«Еще одна жалоба — и канал закроют» BadComedian о попытке заставить его замолчать
Кинокомпания Kinodanz подала в суд на самого влиятельного российского YouTube-кинокритика Евгения Баженова, известного как BadComedian. Блогеру, за чьими едкими кинообзорами следят миллионы пользователей, предъявили претензию за обзор картины в жанре фэнтези «За гранью реальности», которая вышла в прокат в марте 2018 года. Создатели фильма требуют, чтобы критик удалил ролик и выплатил им компенсацию в размере миллиона рублей. Блогер утверждает, что истец грозил ему своим влиянием и связями в Министерстве культуры, которое BadComedian регулярно критикует за необоснованное финансирование убыточных и плохо снятых фильмов.
Судебная тяжба началась в январе 2019 года. Кинокомпания заказала лингвистическое исследование, выводы которого позволили Kinodanz утверждать, что BadComedian превысил «необходимый для достижения полемической и критической цели объем цитирования» художественного произведения и нарушил авторские права компании. В иске, который Баженов продемонстрировал на YouTube, представители Kinodanz ссылаются на стандарты цитирования в диссертациях. Лингвистическую экспертизу проводили А.Р. Исралиева и С.С. Шумов.
Баженов заявил, что представители кинокомпании намекнули ему на то, что он вредит репутации Kinodanz, а суд якобы должен ее восстановить. В июне 2017 года на канале BadComedian вышел критический обзор еще одной картины производства Kinodanz — «Танцы насмерть», которую также спонсировало Минкультуры.
«За нами стоят влиятельные, очень влиятельные люди, и нас поддерживает Министерство культуры Российской Федерации», — цитировал слова представителя кинокомпании Баженов. В Минкультуры причастность к конфликту между блогером и компанией опровергают.
После выпуска своего видеообращения Баженов дал интервью порталу Lenta.ru.
Почему вы называете иск неправомерным? Вы не нарушали объемы цитирования?
Баженов: Для меня очевидно, что эта история не про объемы цитирования, а про попытку цензуры. Я закон не нарушал. По закону разрешено в критических целях цитировать оригинал в объеме, оправданном целью этого цитирования. В случае с обзором фильма «За гранью реальности» цитирование вполне оправдано.
Для YouTube нет отдельных правил? Музыкальные блогеры, к примеру, не используют фрагменты длиннее пяти секунд, чтобы не нарваться на претензии правообладателей.
Существуют правила использования чужого контента на YouTube. В них говорится, что в каждой стране понятие «добросовестное использование» трактуется по-своему, в зависимости от законодательства. Я как гражданин страны, видеоблогер, имею право на критику. А иск компании Kinodanz этому праву противоречит.
Не опасаетесь, что после того, как вы вынесли проблему в публичную плоскость, найдутся люди, которые оперативно установят допустимый объем цитирования на видеоплощадке? А тогда плохо станет всем блогерам в России.
Я вообще, честно говоря, не понимаю, как можно регулировать отдельную площадку, если для всех закон един.
Вы рассказывали о встрече с истцом, где представители Kinodanz прямо сказали, что за ними стоят серьезные люди — в частности, Министерство культуры. Что это была за встреча?
Это был телефонный разговор и живое общение. Мы встречались с представителем компании, и эти слова прозвучали из его уст. То есть это, конечно, не слова генерального директора или режиссера. Это слова представителя.
Вас пытались запугать?
Я бы даже не сказал, что нас запугивали. Эти люди просто констатировали факт. Да, Министерство культуры явно выступает на их стороне, иначе им не выделили бы средств на фильм «За гранью реальности» и другие не менее «замечательные» картины. Очевидно, что у этой киностудии есть серьезная поддержка, раз им доверили проект на 950 миллионов рублей.
Kinodanz при поддержке Агентства стратегических инициатив создаст в Калининграде кластер по производству компьютерной графики и визуальных эффектов. Сумма инвестиций — 950 миллионов рублей. Одним из инвесторов проекта стал бывший топ-менеджер «Яндекса» и рекламной группы BBDO Игорь Лутц.
Вы сталкивались с давлением раньше?
В 2014 году после обзора ремейка «Кавказской пленницы» от Максима Воронкова какие-то люди угрожали пробить мне череп. Не могу утверждать, был ли к этому причастен режиссер или продюсерская компания. Иначе я рискую схлопотать еще один иск. Но забавно, что в той ситуации купился даже Александр Роднянский, который меня не поддержал. Это случилось после моего обзора на «Левиафан», который он продюсировал. Я выпустил его до премьеры и был неправ, я это признаю.
Kinodanz требует от вас миллион рублей. Насколько это большая сумма для вас?
Понимаете, тут ведь вопрос не в миллионе рублей, а в том, что они пытаются запретить критиковать их фильмы. Предположим, я бы мог, как они требуют, удалить ролик. Но что тогда? Это значит, что любой другой, недовольный критикой, может прийти и сказать: «Удаляй!» И надо будет удалять. Да Kinodanz первыми же и придут! Если кинокомпания выиграет суд, YouTube блокирует мой ролик, а дальше еще один страйк от того же Kinodanz — и это фактически закрытие канала из-за жалоб. Но мы создадим канал или будем размещать копии роликов на других — иными словами, любыми способами обойдем запрет.
Источник:
302 комментария
6 лет назад
Евгений Баженов: А может хватит снимать УГ за счет налогоплательщиков?
Компания Kinodanz: Евгений, за нами стоят влиятельные люди из Министерства Культуры, которым мы помогаем пилить бабл... производить качественные художественные фильмы. Вы, Евгений, должны удалить все свои обзоры, выплатить нам хренилион рублей, поцеловать портрет Михалкова, покаяться и застрелиться. А ваша аудитория должна пойти нах... в кинотеатры на наши качественные художественные фильмы
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена