Япония: чудесные шестидесятые. Рок, фолк и блюз. Часть первая
Появление новых электрических а акустических инструментов подстегивало стремление освоить новые горизонты звучания, новые тенденции постмодернизма в литературе и поэзии делали песни все более вызывающими и откровенными, - политика и косность общества стала предметом бичевания в устах выдающихся бардов - Боба Дилана, Джоан Баэз, Пола Саймона и Артура Гарфанкеля.
Количество новых музыкальных групп росло в геометрической прогрессии, и в этой же прогрессии уменьшалось, - на неудачах сказывался и "сырой" материал, и недостаточность музыкального образования, а иногда и отсутствие интереса со стороны звукозаписывающих компаний. Сколько превосходных групп исчезало после записи единственных альбомов, проигнорированных современниками, но ставших затем объектами пристальной охоты со стороны меломанов и музыкальных продюсеров. Иногда публицистическая критика наносила смертельный удар, а иногда и увлечение наркотиками и алкоголем ставили крест и на карьере, да и на самой жизни.
И если с британскими, американскими, и европейскими рок-группами мы знакомы, то совершеннейшей тайной для нас остается развитие рок-музыки в стране Восходящего солнца.
Япония тоже не избежала битломании, - своим кумирам подражали десятки групп, исполнявших песни ливерпульской четверки на японском, или на весьма своеобразном английском, как например, Powerhouse, добавив частицу "гаражного" психоделического звучания, и своеобразной дикции (в японском языке нет звука "л", поэтому по большей части он заменяется "р", что дает интересную интерпретацию песни "Облади-облада", звучащую как "Обаради - Обарада")
Powerhouse: Obladi Oblada
"Британское вторжение" в музыкальный мир Европы и Америки первой половины шестидесятых годов известно всем: разгромленные истеричными поклонниками The Beatles концертные залы, уклоняющиеся от девичьих рук, тянущихся к их пиджакам The Rolling stones, "сливочная" троица - Джинджер Бейкер, Джек Брюс и Эрик Клептон, вводящая в исступление слушателей своей монументальной Sunshine on your love, а рядом Moody Blues c концептуальным альбомом Days of future passed.
В Японии же этот культурный десант привел к меньшим материальным потерям, зато вдохнул искру в музыкальную революцию. Японцы, как и большинство азиатов очень восприимчивы ко всему новому и прогрессивному, а потому в стране стали как грибы после дождя появляться собственные исполнители, где-то напрямую копирующие своих западных кумиров, а в чем-то и перешагнувшие ставшие узкими очерченные границы стилей, запросто их смешав.
Одной из таких превосходных групп стали The Jacks со своим единственным студийным альбомом Vacant world, увидевший свет в 1968 году, - ставший одним из символов японского рока шестидесятых. Альбом во многом обязан своими мрачными нотами поэту Ёсио Хаякаве, после записи покинувшего группу, и занявшегося сольным творчеством.
The Jacks: マリアンヌ Marianne
The Jacks: 時計をとめて Stop The Clock
В конце шестидесятых взошла звезда ставшей впоследствии культовой фигуры - поэтессы и исполнительницы Маки Асакава. Большое влияние на нее оказало творчество джазовых див - Биили Холидей, и Махалии Джексон, а впоследствии она увлеклась и фолком, соединив в своих альбомах эти два направления:
Maki Asakawa: ブルー・スピリット・ブルース Blue Spirit Blues 1972
Не обошлось без влияния на японскую рок-музыку и такой легендарной группы британского прогрессивного рока, как King Crimson c их пронзительными и душещипательными хитами типа Epitaph или In the wake of Poseidon, к примеру на альбоме (опять же единственном) группы Too much, вышедшем в 1971 году подобная фундаментальная Song for my lady занимает почти треть альбома:
Too much: Song for my lady
Прогрессивный рок подарил музыкальному миру чудесный и одновременно дорогой механический инструмент - меллотрон. Очень сложно и скрупулезно настраиваемый меллотрон мог как вознести группу на вершину музыкального Олимпа, так и низвергнуть ее в небытие по причины его поломки, что и случилось с замечательной группой Steamhammer, распавшейся в 1972 году по причине потери всего музыкального оборудования, сгоревшего в пожаре во время концерта в одном из американских городов, причем, поджог устроили местные гангстеры, имевшие свои счеты с клубом.
Денег на новое оборудование, включая меллотрон уже не было. Такой одновременно простой и безнадежный распад. Чтобы оценить талант этой группы, послушайте альбом Speech, выполненный в стиле вполне себе краут-рока.
Так вот, меллотрон прижился и на японской земле, и вполне себе легко, приобретя поклонников среди большого числа музыкантов.
7 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Уже в 1964 году она была издана в СССР Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» на третьей части сборника «Музыкальный калейдоскоп» пользовалась большим успехом.
В 1965 году мелодия песни прозвучала в фильме "Иностранка" в исполнении духового оркестра.
Вскоре поэт Леонид Дербенёв сочинил для неё русский текст («У моря, у синего моря»), и в таком виде она прозвучала в фильме «Нежность» , после чего песня завоевала всесоюзную популярность, став одним из «документов эпохи» 1960-х гг и вторым названием «Каникулы любви».
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена