Русские в космосе писали не карандашами
Эта история трогает нас, потому что НАСА действительно тратила уйму денег на космические письменные принадлежности — в 1965, по информации историков, они платили 128 долларов за механический карандаш (надо сказать, что у этих карандашей был высокопрочный корпус, но внутри был самый обычный стержень). Кажется логичным, что хозяйственный СССР использовал более простое и умное решение. Однако история о финансируемой правительством космической ручке и Советском Союзе, который использовал вместо этого карандаш, не правдива. В обеих космических программах использовалась космическая ручка Fisher, и ни одна из стран не тратила денег на ее разработку. Давайте узнаем реальную историю.
Почему обычная шариковая ручка не пишет в космосе?
Обычная шариковая ручка зависит от гравитации: чернила должны вытекать из стержня на шарик, а затем на бумагу. Чернила находятся внутри ручки – именно их вы видите в прозрачной пластмассовой палочке внутри обычной ручки Bic. Однако в условиях невесомости никакая сила не толкает чернила к шарику — они просто свободно болтаются в стержне. Именно поэтому обычная шариковая ручка не пишет как следует, если ее перевернуть, — по крайней мере, после первых нескольких росчерков, и часто не пишет на вертикальных поверхностях — чернила не достают до шарика.
Почему бы не использовать карандаш?
На самом деле, пока не появилась ручка Fisher, американцы и СССР использовали в космосе карандаши. Американцы предпочитали механические карандаши, которые позволяли писать тонкими линиями, но представляли опасность, когда ломались (если вы когда-либо пользовались механическим карандашом, вы знаете, что это часто случается). Кусочек графита, плавающий по кабине космического корабля, может попасть кому-нибудь в глаз или даже в механизм или электронику, вызвав замыкание или иные проблемы. Хьюстону уж точно не нужны были астронавты, вспоминающие о возникших в полете проблемах. В советской космической программе применялись восковые карандаши, которые не ломаются — чтобы получить еще пишущего воска, космонавты просто снимали очередной слой бумаги. Проблема с таким карандашом заключается в том, что он пишет неточно и расплывчато — примерно как мелок. Снятый слой бумаги представлял собой отходы, и кусочки бумаги, плавающие в кабине Союза досаждали так же, как кусочки графита, летающие в кабине Аполлона. Последний аргумент против карандашей связан с огнем. Любой воспламеняемый материал в среде с высокой концентрацией кислорода представляет опасность — этот урок мы усвоили после чудовищного пожара на Аполлоне-1. После этой трагедии НАСА предприняла меры по минимизации использования легковоспламеняющихся материалов на космических кораблях — а любой карандаш (обычный, механический или восковой) содержит некоторое количество воспламеняемого материала, пусть даже это графит.
Космическая ручка Fisher
В 1965 году инженер Пол Фишер (Paul C. Fisher) запатентовал новую ручку, и все стало иначе. По имеющейся информации, его компания по производству ручек потратила свой личный миллион долларов на разработку ручки, которую сначала называли «Антигравитационной космической ручкой», а затем стали называть просто «Космической ручкой». Фишер усовершенствовал свое изобретение как раз тогда, когда НАСА платила 128 долларов на свои карандаши, так что он заработал на плохой рекламе и представил свою сверхпрочную ручку как очевидное решение проблемы. И это сработало. В космической ручке Fisher был ряд технологических усовершенствований, которые делали ее удобной не только для космоса, но и для применения в иных сложных условиях. Главным новшеством была чернильная капсула — чернила текли под действием сжатого азота, что позволяло ручке писать перевернутой, в невесомости, в вакууме или даже под водой. Азот был отделен от чернил плавающей перегородкой, которая сохраняла чернила в пишущей части капсулы. Сами чернила были не обычные: у них была тиксотропная (очень вязкая) консистенция, которая защищала от испарения, и чернила оставались неподвижными, пока шарик не начинал двигаться, и тогда они начинали действовать более типичным для жидкости образом. Чтобы уравновесить ток сжатых чернил, Фишер оснастил ручку точным шариковым пишущим элементом из карбида вольфрама, который предохранял от утечки. Ручка целиком была сделана из металла (за исключением чернил) с точкой возгораемости 200° C — это отвечало строгим требованиям НАСА в плане огнестойкости. Фишер поставил образцы космической ручки НАСА в 1965.
НАСА протестировала ручку, чтобы подтвердить заявления Фишера, и в конечном итоге одобрило последнюю версию ручки для использования в 1967 году. Желая избежать повторения скандала вокруг уплаты излишних сумм денег за карандаши, НАСА получила на ручки оптовую скидку — по сообщениям, в 1968 было заказано 400 единиц по цене всего лишь 2,39 доллара за ручку. Советский Союз также закупил ручки — 100 штук. Астронавты НАСА начали использовать космическую ручку на Аполлоне-7 в 1968 году. К 1969 космические ручки Fisher применялись и в американской, и в советской космических программах, а Фишер протрубил о своем успехе на ниве маркетинга. Среди прочего, космическая ручка использовалась на российской космической станции «Мир» в середине 90-х годов как первый товар, «проданный из космоса».
Источник:
19 комментариев
6 лет назад
Ручка с таким стержнем, действительно пишет в любом положении, хоть вверх ногами. Причём производитель пошёл дальше и сделал чернила пишущие при низкой температуре, на стекле, на мокрой поверхности, и это действительно так. Все испытания подобных стержней есть в интернете.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Родившийся в 1913 году в Канзасе в семье методистского священника, Пол в молодости перепробовал множество профессий: был продавцом, водителем грузовика, бухгалтером и механиком. В 1945-м ему предложили вложить деньги в чикагскую компанию по производству технологической новинки шариковых ручек. Покрутив изделие в руках, Пол отказался ему показалось, что ручка будет течь. Позже выяснилось, что, хотя ручки действительно текли, за первые три месяца фабрика принесла своим акционерам более $5 млн. Идея выпускать идеальные шариковые ручки захватила Пола, и в 1948 году он основал собственную компанию Fisher Pen. Первым успешным продуктом стал Bullet Pen хромированная ручка обтекаемой формы, которая сейчас считается одной из икон современного дизайна. Ручки по прежнему текли, и в процессе решения этой проблемы Фишер испытал более 10 000 прототипов. Он одним из первых предложил использовать единый картридж (стержень) для разных моделей ручек (заработав на этом свой первый миллион).
Ручки Fisher Space Pen способны писать при температурах от -50 до +120 градусов, под любым углом, на мокрой, жирной или глянцевой поверхности, в воздухе и под водой
В 1961 году с полетом Юрия Гагарина наступила космическая эра. Пол Фишер уже тогда понял, что человек не сможет обойтись без надежных инструментов для письма даже в космосе. По собственной инициативе он начал разработку космической ручки. Чтобы обеспечить подачу пасты к шарику в невесомости, он сделал картридж с газовым подпором и специальным поршнем. Такая ручка писала в любом положении, но… по прежнему текла. После еще почти трех лет испытаний Фишер заменил пасту тиксотропным гелем: вязкость его при вращении шарика уменьшалась, он становился жидким и легко писал на любых поверхностях, а когда шарик переставал вращаться загустевал. В 1966-м Фишер получил патент № 3285228 на Anti-Gravity Pen («Антигравитационную ручку») и отослал образцы в NASA, где их протестировали и одобрили. Партия из 400 «ручек для записи данных» модели Fisher AG-7 для программ Apollo и Skylab обошлась NASA по $6 за штуку. А в 1969 году 100 ручек и 1000 стержней для них купил СССР для использования на кораблях «Союз» и позднее на станции «Мир». Обе сделки не принесли Фишеру сверхприбылей, но зато он получил возможность рекламировать свое изделие как ручку, «которая пишет в любых условиях, даже в космосе», и это принесло изобретателю славу и богатство. А купить точно такую же ручку, какая побывала в космосе и на Луне, вот уже 40 лет может любой желающий.
Статья «Писать всегда, писать везде» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2009).
Удалить комментарий?
Удалить Отмена