Кронштадтский мятеж 1921 года: мифы и обыденность
Петроградский комитет РКП(б) ввел в городе военное положение, рабочие зачинщики были арестованы. 1 марта моряки и красноармейцы военной крепости Кронштадт (гарнизон 26 тысяч человек) под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!» вынесли резолюцию о поддержке рабочих Петрограда. Так началось знаменитое Кронштадтское восстание.
Существуют две основные точки зрения на это событие: «большевистский» подход, где военный мятеж называют бессмысленным, преступным, который подняла кучка авантюристов.
Либеральный, антисоветский подход – когда восставших называют героями положившими конец политике «военного коммунизма».
Кронштадт
– это одновременно город на острове Котлин и военно-морская крепость, прикрывавшая с моря столицу Российской империи – Петербург. Крепостные сооружения начали строить еще при Петре первом в 1703-1704 гг. Большая часть из 16 фортов, составляющих крепость, расположена на искусственных и естественных островах. Северный мелкий фарватер прикрывали островные форты «Обручев», «Тотлебен» и номерные форты №1 и №7. Южный основной фарватер прикрывали островные форты № 1, № 2, «Милютин», «Кроншлот» и «Константин», последний находился на узком мысе на южном побережье острова Котлин. Во время военной программы 1908-1915 годах, на обоих берегах финского залива были построены передовые форты «Красная Горка», «Ино» и «Серая Лошадь». В 1918 году форт «Ино», на северном берегу залива был взорван, чтобы не достался Финляндии. На начало февраля 1921 года в состав гарнизона крепости входили: штаб, 187-я отдельная стрелковая бригада, 21-й воздухоплавательный отряд, крепостная артиллерия механические и вспомогательные части. Всего гарнизон составлял 16 468 человек, из которых 1078 командиров. Самым мощным вооружением обладал внешний форт «Красная Горка», четыре 280-мм мортиры, 8-мь 305-мм орудий доставали не только до Кронштадта, но и до финского берега.
Кронштадтская крепость к началу Первой Мировой войны, после ликвидации ошибок выявленных русско-японской войной, была сильнейшей в мире береговой крепостью, и справиться с ней не смог бы ни германский, ни английский флот, ни всей Красной Армии.
Причины и предпосылки
Обычно указывают на тяжелое положение населения – крестьян и рабочих, которых разоряла война, шедшая с 1914 года – Первая мировая, затем Гражданская война. В которой обе стороны, белые и красные, снабжали продовольствием свои армии и города, за счет сельского населения. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний, как в тылу белых армий, так и красных. Последние из них были на юге Украины, в Поволжье, на Тамбовщине. Это стала предпосылкой Кронштадтского восстания.
Непосредственные причины:
- Моральное разложение экипажей линкоров
- линкоров «Севастополь» и «Петропавловск». В 1914—1916 годах балтийские линкоры не сделали ни одного выстрела по неприятелю. Два с половиной года экипажи находились в ожидании выхода в море, но, увы, линкоры-дредноуты так и не сделали ни одного боевого выстрела за всю войну. Нетрудно догадаться, как это сказалось на психологическом состоянии команд.
Получив весть о Февральской революции, матросы линкоров типа «Севастополь» устроили дикую расправу над своими офицерами в Гельсингфорсе, а позже учинили погромы обывателей в городе Кронштадте. Это была первая в ходе революции массовая расправа над офицерами, во время которой офицеров было убито больше, чем с августа 1914 года во всех флотах вместе.
- Негативное воздействие «отцов-командиров».
Вместо того, чтобы назначить на Кронштадт настоящего боевого командира, который бы навел порядок в «матросской вольнице», где были сильны позиции анархистов. Командиром Балтийского флота в июне 120 года был назначен - Федор Раскольников, протеже Л. Троцкого-Бронштейна.
Этот командир «прославился» несколькими своеобразными подвигами, например: 26 декабря 1918 года Раскольников без боя сдал английским эсминцам балтийский эсминец «Спартак». По приказу Троцкого, англичанам немедленно предложили в обмен на Раскольникова 17 пленных британских офицеров.
На Балтийский флот он прибыл с командой подручных, которых сразу поставил на важные посты - начальником политотдела Балтийского флота, он назначил своего тестя и видного троцкиста М. А. Рейснера. Начальником штаба, сделал своего начштаба по Волжско-Каспийской военной флотилии Владимира Кукеля. Его команда, вместо наведения порядка, сразу отметилась постоянными пьянками, усугубив и так плохой морально-психологический климат в крепости.
С «положительной» стороны отметилась и молодая жена Раскольникова, занявшая несколько должностей в штабе флота - Лариса Рейснейр (она называла себя «коморси» — командующей морскими силами). Она заняла квартиру бывшего морского министра Григоровича, отличалась дорогими вызывающими туалетами, роскошью одежды, квартира была наполнена предметами роскоши. Типичная мещанка во дворянстве.
- Пропаганда троцкизма.
Раскольников практически не занимался служебными делами, и время посвященное не пьянкам, посвящал распространению идей троцкизма. Он всячески подрывал позиции лидеров большевиков, активно ему помогали Лариса и Михаил Рейснеры.
Раскольникову удалось втянуть кронштадтскую партийную организацию численностью около 1,5 тыс. большевиков в «дискуссию о профсоюзах». 10 января 1921 года в Кронштадте состоялась дискуссия партийного актива. Платформу Троцкого поддерживал Раскольников, а Ленина — комиссар Балтийского флота Кузьмин. Через три дня состоялось общее собрание кронштадтских коммунистов с той же повесткой.
Наконец 27 января Раскольников был смещен с поста командира флота, а временно исполняющим обязанности был назначен Кукель.
Ход восстания
1 марта была выпущена резолюция о поддержке рабочих Петрограда, с лозунгом «Вся власть Советам, а не коммунистам». Потребовали освобождения из заключения, всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и, исключения из них всех коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения кустарного производства собственным трудом, разрешения крестьянам свободно пользоваться своей землёй и распоряжаться продуктами своего хозяйства, то есть ликвидации продовольственной диктатуры. Для поддержания порядка в Кронштадте и организации обороны крепости был создан Временный революционный комитет (ВРК) во главе с матросом Петриченко, помимо которого в комитет вошли его заместитель Яковенко, Архипов (машинный старшина), Тукин (мастер электромеханического завода) и Орешин (заведующий третьей трудовой школой).
3 марта Петроград и Петроградская губерния были объявлены на осадном положении. Кронштадтцы добивались открытых и гласных переговоров с властями, однако позиция последних с самого начала событий была однозначной: никаких переговоров или компромиссов, мятежники должны сложить оружие безо всяких условий. Парламентёров, которые направлялись восставшими, арестовывали.
4 марта Комитетом обороны Петрограда Кронштадту был предъявлен ультиматум. Восставшие вынуждены были либо принять его, либо защищаться. В тот же день в крепости состоялось заседание делегатского собрания, на котором присутствовали 202 человека. Было решено защищаться. По предложению Петриченко состав ВРК был увеличен с 5 до 15 человек.
5 марта властями отдается приказ об оперативных мерах по ликвидации восстания. Была восстановлена 7-я армия под командованием Михаила Тухачевского, которому предписывалось подготовить оперативный план штурма и «в кратчайший срок подавить восстание в Кронштадте». 7-ю армию усиливают бронепоездами и авиаотрядами. На берегах Финского залива было сосредоточено свыше 45 тыс. штыков.
7 марта 1921 начался артиллерийский обстрел Кронштадта.
8 марта 1921 года части Красной армии пошли на штурм Кронштадта, штурм был отбит. Началась перегруппировка сил, стягивались дополнительные части.
В ночь на 16 марта после интенсивного артиллерийского обстрела крепости начался новый штурм. Мятежники заметили атакующие советские части слишком поздно. Так, бойцы 32-й бригады без единого выстрела смогли подойти на расстояние одной версты до города. Штурмующие смогли ворваться в Кронштадт, к утру сопротивление было сломлено.
В ходе боев за Кронштадт Красная Армия потеряла 527 человек убитыми и 3285 человек ранеными. Мятежники потеряли убитыми около тысячи человек, 4,5 тысячи (из них половина — раненые) были взяты в плен, часть бежала в Финляндию (8 тысяч), было расстреляно по приговорам ревтрибуналов — 2103 человека. Так закончилась Балтийская вольница.
Особенности восстания
- Фактически мятеж подняла только часть матросов, позже к мятежникам присоединились гарнизоны нескольких фортов и отдельные обыватели из города. Единства настроений не было, если бы весь гарнизон поддерживал восставших, подавить восстание в мощнейшей крепости было бы намного труднее и пролилось бы больше крови. Матросы Революционного комитета не доверяли гарнизонам фортов, так на форт «Риф» было направлено — свыше 900 человек, на «Тотлебен» и «Обручев» по 400. Комендант форта «Тотлебен» Георгий Лангемак, будущий главный инженер РНИИ и один из «отцов» «Катюши», категорически отказался подчиняться ревкому, за что был арестован и приговорен к расстрелу.
- Требования восставших были чистейшей воды дурью и не могли быть выполнены в условиях только, что закончившейся Гражданской войны и Интервенции. Скажем лозунг «Советы без коммунистов»: Коммунисты составляли почти весь Госаппарат, костяк Красной Армии (400 тыс. из 5,5 млн. человек), командный состав РККА на 66% из выпускников курсов краскомов из рабочих и крестьян, соответствующе обработанных коммунистической пропагандой. Без этого корпуса управленцев, Россия бы опять ухнула в бездну новой Гражданской войны и началась бы Интервенция осколков белого движения (только в Турции дислоцировалась 60-тысячная Русская армия барона Врангеля, состоявшая из опытных бойцов, которым терять было уже нечего). По границам располагались молодые государства, Польша, Финляндия, Эстония, которые были не прочь оттяпать еще русой землицы. Их бы поддержали «союзники» России по Антанте.
Кто будет брать власть, кто и как будет руководить страной, откуда взять продовольствие и т.д. — найти ответы в наивных и безответственных резолюциях и требованиях восставших невозможно.
- Восставшие были бездарными командирами, в военном отношении, и не использовали всех возможностей для обороны (наверное, и Слава Богу – а то крови пролилось бы намного больше). Так, генерал-майор Козловский командующий кронштадтской артиллерией и ряд других военспецов сразу же предложили Ревкому атаковать части Красной Армии на обеих сторонах залива, в частности, захватить форт «Красная Горка» и район Сестрорецка. Но ни члены ревкома, ни рядовые мятежники не собирались покидать Кронштадт, где они себя чувствовали в безопасности за броней линкоров и бетоном фортов. Их пассивная позиция и привела к быстрому разгрому.
За время боев мощная артиллерия линкоров и фортов, контролируемых мятежниками, не была использована на полную мощь и не нанесла особых потерь большевикам.
Военное руководство Красной Армии, Тухачевский, также действовало не удовлетворительно. Если бы восставшими руководили опытные командиры, штурм Крепости бы был провален, а штурмующие умылись кровью.
- Обе стороны не стеснялись лгать. Восставшие выпустили первый номер «Известий Временного революционного комитета», где главной «новостью» говорили, что «В Петрограде всеобщее восстание». На деле в Петрограде волнения на заводах пошла на убыль, некоторые корабли, стоявшие в Петрограде, и часть гарнизона колебались и занимали нейтральную позицию. Подавляющее большинство солдат и матросов поддержало правительство.
Зиновьев же врал, что в Кронштадт проникли белогвардейские и английские агенты, которые швырялись золотом налево и направо, а мятеж поднял генерал Козловский.
- «Героическое» руководство Кронштадтского Ревкома во главе с Петриченко, поняв, что шутки кончились, еще в 5 часов утра 17 марта на автомобиле уехало по льду залива в Финляндию. Вслед за ними ринулась толпа простых матросов и солдат.
Итогом стало ослабление позиций Троцкого-Бронштейна
Начало Новой Экономической политики автоматические отодвинуло позиции Троцкого на второй план и полностью дискредитировало его планы милитаризации экономики страны. Март 1921 года стал переломным моментом в нашей истории. Началось восстановление государственности и экономики, попытка ввергнуть Россию в новую Смуту была пресечена.
Источник:
7 комментариев
6 лет назад
(а "смута" к 1921г еще не кончилась в стране, так что вывод некорректен; народ сопротивлялся как мог...).
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Большевики на тот момент были весьма догматичными персонажами. Вера в то, что будет целая серия революций была незыблемой. Хотя и небезосновательно. Революция в Германии, волнения в США и Англии. Правда, к 21 году все уже сошло на нет.
Теперь аргументы.
Коминтерн (как некий инкубатор для мировой революции) образовался в 1919 году, когда казалось, какое там до международных дел. Ситуация такая, чтоб хоть кто-то хоть чем-то помог. А помогать голодранцам всего мира - как-то странная история. Кстати, возглавил его не кто-нибудь, а Зиновьев.
В 1918 г. на переговорах о перемирии с Германией Троцкий занимает какую-то уж совсем безумную позицию, что приводит переговоры не просто в тупик, а к катастрофе. Помним - ни мира, ни войны, договор не подписывать, армию распустить. Если не абсолютная вера в международную революцию, то объяснить эти телодвижения можно только глубоким клиническим идиотизмом, а таковых среди вождей большевиков не было.
Польская война 21 года - командовали Тухачевский, Егоров. Достаточно сильные стратеги, подтвердившие свои способности неоднократно. Вылилось - в какой-то мега-партизанск ий рейд. Ладно бы Буденный - его стиль, но не этих персонажей. Результат - получили по щщам, пришлось очень быстро улепетывать. По причине - подготовлена была эта кампания из рук вон плохо с точки зрения именно военной. Вопрос - а замысел компании в чем состоял? Захватить Польшу - так не делается, контрудар - слишком глубоко. Ничего не остается как предполагать, что был расчет на восстание в поддержку местного населения и движение в Европу дальше. Не случилось.
Интернационализм большевиков вошел в фольклор. Булгаков с журналами для германских детей. У Блока в "12" помните - "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!". Песенка "Я хату оставил, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать" (хоть и позднее, но все-равно примечательно). Что характерно - у себя не пашем, не строим, печалимся о положении крестьян в Испании. Раздаем земли, которые нам не принадлежат ни в коем разе. Восхитительно!
Теперь о восстании. Кронштадт - одно из многих. Тамбовское восстание (антоновщина), серия восстаний на поволжье и в сибири (продразверстка), забастовки в Питере. Военный коммунизм трещал по швам.
Есть мега-идея, ради этой идеи все средства хороши. Взять их неоткуда, только за счет внутренних резервов. Гражданская война закончена, враг разбит и бежал. Больше нет пугала, которое бы оправдывало безудержную откачку средств. Так что население, которому глубоко наплевать на глобальные замыслы, начинает подозревать неладное. А опыт и навыки есть решать все через оружие. Еще немного - и снесут к чертям.
Кронштадт - полностью разложившийся гарнизон, давно не отличавшийся дисциплиной. Привыкший к анархии, митинговщине и вседозволенности. Пока нет глобальных задач - не до них. А тут, как выясняется, чтобы дальше воевать надо во-первых иметь дисциплинированные части. Ну и цель, которая бы вдохновляла. Мировая революция на таковую не потянула. А привычка вождей решать все через террор только полила масла в огонь - еще жива была память и миф об оплоте и опоре революции. Вот и вылилось в восстание.
Тут уж не до жиру. У Ульянова начинаются метания и суета. Догмы-то рушатся. И, по сути, не придумал ничего лучше, как НЭП. А это уже откат к прошлому, к капитализму. Начинает натягивать сову на глобус. С особо упертыми (Троцкий) отношения портятся напрочь.
С житейской точки зрения все это понятно. Жить-то хочется и жить, по возможности, хорошо. Тут уж не до измов и, тем более, не до давних, из 19-го века, придумок немецкого экономиста Маркса.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена