики успешно его синтезировали, но это не вызывало никакого интереса, так как не были выявлены отравляющие свойства этого вещества.
Ситуация изменилась в 1913 году. В лаборатории немецкого химика Германа Фишера разбилась колба с синтезированным газом. Происшествие имело два последствия. Во-первых, коллега Фишера, англичанин Ганс Кларк, отправился на два месяца в больницу. Во-вторых, Фишер сообщил о случившемся Немецкому химическому обществу, которое тесно сотрудничало с немецкой оборонкой. До большой войны оставался год, и поражающими свойствами этого газа заинтересовались генералы.
Солдаты 106 пехотного полка на Западном фронте
Отметим также, что привычное сегодня название этот газ получил не сразу. Первоначально его называли LOST — по первым буквам фамилий немецких химиков Ломмеля и Стейнкопфа, которым в 1916 году поручили довести формулу нового газа до ума и добиться возможности его боевого применения на фронтах. Химически чистый газ не имел цвета и запаха, но при производстве для боевых целей в него добавили примеси с запахом горчицы или чеснока, поэтому впоследствии LOST стали называть горчичным газом.
Противогазы разрабатывались не только для людей, но и для животных.
…и пришёл иприт
За словом «иприт» стоит вся история Западного фронта Первой мировой войны. Первая мировая, в том числе благодаря классикам европейской литературы (у нас о ней, по понятным причинам, писали значительно меньше), ассоциируется с бесконечными окопами, рядами проволочных заграждений и масштабными сражениями, в которых без видимых перемен на линии фронта гибли сотни тысяч людей.
Распыление отравляющего газа по ветру в сторону противника
Одним из таких сражений стала битва у бельгийского города Ипр на реке Иперле. Примечательно, что именно здесь впервые было применено химическое оружие — ещё в самом начале войны.
Бои под Ипром шли с 1914 года и для сражений разных лет использовались разные названия. Бои лета—осени известны как Битва при Пашендейле — по названию ближайшей деревни. Пашендейл запомнился участникам непролазной грязью, в которой вязли люди и орудия: местность была болотистой, а год дождливым.
Французский противогаз для собаки
В расположении германских войск на расстоянии нескольких километров друг от друга ждали приказа о наступлении два незнакомых друг с другом немца в солдатской форме. Вскоре они вошли в мировую историю: это были Эрих Мария Ремарк и Адольф Гитлер.
Команда: «Газы!»
Россия к тому времени вышла из войны, и немцы получили возможность перебросить силы на Западный фронт. Они не жалели сил и средств, рассчитывая на долгожданный прорыв. И в ночь с 12 на 13 июля германская артиллерия начала обстрел британских позиций необычными снарядами. Разрывались они тихо, выпуская на позиции противника газ с горчичным запахом. По месту первого применения новый газ и получил своё название.
От глаз до ДНК
Той ночью ипритом отравились около 2500 человек, из которых умерло 87. Иприт убивает далеко не всегда, гибнут лишь 5% отравившихся. Но этот газ наносит сильнейший вред здоровью людей.
Импровизированное устройство для предупреждения о начале газовой атаки
Поражает горчичный газ в первую очередь глаза и кожу. Если глаза пострадавшего не защищены, он может ослепнуть — временно или навсегда. При контакте с ипритом на коже образуются нарывы, а попадание в лёгкие приводит к тяжёлым поражениям дыхательных путей. Кроме того, современные исследования показали, что иприт способен провоцировать изменения ДНК. Вот как описывали воздействие газа люди, знакомые с производством иприта:
Иприт способен незаметно накапливаться в организме, он даёт о себе знать спустя несколько часов после отравления. Летом иприт сохраняет свои убийственные свойства даже через несколько дней после распыления, а осенью и зимой может поджидать жертву неделями.
Британская пехота идёт в атаку сквозь облака газа на Ипре, 1917 год.
Первая медицинская помощь после газовой атаки
Канадский солдат, пострадавший от применения иприта
Жители прифронтовой зоны в самодельных противогазах
Миф: Иприт - главное ОВ Первой мировой...
Реальность: Иприт - далеко не самое распространенное ОВ с небольшим количеством летальных исходов относительно прочего оружия...
Миф: Иприт дает почти гарантию инвалидизации, но чаще всего - смертельный исход...
Реальность: смертельная дозировка иприта составляет 0,7 мг/кг (перорально). Добиться такой концентрации в условиях боя на открытой местности очень сложно. Для человека, который передвигается и имеет минимальные средства защиты - невозможно. Кожные проявления - эритема, везикулы, буллы, язва, некрозы действительно преследуют пораженного всю жизнь, однако даже в половине случаев сильного отравления инвалидизация не происходила. Большинство пораженных восстанавливали свое здоровье...
Миф: Химическая атака имеет огромные шансы на успех...
Реальность: Практически любое химическое оружие исключительно ненадежно, напрямую зависит от погодных факторов. Абсолютное большинство химических атак в истории были неудачны и приводили к минимальным жертвам у противников...
Миф: Иприт представляет опасность до сих пор...
Реальность: Да. Но химическое оружие эффективно лишь в случае массового и совершенно неожиданного применения, большей частью - по гражданским целям...
12 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена