Спиридоновка. Модерн против готики
Улица отходит от Малой Никитской и, плавно извиваясь, упирается в Садовую-Кудринскую. Как и многие другие улицы в России, названа в честь стоящего на ней храма. В данном случае это церковь святого Спиридония на Козьем болоте. Посвящение церкви не было случайным: она появилась в 16-м веке в Патриаршей Козьей слободе, а святой Спиридон, бывший в юности пастухом, считался покровителем скотоводства. Поэтому, хотя главный престол церкви был освящен в честь Рождества Божией Матери, название храму и прилегающим к нему улицам было дано по приделу святого Спиридона. Престижной и респектабельной улица стала в 19-м веке, таковой остаётся и сейчас.
Особняк Рябушинского - классика модерна.
Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания. Каждый фасад оформлен по-своему.
Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Оплывшие формы наружных порталов и крылец вместе с узорами оконных рам и ограды предвещают плавность форм внутреннего пространства.
"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании. И это написал автор "Тараканища" и "Мойдодыра"! Авторитетный ценитель красоты... А вот Горький не стал поливать помоями особняк, а просто поселился в нём, как и подобает истинно пролетарскому писателю. Если уж возят тебя на Роллс-Ройсе, то и жить ты должен в особняке.
Сейчас здесь музей Горького. Надо будет как-нибудь заглянуть туда, полюбоваться интерьерами. Говорят. они неплохо сохранились.
Массивный кубический объем контрастирует с изгибами линий окон и ограды.
Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и учитывая интересы хозяев, он создал мир образов с общей тематикой водной стихии: лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом и т.д.
В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, животных надводного и подводного мира: черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки, мозаика пола изображает водную зыбь, рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд с нерасторопной улиткой.
В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.
На другой стороне улицы располагался Гранантный двор - мастерские по производству разрывных артиллерийских снарядов, находившиеся в ведомстве Пушкарского приказа (с 1701 года – Артиллерийского приказа).
В основе здания палаты 17-го века.
В 1712-м году во время крупного московского пожара здесь взорвались боеприпасы, сильно повредив здание. Восстановленное строение, почти не напоминало те палаты, что стояли здесь до пожара. Об их существовании напоминали лишь кирпичные своды в нижнем этаже, оставшиеся местами оконные проемы и фрагменты декора. Согласно архивным данным в середине 18-го века домовладение принадлежало князю М.С. Долгорукому, позже здесь селились купцы, а затем был дом причта церкви "Большое Вознесение".
В 1930-е палаты были обустроены под коммунальное жильё. Реставрация проводилась в 1970-е и 1990-е годы. Палаты дали название Гранатному переулку. ответвляющемуся от Спиридоновки в этом месте.
На стрелке Гранатного переулка и Спиридоновки стоит здание причудливой формы.
Дом был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Он возводился в два этапа: в 1899 г. вдоль Гранатного пер. был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера (1860-1931), а в 1902 г. архитектор В.А. Величкин (1863-1921), автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырехэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя. За свою форму дом получил прозвище "Утюг".
Бывший жилой дом купца Павлова.
На другой стороне улицы в скверике установлен памятник Александру Блоку, который гостил пару недель в соседнем доме.
Бывший доходный дом архитектора Бойцова 1903-го года постройки.
Доходный дом архитектора был своеобразной рекламой его творческих поисков и профессиональных возможностей. Необычна трактовка здания: среди традиционных доходных домов, как правило, шестиэтажных, выходящих на красную линию улицы, оно стоит особняком. Особняком оно, собственно, и выглядит, во многом благодаря своему расположению на участке, отсылающему к классической планировке городских усадеб: дом поставлен в глубине участка, за оградой. Фасад, выполненный в любимой архитектором неоготической стилистике, увенчан массивной скульптурной группой: лев побеждает дракона (заглавное фото). Похожий приём был использован архитектором Л.Н. Кекушевым, увенчавшим скульптурой льва собственный особняк на Остоженке, выстроенный в эти же годы.
Сейчас здание занимает генеральное консульство Греции.
Рядом "простой" доходный дом 1902-го года постройки.
Особняк врача отоларинголога Беляева.
Агапит Беляев был не простым врачом, он носил титул действительного статского советника. У него лечили свое горло и связки Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, а они кому попало своё главное сокровище лечить не дадут..
Здание задумывалось как своеобразная стилистическая пара особняку Рябушинского. Но здесь все скромнее и экономнее, и черт собственно модерна здесь меньше. Например, отсутствуют дорогостоящие майолики и мозаики. Схожесть построек прослеживается в геометрии объёмного решения и отделке стен кремовой облицовочной плиткой. Выразительность сооружения достигается за счет гармоничного сочетания объемов. Украшает дом высокая открытая терраса с левой стороны. Особняк сохранил первоначальное остекление. Верх окон выполнен маленькими ячейками с выпуклыми стеклами, что было характерно для Москвы конца XIX - начала XX века. Эти стекла создают красивую игру света в комнатах. И даже в пасмурные дни, что важно для нашего часто хмурого неба. Сейчас здесь резиденция посла Южной Кореи.
Усадьба члена правления Высоковской мануфактуры Карла Гесте.
Дом построен по проекту архитектора Сергея Сергеевича Шуцмана, работавшего в архитектурной мастерской Кекушева. Он построил разновеликий дом, как будто сложенный из стоящих и лежащих кубиков, в интересном сочетании неоклассики и модерна. Двухэтажный и трехэтажный объемы объединяются неоклассическим декором, выраженным в ярком русте первого этажа, и классическими наличниками. Ограда особняка украшена полукруглыми нишами, тоже характерными больше для ампирной Москвы. Но всё-таки Шуцман не Кекушев, нет той лёгкости и красоты.
Сейчас здесь посольство Алжира.
Цэковский домик не для членов политбюро, а попроще - для маршалов и министров и простых послов.
Здесь жил Афанасьев - министр общего машиностроения. Так тогда называлась ракетно-космическая промышленность. Можно сказать, что это мой первый министр.
Жилой дом треста "Теплобетон"
Для того, чтобы освободить место под строительство дома в 1930-32 годы была снесена церковь святого Спиридония, давшая название улице.
Дом выстроен в стилистике постконструктивизма. Линия фасада подчеркивает угловое расположение дома, образуя своеобразный угловой фасад на углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка. Боковые части выходящих на угол фасадов оформлены лоджиями, поддерживаемыми колоннами прямоугольного сечения. Верхняя часть здания увенчана карнизом и по бокам от барельефа украшена рустовкой – своеобразная отсылка к классической ордерной архитектуре.
Примечателен материал, из которого выполнено здание – инновационный по тем временам теплобетон. Со второй половины 1920-х годов в стране начался очередной этап внедрения монолитного бетона в гражданское строительство (метод строительства домов в многократно оборачиваемых опалубках был запатентован Т. Эдисоном еще в 1908 году). В это время получило развитие монолитное строительство зданий до 8 этажей с применением заполнителей из пемзы и шлака. Созданное в 1925 году Русско-германское акционерное строительное общество Русгерстрой начало применять для монолитных стен пемзошлаковый бетон. Принцип составления бетона предусматривал содержание в нем наряду с пемзой и гранулированными шлаками также гравия, песка и иных местных материалов по определенной жесткой рецептуре в соответствии с патентом фирмы «П. Коссель и Ко», являющейся компаньоном акционерного общества. Впоследствии общество «Русгерстрой» было преобразовано в трест «Теплобетон», а легкий бетон такого состава еще в течение ряда лет продолжали использовать в строительстве. Ярким примером такого строительства и стал этот жилой дом.
Фриз здания украшен барельефом с тремя аллегорическими фигурами, изображающими Технику, Искусство и Науку. В тёмное время суток фриз подсвечивается.
А этому особняку в стиле английской готики следует уделить побольше внимания.
Савва Тимофеевич Морозов приобрел старую обветшавшую усадьбу семьи Аксаковых, приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого архитектора Федора Шехтеля. Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича Зинаиды, которую он увёл у своего племянника - Сергея Викуловича (про его дом в Леонтьевском переулке я уже писал).
Этот особняк был одной из первых больших самостоятельных работ Федора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером, сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.
Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью.
Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад.
Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство.
Через два года после смерти мужа Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы Тимофеевича не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.
Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К.Ф. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.
В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел. Сейчас в особняке находится дом приемов Министерства иностранных дел России. 4 августа 1995 года в нём произошел сильный пожар. Особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью Федора Шехтеля. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».
Ограда тоже достойна внимания.
Леопардовые львы как на средневековых гербах рыцарей, городов и государств.
Готический фонарь.
Декоративная башенка.
А здесь, за высокой оградой готические чудища ещё держат оборону.
Следующее здание на противоположной стороне - бывший доходный дом 1909-го года постройки. Сейчас здесь резиденция кубинского посла .
Этот итальянский палаццо на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка на самом деле бывший особняк купца Гавриила Тарасова.
У дома, действительно, есть совершенно конкретный итальянский прототип - палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине 16 века знаменитым Андреа Палладио. В Москву итальянский дворец перенёс знаменитый Иван Жолтовский, при этом, однако, переосмыслив пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет бОльшую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более «короткий» верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.
Оформлением интерьеров здания, тоже в итальянском духе, занимались художники Игнатий Нивинский и Евгений Лансере.
Заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов – выходец из армянской семьи. На фасаде дома и сейчас можно прочесть на латыни: GABRIELUS TARASSOF FECIT, то есть «Гавриил Тарасов – сделал..». Хотя заказчик умер в 1911 году, не дождавшись окончания строительства.
После революции в здании разместился Верховный суд, затем – посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные «итальянские» комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук.
Напротив палаццо ещё один скромный советский домик для высокопоставленных партийных и правительственных чинов.
Самый известный из них - 1-й секретарь московского горкома Гришин.
Как-то слишком высоко скульптор повесил ему звёзды - практически на плечо.
Дом по прежнему охраняется законспирированными сотрудниками ФСО. При этом входные двери даже не металлические.
Цэковский дом пристроен к дореволюционному доходному дому.
Этот дом немножко претендует на звание готического, он украшен драконами, но только маленькими, в детстве болевшими много.
Доходный дом Рузской. Построен в 1913-м году архитектором Домбровским. Украшен такими же худосочными дракончиками, как и дом напротив.
Дом с чайками.
Этот интересный доходный дом был выстроен архитектором Н.И. Жериховым в 1910 году уже на излете стиля модерн. Время строительства определило стилистику дома: строгие лаконичные формы рационального модерна, совершенно нехарактерные для более раннего творчества Жерихова, обычно украшавшего свои постройки богатым и вычурным скульптурным декором.
Фасад дома имеет симметричную композицию с углубленной средней частью и двумя прямоугольными ризалитами по бокам. Декоративный эффект достигается за счет цветового контраста между коричневой облицовкой фасада и ритмично расположенными светлыми акцентами в обрамлении окон, а также цокольного и верхнего этажей.
«Изюминкой» дома является его оригинальное декоративное оформление, стилизующее элементы символики Московского художественного театра. Верхнюю часть здания украшает керамический фриз из абрамцевской «акварельной» плитки сине-изумрудных оттенков с разбросанными по нему плитками с изображениями летящих чаек — узнаваемая отсылка к символике МХТ, разработанной Ф.О. Шехтелем в 1902 году. Этот мотив не повторяется более ни на одном московском доме.
Ещё один бывший доходный дом Рузской. Построен также в 1913-м году по проекту архитектора Домбровского.
Если на пару десятков метров зайти во Вспольный переулок, можно увидеть здание городской усадьбы Мочаловой, построенное в середине 19-го века.
Меня здесь удивил тот факт, что усадьбу в 1891-м году выкупил крестьянин Фомичёв, который пристроил ещё и двухэтажный каменный корпус и каменную же конюшню. В 1910-м здание перестраивалось Жолтовским. Здесь находится театр-студия "На досках".
А это боковой фасад усадебного флигеля.
К флигелю вплотную примыкает последний дом на Спиридоновке - бывший доходный дом Скопника. Построен в стиле модерн в 1910-м году архитектором Гельрихом.
Гуляйте по Москве!
Автор DMITRY_SASIN
2 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена