Больше не встречу
Александр Александрович Бырыкин (именно так!) родился 18 февраля 1952 г. в с. Берёзово (бывший г. Берёзов) Тюменской области Ханты-Мансийского АО, в семье механика завода сельхозмашин Александра Александровича и инженера электролампового завода, инвалида-колясочника Александры Георгиевны Бырыкиных.
Когда Саша был ещё младенцем, семья Бырыкиных (с Александром и его братом Василием (род. 6 июня 1953)) сменила место жительства на Подмосковье (г. Люберцы).
Уже в раннем детстве обнаружилась склонность Саши к музыке и поэзии. Поэтому неудивительно, что он с отличием отучился в музыкальной школе (играл на домре) и, еще будучи подростком, собрал свой первый музыкальный коллектив Аллегро, с которой выступал на местных танцплощадках. Тогда же начал исполнять песни, причём только на собственные стихи. Однако, позже, став профессиональным композитором, писал стихи для своих песен редко.
Будучи призван в армию, служил в РВ под Калугой, но вскоре был переведён в ансамбль войск ПВО Московского военного округа.
Окончил классическое вокальное отделение музучилища им. Гнесиных, а позднее (уже выступая на профессиональном уровне) заочно и Краснодарский институт культуры по специальности «режиссёр массовых мероприятий».
С 1973 года Барыкин стал профессиональным музыкантом. Выступал в ВИА Москвичи (1973), где заявил о себе и как об исполнителе первых собственных песен; Весёлые Ребята (1973-1976; и март 1979 - август 1979), Самоцветы (1976-1977), в сочинской группе Жемчуг (1977 - март 1979)].
В 1974 году участвовал в записи первой большой пластинки ВИА Весёлые Ребята «Любовь — огромная страна», а так же музыки и песен к фильмам «Центровой из поднебесья» и «Отважный Ширак». Участвовал в проекте Давида Тухманова «По волне моей памяти», исполнив песню «Приглашение к путешествию» на стихи Шарля Бодлера, которая и принесла ему известность. (До этого Барыкин спел и записал в составе Весёлых ребят три песни Тухманова; первая из них была записана в 1973 году для телефильма «Эта весёлая планета» в дуэте с Александром Лерманом).
В 1979 году, вернувшись к Ребятам, участвовал в записи пластинки «Музыкальный глобус», которая состояла из кавер-версий хитов западных исполнителей. Именно тогда он сделал кавер-версию знаменитой песни группы UFO «Belladonna». Но проработал в Ребятах Александр только до августа того же года, после чего вновь покинул ансамбль.
В 1980 году совместно с тогдашним гитаристом Самоцветов Владимиром Кузьминым, Барыкин организовал рок-группу Карнавал, получившую широкую известность в СССР, в основном благодаря широкому распространению магнитофонных записей (по большей части любительских). В этот период Александр был увлечён стилями регги и новая волна, что, впрочем, не означало отказ от рок-н-ролла. В заглавной песне магнитоальбома «Рок-н-ролльный марафон» (1986) Барыкин спел собственно написанные слова: «Новой волне, где компьютерный мотив,/ Жизнь возвратил старый и потёртый гриф». Эти строки наглядно отражали музыкальное кредо группы.
Дебютный магнитоальбом — «Супермен» (1981) получил большую популярность среди поклонников рок-музыки. В него вошли песни Кузьмина, Барыкина и Владимира Матецкого. Стихи поэта-песенника Игоря Кохановского — автора текстов звёзд советской и российской эстрады, от Клавдии Шульженко и Людмилы Зыкиной, до Софии Ротару, Анны Герман, переводчик текстов польских песен, текстовик рок-групп Карнавал, Динамик, Аракс, и многими ВИА (из всего альбома только одна песня была написана Кузьминым) — делали содержание песен группы близким к творчеству Машины Времени и Воскресения (при совершенном несходстве музыки). Тогда же, в 1981 году, фирма «Мелодия» выпустила миньон с тремя песнями Карнавала.
На концертах участники Карнавала выступали в чёрных костюмах (по словам Барыкина, «…в духе того, что, мы чувствовали, происходит в стране»). Первоначально группу хотели назвать Чёрный Карнавал (возможно, повторяя название сборника рассказов Рэя Брэдбери, — Барыкин ещё в 70-е годы увлёкся философской фантастикой). То есть, это был совсем не тот «Звёздный карнавал», который очень скоро Барыкин начал создавать вместе с Кузьминым (песню с, именно, таким названием он написал на стихи Кузьмина).
В 1982 году между Барыкиным и Кузьминым начались разногласия, в результате чего они «разошлись». После судебного разбирательства на тему, кому будет принадлежать название Карнавал (которое, кстати, всё же выиграл Барыкин, зарегистрировавший его в Тульской филармонии), Кузьмин основал свою группу Динамик, куда ушли ключевые музыканты Карнавала. Название остался за Барыкиным, но ему пришлось набирать новый состав.
Тогда же Александр окончательно изменил свою паспортную фамилию Бырыкин, указанную на пластинке «По волне моей памяти» и на миньоне Карнавала.
Впервые это было сделано в 1979 году по инициативе художественного руководителя Весёлых Ребят Павла Слободкина на миньоне, куда вошли песни, готовившиеся к «Музыкальному глобусу». Слободкин устроил пиар по методу «думайте, что хотите», обыграв совпадение фамилий Александра и новой солистки Людмилы Барыкиной. «Это нас Паша в „Весёлых Ребятах“ свёл с Людкой под одну фамилию. Точнее, меня свёл…», — говорил потом сам Барыкин.
Барыкин и Кузьмин не стали врагами. В вышедший в 1984 году магнитоальбом Карнавала «Радио», вошла (с согласия автора) песня Кузьмина «Пусть играет музыка». Позднее Кузьмин участвовал в концерте, посвящённом 20-летию профессиональной музыкальной деятельности Барыкина (1993), а Барыкин — в концерте, посвящённом 50-летию Кузьмина (2005).
Наиболее известные хиты Барыкина в 1982-1985 гг. — «Чили», «Спасательный круг», а особенно песня «Чудо-остров», написанная совместно с клавишником Карнавала Русланом Горобцом (затем – Рецитал). Позже, уже не играя в группе, Горобец написал для Карнавала ставшую хитом песню «Аэропорт». При записи песни соло на гитаре исполнил Валерий Гаина (Круиз).
В 1985 году дела группы шли неважно. Их коллектив входил в так называемый «чёрный список советских рок-групп, запрещённых к…», поэтому ни о каких концертах нельзя было и мечтать. Министерство культуры в те годы вообще не приветствовало творчество рок-групп. Но Барыкин нашёл выход из этой ситуации. С согласия Давида Тухманова, Карнавал исполнил ряд его песен перед худсоветом. Композитор таким образом оказал Барыкину неоценимую помощь. Вскоре появился альбом «Ступени», который оказался весьма популярным. Этот диск-гигант Карнавал записал на «Мелодии». На нём кроме песен Тухманова были и несколько песен Александра, одна из них – «Запасной игрок».
В марте 1985 года Барыкин неожиданно для многих распустил Карнавал, а сам присоединился к группе Рок-ателье, собиравшейся на зарубежные гастроли с театром Ленинского комсомола. Но гастроли сорвались, и альянс распался. Барыкин реорганизовал Карнавал, после чего группа выступила на Московском международном фестивале молодёжи и студентов.
Барыкин продолжает сотрудничество с Тухмановым. В том же году его пригласили на «Голубой огонёк», исполнить песню Игоря Николаева на слова Валерия Сауткина «Программа телепередач на завтра», и с этого момента Барыкин приобрёл всесоюзную известность не только среди поклонников рока.
В 1986 году он, вместе с Юрием Лозой, участвовал в проекте Антре, выпустившем единственный магнитоальбом «Плот», где Барыкин первым и исполнил песню «Плот» — самый известный хит Лозы.
В августе 1986 года, через 3 месяца после аварии на Чернобыльской АЭС, Барыкин дал там концерт. Результатом чего, в дальнейшем, стала операция на щитовидной железе.. Кроме того, как отмечали многие исполнители, побывавшие в зоне повышенной радиации, это негативно отражается и на вокальных данных: например, точно так же повредили себе голос Алла Пугачёва и Ирина Понаровская.
В 1987 году Александр записал один из своих главных своих хитов «Букет» (1988), положив на музыку стихотворение русского «крестьянского» поэта Николая Рубцова. После выхода пластинки, Барыкина начинают упрекать в отходе от рока и называть эстрадником. В ответ он выпускает рок-пластинку «Эй, смотри!» (1990).
А в 1991 году, выпустив свой последний LP «Голубые глаза» (заглавная песня, тоже получившая упреки в эстрадности музыки и слов, написана на стихи Генриха Гейне), Карнавал в очередной раз распадается.
В начале 1990-х годов у музыканта начались проблемы с голосовыми связками. Подлечившись, он выпустил целых три диска: "Русский Пляж" (1994), "Никогда не поздно" (1995) и "Острова" (1996), но вскоре болезнь вновь обострилась. После 1996 года Барыкин 5 лет не выпускал новых альбомов, потом окончательно вылечил связки и возобновил активную деятельность.
В середине 1990-х годов в рок-музыку пришёл и сын Александра — Георгий, продюссированием которого отец и занялся. Георгий Барыкин, в качестве гитариста, участвовал в записях альбомов отца, играл на его концертах.
В 2000 году, совместно с музыкантами (входившими в его аккомпанирующий состав и принявшим через год участие в записи альбома «Волга» (только двое из них играли в Карнавале)), Барыкин организовал юбилейный концерт по случаю 20-летия группы.
В 2002 году состоялся большой концерт в честь 50-летия Барыкина. В нём не смог принять участие Кузьмин, но участвовали, и исполняли песни из репертуара Барыкина, Алла Пугачёва, Татьяна Буланова, Витас, Андрей Губин, Дмитрий Маликов, Александр Малинин, Александр Маршал, Игорь Николаев, Кристина Орбакайте, Татьяна Овсиенко, Георгий Барыкин, группы Михей и Джуманджи, Ногу свело!, Премьер-министр, Рондо. Юбилейный диск, с трибьютом, был выпущен в том же году, под названием "Звёздный карнавал".
В октябре 2002 года также вышел альбом «Молись, дитя!». Его презентация состоялась в храме Христа Спасителя, так как альбом носил концептуальный характер и состоял из песен на религиозную тему.
В дальнейшем были изданы новые альбомы музыканта - "Волга" (2001) с одноимённым ремейком народной песни в стиле "регги", а также "Река и море" (2003), "Любовь" (2005), "Нелли" (посвящён молодой жене и записан совместно с ней в 2006 году), "Ракета с Юга" (2008, полу-ремейк старых песен с несколькими новыми, записан с брянской техно-группой DUB TV) и "RockНеStar" (2009, выпущен к 30-летию группы Карнавал).
20 ноября 2009 года в Лужниках прошёл большой концерт Барыкина и группы Карнавал под названием «30 лет вместе». Группа вышла на сцену в «золотом» составе. Среди приглашённых гостей были: Валерий Гаина, Григорий Безуглый, группа Ранетки и группа супруги Барыкина — Нелли.
Заявивший ещё в 1983 году в журнале «Юность», что мысль рок-автора должна выражаться в музыке, Барыкин, не только сочинял тексты песен сам, но и сотрудничал с разными поэтами-песенниками, в том числе с Аркадием Славоросовым, с которым учился в одной школе и которого считал самым близким себе поэтом (а также с Павлом Жагуном, Маргаритой Пушкиной, Вадимом Маликовым, Борисом Дубровиным, Михаилом Таничем, Борисом Баркасом и другими). Но он писал и на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Генриха Гейне, Артюра Рембо, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили. Прочитанное как-то стихотворение Марины Маковой «Актёр» стало основой для одноименной песни, сначала вошедшей в альбом «Карусель», а потом в концертный альбом «Актёр»; а стихотворение Сергея Каратова «Не оставляйте женщину одну...» — основой для одной из немногих бардовских песен Барыкина.
Последние годы жизни Александр Барыкин проводил в Брянске, где до свадьбы жила его вторая супруга. Осенью 2010 года певец пережил острый гипертонический криз, проходил лечение в Брянском кардиологическом диспансере.
Александр Барыкин скончался в возрасте 59 лет на гастролях в Оренбурге 26 марта 2011 года. По информации, предоставленной брянским продюсерским центром «Живая вода» (с которым сотрудничал Барыкин), причиной смерти стал повторный обширный инфаркт, случившийся во время концерта. По официальным данным, певец с трудом допел последнюю песню и ушёл за кулисы. Позже чего его увезли на «скорой» в больницу, где сделали операцию, но утром музыкант умер (был на том концерте: Сан Саныч честно допел программу, а о том, что его не стало, я узнал только через день – честно, был в ахуе!)
Александра Барыкина похоронили 29 марта 2011 года на Троекуровском кладбище (6-й участок) в Москве. Памятник на могиле певца сооружён в 2012 году скульптором Валерием Белых на средства Аллы Пугачёвой и мэра Новокуйбышевска Андрея Коновалова, который долгое время дружил с музыкантом.
Впоследствии в Интернете были выложены последние "посмертные" музыкальные работы певца - альбом "Давай, живи!" (2011, песня была презентована незадолго до смерти на последних концертных выступлениях) и инструментальный релакс-альбом на мотивы старых песен "Dreams of Beyond" (2012), записанный совместно с брянским DJ reAlex и сыном Георгием.
У музыканта, кроме Георгия, остались так же дети: дочери — Кира Бырыкина (1992). Евгения Бырыкина (2006) и внебрачный сын Тимур Саед-Шах (1987) от певицы Раисы Саед-Шах, который как-то снимался в «Ералаше», известный так же, как рэпер Check.
«О нём можно было говорить только хорошее», — заявляют знавшие Барыкина музыканты. Выступавший вместе с Барыкиным в Весёлых Ребятах Вячеслав Малежик сказал, что тот был для многих музыкантов ориентиром, «лакмусовой бумажкой, по которой можно было сравнить себя и понять, по правильному пути ты идёшь или нет».
Владимир Кузьмин на своем официальном сайте так отреагировал на смерть старого товарища: «Кошмар. Очень больно… Не только говорить, но даже думать об этом, представить, что Саши больше нет. Великий музыкант и человек. Самые глубокие соболезнования родным, особенно его детям».
Валерий Гаина, участвовавший в записи двух альбомов Барыкина, сказал: «Саша был очень важным человеком в моей жизни. Он был хорошим другом, замечательным собеседником и великолепным музыкантом. С теплотой вспоминаю те дни, что мы провели с ним в студии, и те концерты, что мы вместе сыграли. Не могу поверить, что всё это навсегда осталось в прошлом. Он прожил свою жизнь достойно и честно и навсегда останется в моей памяти весёлым парнем, смело шагнувшим из 1980-х годов в XXI век. Благодарен судьбе за такого друга».
В 2015 году одна из новых улиц Люберец была названа в честь Александра Барыкина.
Не исключается открытие памятников музыканту в городах Люберцы и Вольске, где прошли его детство и юность (в Вольске на берегу Волги был дом его деда по материнской линии; туда, учась в школе, Барыкин постоянно ездил на летние каникулы).
Источники:
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-aleksandr-barykin.html
https://24smi.org/celebrity/3848-aleksandr-barykin.html
12 комментариев
6 лет назад
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш -
Актёры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена